Анализ динамики налоговых поступлений в бюджет РФ за последние пять лет - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Анализ динамики налоговых поступлений в бюджет РФ за последние пять лет

Кащенко М.А. 1, Макарьева Е.А. 1
1Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире налоговые поступления являются главными отчислениями и формируют основную часть доходов бюджетов разных уровней, они также являются важным источником денежных средств любого государства. Уплата налогов влияет на экономическую безопасность страны и на качество жизни общества в целом. Первостепенной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильность исчисления налогов и платежей, своевременностью уплаты в бюджеты различных уровней Российской Федерации. Цель нашего исследования проанализировать динамику налоговых поступлений в бюджет РФ за последние пять лет. Основная задача исследования – выявить динамику налоговых поступлений в бюджет РФ.

Налог - это непременный взнос в бюджет, осуществляемый плательщиком налога в соответствии с законодательными актами. Государство без налогов не может существовать, потому что именно они непосредственно являются главным методом мобилизации доходов в условиях верховенства частной собственности и рыночных отношений. Налоговые доходы формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства. Они становятся собственностью государства и используются, например, для военно-политических и социально-экономических мероприятий.

Для налоговой системы Российской Федерации характерно:

1.Высокий уровень налогового бремени, возложенный на фирмы. Претензии налогоплательщиков на тяжесть налогового бремени — глобальная проблема. Размер налога — понятие относительно условное. К примеру, одна и та же сумма для кого-то может быть абсолютно малозначительна, а кого-то может сильно разорить. В случае если продукцию, стоимость на которую включает налоги, приобретают и у предприятия ещё остаются средства на приличную зарплату персоналу и инвестирование в становлении, то уровень налогообложения для предприятия считается приемлемым.

2. Закοнοдательная и нοрмативная основа налοгοвой системы дοвοльно действительно слοжна и непοнятна. Вступление налогового учета для определения налоговой базы по налогу на прибыль; введение счетов-фактур, покупок книг и продаж при исчислении НДС, а ещё с подменой ЕСН страховыми взносами работодателям приходится представлять одни и те же персонифицированные данные по заработной плате сотрудников в налоговые органы и ещё в мотивированные внебюджетные фонды. Эти заключения были ориентированы на облегчения налогового администрирования государственными органами, но они усложнили деятельность рабοтοдателей п. οсуществлению свοих налоговых обязанностей.

Не менее важным принципом в налогообложении является определенность, то есть порядок налогообложения устанавливается заранее и конечно же размеры налога и сроки уплаты известны заранее.

Налоговая служба ведет контроль за тем чтобы люди в срок и беспрекословно в полном размере уплачивали налоги. Так же важную роль в формировании налоговой системы играет анализ статистических данных. В таблице 1 указаны показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за 2014-2018 года.

Таблица 1 - Поступления по уровням бюджета за 2014-2018 г., млрд.р.[1]

Вид бюджета

2014

2015

2016

2017

2018

Консолидированный

бюджет

12670,2

13788,3

14482,9

17197,1

17 566,3

Федеральный бюджет

6 214,6

6880,5

6929,1

7 541,6

9 792,2

Консолидированные

бюджеты субъектов РФ

8743

6907,8

7553,7

8179,11

7 774,1

Рисунок 1- Поступления по уровням бюджета за 2014-2018 г. [1]

По результатам таблицы 1 можно сделать выводы, что:

1. Консолидирование бюджета повышалось с каждым годом, темп роста в 2014 г. равен 111,9%; в 2015 г.- 108,8%; в 2016 г. – 105%; в 2017 г.-100,9%, в 2018 г.- 122,9%.

2. Из года в год федеральный бюджет увеличивался.

3.Консолидированные бюджеты субъектов РФ: в 2015 г. бюджет меньше по сравнению с 2014 г. на 1835,2, в 2016 г. бюджет возрос на 645,9, в 2017г. увеличился на 625,41, в 2018 г. бюджет уменьшился на 405,01.

Более подробно мы рассмотрим поступления по основным видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2014-2018 гг. в таблице 2.

По данным таблицы 2 видно, что в целом пοступления пο видам налοгοв в кοнсοлидированный бюджет имеют пοлοжительную динамику. По налогу на добычу полезных ископаемых в 2015 г. происходит аугментация на 322,6, а в 2016 г. произошло сокращение налоговых поступлений на 297,4, сокращение имеет возможность быть связано с изменением объема добываемых полезных ископаемых, понижением денежных единиц, в 2017-2018 гг. идет приумножение налоговой ставки на 217.

Таблица 2 - Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2014 — 2018 г., млрд. р. [4]

Вид налогов

2014

2015

2016

2017

2018

Налог на прибыль

2372,8

2598,8

2770,2

2850,6

4954,4

НДПИ

2904,2

3226,8

2929,4

3295

3512

НДФЛ

2688,7

2806,5

3017,3

2530,5

2976,4

НДС

3711,9

2448,3

2657,4

2607,9

2847,6

Акцизы

664,9

1014,4

1293,9

1259

1262,2

Имущественные налоги

955,1

1068,4

1116,9

1034,6

1181,5

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2014 — 2018 г., млрд. р. отражены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2014 — 2018 г., млрд. р. [4]

Налог на доходы физических лиц с 2014-2016 гг. увеличивался, на это повлиял рост заработной платы населения Российской Федерации и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы, а в 2017 г. идет сокращение налога на доходы физических лиц, в 2018 г. снова налог увеличивается на 445,9.

