РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ

Прохода И.А. 1, Донцова А.Ю. 1
1ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»,
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Одним из основных направлений для Российской Федерации (РФ) в инновационной политике является оказание системной поддержки только созданным и уже развивающимся малым инновационным предприятиям (МИП), а также формирование благоприятного климата, способствующего повышению их инновационной активности и эффективности.

Малый бизнес является необходимым оживлением и стабилизацией отечественной экономики и играет ведущую роль в реализации результатов научных исследований в реальный сектор, сотворение интеллектуальной элиты страны, привлечение молодых ученых в бизнес. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет цели экономики, основанной на реальных знаниях. Конкретные результаты сформированной экономики к 2020 году - увеличение доли высокотехнологичных и интеллектуальных услуг до уровня 5-10 %, увеличение доли высокотехнологичного сектора экономики в 2 раза с 10,9 до 17-20 %, увеличение в 5 – 6 раз доли инновационной продукции в промышленности, 4 – 5 раз – количество инновационно активных предприятий (с 9,4 до 40-50 %) [1].

С ростом малого бизнеса можно решить насущные проблемы в экономике, такие как активация инновационных процессов, снижение количества безработных, развитие конкуренции, то есть как своего рода механизм, использование которого зависит от большого количества объективных факторов [2].

Цель исследования: изучить этапы становления и развития малых инновационных предприятий в России.

Материал и методы исследования. Материалом для теоретического исследования выступает научная литература по данной теме, работы отечественных и зарубежных ученых. Также в ходе написания работы использовались материалы Национального института системных исследований проблем предпринимательства, результаты в Сети, Федеральной службы государственной статистики.

Методология исследования представлена современным процессным и системным подходами.

Объектом исследования являются малые инновационные предприятия, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации.

Предмет исследования: изучение этапов становления и развития малых инновационных предприятий, а также роль государственных механизмов их стимуляции.

Результаты исследований и их обсуждение.

Малый бизнес в России создавался, формировался и развивался в ходе длительного процесса формирования товарной продукции, которая выступала материальной основой бизнеса, на которой произошло развитие деловых отношений.

Первый этап приходится на период с 1987 - 1999 год и называется «романтик».

Второй этап начинается в 1992 году и заканчивается через два года – «шок».

Третья охватывает период с 1995 по 1998 год и называется «стадией несбывшихся надежд», а стадия «зрелости» называется периодом с 1999 года по настоящее время [3].

На современном этапе своего развития этому способствует решение следующих задач: развитие экономической инициативы, повышения конкурентоспособности товаров и услуг, сокращение безработицы в стране и увеличения занятости в сфере производства и торговли, повышению качества товаров и услуг, освоение новых технологий, формирование конкурентной среды, что так же ведет к развитию рыночной экономики в государстве и рост ее основных экономических показателей.

Получается, становление и развитие малого бизнеса в России проходило в 4 этапа: первый этап «романтический», он приходится на период с 1987 по 1999 год, второй этап «шоковый», с 1992 по 1994 год, третий этап «несбывшихся надежд» с 1995 по 1998 год и четвертый этап называется этапом «зрелости» с 1999 года по сей день [2].

Сегодня в России наблюдается тенденция, которая заключается в том, что экономическая политика ориентирована на поддержку крупных государственных экономических структур. Государство направляет свои усилия на макроэкономические реформы, снимая тем самым ответственность за судьбу социально-экономически продвинутых граждан, работающих в сфере малого бизнеса, так как считает, что это не является определяющим фактором в реализации экономических реформ.

Иными словами, точка зрения мелких предпринимателей, их нужды и проблемы не учитываются государством. Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня малый бизнес в самой сложной ситуации. Отсутствие регулирования экономических отношений не позволяет малому бизнесу использовать залоговые и гарантийные права, привлекать инвестиции и кредиты в полном объеме. Этот фактор часто приводит к сворачиванию малого бизнеса, банкротству.

Малый бизнес является неотъемлемой частью рыночной системы, без этого экономика не может полноценно существовать. Малые предприниматели - самая многочисленная прослойка частных собственников, укрепляющих рыночные отношения.

Исходя из вышеизложенного, необходимо сделать вывод, что на современном этапе в России вопросы государственной поддержки предпринимательства должны быть учтены и выдвинуты в центр государственной экономической политики. За годы реформ малый бизнес стал единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим возврат средств, а также как эффективное использование материальных ресурсов.

Она поглощает большую часть экономически активного населения, тем самым устраняя острые социальные проблемы, такие как безработица. Следует отметить, что малый бизнес играет важную роль в развитии экономики, это фактор социально-политической стабильности в стране.

Сегодня развитие российского малого бизнеса значительно отстает от потребностей российской экономики. При государственной поддержке рост малого и среднего бизнеса может стать существенным фактором экономического роста. Следует отметить, что Россия по показателю доли инновационного продукта в ВВП страны уступает многим странам с развитой рыночной экономикой, несмотря на то, что за последние годы были реализованы и запущены национальные программы развития малого бизнеса.

По результатам анализа Национального института системных исследований предпринимательства, количество официально зарегистрированных малых предприятий по состоянию на 1 января 2017 года составляет 241,8 тыс., что является довольно небольшим показателем для Российской Федерации. В малом бизнесе занято около 6192 тыс. человек, что составляет 13.86% от общего числа всех занятых в российской экономике. В большей степени, это посредническая деятельность, а также поддержание рыночной инфраструктуры [4].

По данным Федеральной службы государственной статистики от 12 октября 2016 года, около 38,7% субъектов малого и среднего предпринимательства занимаются оптовой и розничной торговлей, 20,3% - операциями с недвижимостью, арендой и оказанием услуг, а 10,4% - промышленным производством [5].

На сегодняшний день в таких отраслях, как промышленность, сельское хозяйство, бытовое обслуживание, значительно сокращается количество субъектов малого предпринимательства. Спад более выражен в научных службах и науке. По статистическим отчетам зарубежных развитых стран, малые и средние предприятия превышают почти 80% от общего числа предприятий этих стран.

Только государственная поддержка малого бизнеса в силу масштабности способна противостоять конкуренции крупного капитала, а также отстаивать свои социальные, экономические и политические интересы. В качестве мер по развитию малых инновационных предприятий предлагается:

1. Осуществление действий, связанных с решением нужд предпринимателей.

2. Обеспечение справедливых конкурсных отборов заявок при получении государственной поддержки малого предпринимательства.

3. Постепенная передача муниципальных полномочий при поддержке малого предпринимательства на уровень территорий.

4. Удовлетворение потребностей предпринимателей на разных этапах развития малого бизнеса.

5. Региональные проекты развития малого бизнеса в первую очередь реализуются с целью получение максимального синергетического эффекта.

6. Исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации и объединений предпринимателей обязаны действовать совместно для поддержки малого бизнеса [6].

Выводы. В статье проанализированы проблемы и перспективы развития малых инновационных предприятий в России. В статье показаны основные этапы формирования, становления и развития малых инновационных предприятий в России. Установлены перспективные направления развития малого бизнеса в России: осуществление действий, связанных с решением нужд предпринимателей; обеспечение справедливых конкурсных отборов заявок при получении государственной поддержки малого предпринимательства; постепенная передача муниципальных полномочий при поддержке малого предпринимательства на территориальный уровень; поэтапное удовлетворение возникающих потребностей представителей малого бизнеса; реализация различного уровня проектов развития малого бизнеса; совместные действия органов исполнительный государственной власти, местного самоуправления, общественных организации и объединений предпринимателей для стимулирования малого бизнеса.

В заключении хотелось бы отметить, что нужды и проблемы мелких предпринимателей не учитываются государством. Сегодня малый бизнес в самой сложной ситуации. Отсутствие регулирования экономических отношений не позволяет малому бизнесу использовать залоговые и гарантийные права, привлекать инвестиции и кредиты в полном объеме. Этот фактор часто приводит к сворачиванию малого бизнеса и банкротству.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] //74330s020.edusite.ru/DswMedia/koncepciyadolgosrochnogosocial-no-yekonomicheskogorazvitiyarossiyskoyfederaciinaperioddo2020goda.pdf (дата обращения: 15.10.2018г).

2. Абзалилов С.Н. Малое предпринимательство в промышленности как фактор социальной и политической стабильности в обществе //Вестник БИСТ. 2016. №4. С. 65-69.

3. Толмачев Д.Е., Ульянова Е.А., Плинер Л.М. Развитие малого и среднего бизнеса в регионе: формирование приоритетных направлений на примере Свердловской области //Экономика региона. 2015. №1. С.115-116.

4. Романович М.А. Совершенствование механизма стимулирования инновационной деятельности малых предприятий на базе вузов: дис. … канд. экон. наук. Белград, 2014. 200 с.

5. Аббасова О.М. К вопросу о государственном регулировании малых промышленных предприятий в РФ //Методы науки. 2017. №1. С.20-22.

6. Калачева Д.Г. Необходимость осуществления государственной поддержки малых форм хозяйствования в АПК //Методы науки. 2017. №1. С.16-18.

Просмотров работы: 59