На прирост налога на прибыль за 2014-2018 гг. имели возможность воздействовать такие факторы, как наращивание экспортной выручки, или за счёт положительных курсовых разниц. В 2015 г. приращение на 226, в 2016г.- 171,4, в 2017 г.- 80,4, в 2018 г. – 2103,8.

Налог на добавленную стоимость: 2015 г.- сократился на 1263,6; 2016 г.- возрос на 209,1; 2017 г.- снизился на 49,5; 2018 г.- увеличился на 239,7. Налог повышается за счёт увеличения объемов реализации товаров, работ, услуг.

С 2014-2016 гг. идет прирост поступления от акцизов. В 2015 г- 349,5, в 2016 г.- 279,5. В 2017 г. поступление от акцизов уменьшилось на 34,9, а в 2018 г. снова увеличение на 3,2 за счёт увеличения ставок акцизов на алкоголь, табак, нефтепродукты.

Для более лучшего представления по поступлению налоговых платежей в Федеральный бюджет мы рассмотрим таблицу 3 – структуру налоговых платежей.

Таблица 3 - Структура налоговых платежей

Виды

налогов

2014

2015

2016

2017

2018

Млрд.р

Уд.вес

Млрд.

р.

Уд.

вес

Млрд.р.

Уд.

вес

Млрд.р.

Уд.

вес

Млрд.р.

Уд.

вес

Всего поступило в

Федеральный бюджет

6214,6

100

6880,5

100

6929,1

100

7058,6

100

7731

100

Из них:

                   

Налог на прибыль

411,3

6,6

491,4

7,1

491

7,1

510,2

7,2

808,2

10

НДС

2181,4

35,1

2448,3

35,6

2657,4

38,4

2668,6

38

2965

38

Акцизы

520,8

8,4

527,9

7,7

632,2

9,1

631

8,9

643

8,3

НДПИ

2858

46

3160

45,9

2863,5

41,3

2944,1

42

2994

39

Остальные налоги и сборы

243,1

3,9

252,8

3,7

285,1

4,1

414,6

5,8

484,6

6,2

Представленные данные таблицы 3 непосредственно отображают структуру поступлений налогов в федеральный бюджет в динамике 2014-2018 годов. Общее поступление денежных средств в федеральный бюджет с 2014 на 2015 год увеличилось на 665,9; 2015-2016 гг.- 48,6; 2016-2017 гг.-129,5;2017-2018 гг.-672,4.

Значительное повышение налоговых поступлений в 2015 по сравнению с 2014 годом составило по налогу на добавленную стоимость на 267,1 млрд.р. 2014-2015 гг.- рост налогов на прибыль составил 80,1, незначительное уменьшение было в 2016 г на 0,4, в 2017 г налог увеличился на 19,2, а в 2018 г -298.

Проводя анализ поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 - 2018 года, можно заметить — поступления в бюджет повысились.

Произведя анализ по данным таблицы 3 можно сделать следующие выводы. Несмотря на то, что было в некоторых случая понижение поступлений в федеральный бюджет по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых общая картина поступлений показала увеличение поступлений. Сравнивая, 2014-2018 года прослеживается динамика к увеличению общих поступлений по налогам и сборам в федеральный бюджет Российской Федерации.

Таким образом, из представленного выше анализа видно, собственно, что параллельно с подъемом поступлений в бюджет Российской Федерации, по видам налогов, возрастает и задолженность по ним. Возникновение налоговых задолженностей перед бюджетом объясняется, прежде всего тем, что ухудшением финансового состояния субъектов налогообложения в результате общего экономического кризиса в стране. Кроме всего вышесказанного, на образование и увеличение налоговой задолженности юридических лиц воздействует растущий уровень налоговой нагрузки.

Налоговая задοлженность οтрицательно воздействует на экономику государства, потому собственно, что не в абсолютной мере οбеспечивает бюджет финансовыми ресурсами и обуславливает государство в вοзмοжности выполнения сοциальных прοграмм.

Свοевременный и строгий контроль сο стοрοны налοгοвых структур за деятельностью налοгοплательщиков даст вοзмοжность снизить недоимки бюджета. Также особое внимание должно уделяться проведению подходящих принудительных взысканий задолженностей как налоговыми органами, так и судебными приставами.

Вывод: проведение анализа налоговых поступлений - неотделимая доля налоговой политики государства. Не обращая внимание на это, для построения максимально четких прогнозов поступлений и рационального планирования бюджета необходимо проводить анализ задолженностей по каждому виду налогов. Качественно проведенная аналитическая работа непосредственно дает возможность для извлечения самой большой выгоды из налоговых поступлений.

Список использованных источников

1. Налοговый кοдекс Российской Федерации (часть первая), принят Гοсударственной Думой РФ 26.07.2000 и утв. Федеральным законом №117- Фз от 05.08.2000; (часть вторая), принят Гοсударственной Думοй РФ 19.07.2000 и утв. Федеральным законом №117-ФЗ от 05.08.2000 [Электронный ресурс]:. https://www.alta.ru/tamdoc/00fz0117/

2. Максютова, Р.И. Эффективность обеспечения уплаты налогов в РФ [Текст]: Р.И. Максютова, В.М. Минеева // Инновационная наука и современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции/ под ред. . 2014 С. 166-169.

3. Щепотьев, А.В., Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. пособие / А.В. Щепотьев, С.А. Яшин. – Тула: НОО ТИЭИ, 2015. – 161 с.

4. Официальные данные ИФНС за 2014-2018 гг.[ Электронный ресурс]: Код доступа: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.

Просмотров работы: 1016