РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Демьянова Ю.С. 1, Добкина А.С. 1, Беззубов В.В. 1
1Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В наше время современные технологии превратили Интернет в развитую инфраструктуру, охватывающую все основные информационные центры, мировые библиотеки, базы данных научной и правовой информации, многие государственные и коммерческие организации, биржи и банки. Сегодня Интернет может рассматриваться как огромный рынок, способный охватить в потенциале практически все население Земли. Именно поэтому производители программных и аппаратных решений, торговые и финансовые организации активно развивают различные виды и методы ведения коммерческой деятельности в Интернет - электронной коммерции.

Целью исследования является изучение проблем и особенностей развития электронной коммерции потребительского рынка.

Объект исследования – электронная коммерция.

Предмет исследования – развитие электронной коммерции потребительского рынка.

Результаты исследования и их обсуждение В последние годы с ростом популярности Интернета, появлением новых технологий электронная коммерция вошла в жизнь и больших и малых торговых фирм, и частных лиц.

Электронная коммерция – это термин, использующийся для обозначения коммерческой активности в сети Интернет, которая обеспечивает возможности осуществления покупок, продаж, сервисного обслуживания, проведения маркетинговых мероприятий путем использования компьютерных сетей.

Развитие электронной коммерции в России представлено в таблице 1.

Таблица 1 — Развитие электронной коммерции в России

№ п/п

Года

Описание этапа

1.

1991-1993

в это время Интернет представляет собой средство общения только между научными деятелями, техническими центрами, компьютерными специалистами и правительственными организациями

2.

1994-1997

в данный период возможностями всемирной сети начинает активно интересоваться население страны

3.

С 1998 и до сих пор

с помощью Интернета активно развивается электронная коммерция

После появления электронной коммерции потребительский рынок получил новые возможности. Благодаря этому стало возможным: заключение сделок «не выходя из дома», осуществление поиска товара, просмотра характеристики и нахождение аналогичных предложений, неограниченность ассортимента, более низкие цены, снижение себестоимости за счет сокращения транспортных расходов, независимость от третьих лиц.

На сегодня в России сложились определенные факторы, которые оказывают значительное влияние на развитие электронной коммерции. К ним относятся: большая протяженность территории страны, требующая снижения влияния имеющихся на сегодняшний день ограничений реализации товаров, которые связаны с удаленностью субъектов рынка; важность повышения интеграционного процесса для слияния российского бизнеса с мировыми информационными и экономическими процессами. Также проблема сокращения торговых издержек, что увеличило бы конкурентоспособность нашей продукции на мировом рынке; необходимость в более тщательном контроле над реализацией товаров самих предприятий и фискальных органов; важность динамичного развития технологической базы организаций с внедрением самых современных средств информатики.

В условиях электронной торговли обеспечивается функционирование таких бизнес-процессов и моделей, без которых невозможно ее существование: интерактивное взаимодействие продавцов и покупателей предоставляет возможность доступа к рынку в любой точке мира. С одной стороны, на качественно ином уровне удовлетворяются запросы покупателей, с другой — происходит оперативное реагирование на изменение рыночной конъюнктуры.

В период глобализации мировой экономики Россия не может развиваться изолированно, она должна активно принимать участие в прогрессивных процессах.

Оборот электронной торговли в 2014г. В России 683 млрд. руб., что на 27% больше значения предыдущего года. По оценкам экспертной компании J’Son & Partners, рынок Интернет-торговли за последние пять лет прибавлял в среднем 42,5% в год. Однако в связи с макроэкономической ситуацией ожидается снижение объема рынка в 2015 г. до 650 млрд. руб. В 2016г. рынок начнет медленно расти (до 696,5 млрд. руб.), затем рост ускорится, к 2018г. объем Интернет-торговли составит почти 960 млрд. руб. (рис. 1) [1].

Рисунок 1 — Российский рынок Интернет-торговли (с учетом прогноза), млрд. руб.

Как показано на рисунке 1, развитие электронной коммерции в Российской Федерации в основных чертах повторяет опыт, накопленный развитыми государствами. Как правило, не существует принципиальных становых различий в исследуемой сфере, т.к. изменения происходят в русле мировых тенденций.

Естественно, большинство хозяйствующих субъектов нацелены на положительный результат деятельности. Поэтому следует выделить основные стратегические направления, используемые организациями: нацеленность на большее количество посещений, ориентация на увеличение числа покупок, увеличение размеров среднего чека, повышение конверсии сайта [2].

К основным проблемам, тормозящим развитие электронной коммерции, относятся: недоверие части потребителей, недостатки в развитии инфраструктуры, в т.ч. финансовой, несовершенство институциональных основ, несовершенство инфраструктуры. Все указанные проблемы определяют перспективы развития электронной коммерции.

Говорят, что сайты, предлагающие лучшие бренды в своей отрасли, занимают первые строчки в поисковой системе. Кроме того, большинство пользователей просматривают только первую страницу. И лишь около 41% от общего количества пользователей в случае, когда не находят нужную информацию, начинают использовать другую поисковую систему [3]. На основании этого, можно сделать вывод, что со временем роль и значение поисковых систем будет возрастать.

В современном мире электронная коммерция находится в стадии институционального становления. Так организация электронной торговли немыслима без использования персональных данных покупателей, хранение и обработка которых регламентируется Федеральным законом №152-ФЗ «О персональных данных» [4].

К тому же, проведение наличных расчетов определяется Федеральным законом №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники…», что делает затруднительным процедуру оформления отказов покупателей от приобретенных товаров [5].

Отметим еще один Федеральный закон, в котором определяется статус электронных денег и мобильных платежей (Федеральный закон «О национальной платежной системе») [6].

Эксперты предполагают, что в России электронная коммерция будет расти за счет регионов, что связано с их экономическим развитием и «освоением» гражданами Интернета. Если говорить о перспективах развития рынков электронной коммерции в РФ, то предполагается появление большего числа «продвинутых» магазинов, которые станут формировать основу на рынке. Примерно останется пятнадцать сильнейших игроков, слабые превратятся в селлеров, как это совершается сейчас в США на ebay.com или amazon.com. И сегодня у интернет-магазинов России еще есть возможность попасть в число лидеров отрасли. Состояние электронной коммерции в России по сравнению с Европой несколько иное, но аналитики утверждают, что в нашей стране электронная коммерция становится все более популярной. В настоящее время рынок электронной коммерции в Российской Федерации находится на этапе интенсивного развития (рис. 2).

Рисунок 2 —Объем рынка электронной коммерции в России

(млрд. руб.)

Вывод: в настоящее время серьезными препятствиями на пути развития рынков электронной коммерции в РФ являются: большие недоработки в нормативной и законодательной базах, вопросы безопасности онлайн-операций купли-продажи, а также конфиденциальности личной информации и прав интеллектуальной собственности, юридические и налоговые риски. Национальной чертой России в данном вопросе выступает человеческий фактор – большая часть населения не доверяет электронной коммерции, придерживаясь консервативных взглядов. Другими тормозящими факторами выступают неразвитость инфраструктуры, слишком высокая стоимость доставки, доминирование онлайн-магазинов. Развитие логистики, инфраструктуры и законодательства в данной области – ключевые аспекты для дальнейшего подъема интернет-ритейлинга в России. Также на дальнейшее развитие указывает растущая популярность социальных сетей, что также способствует торговле.

Список литературы:

Статистика интернет-торговли в странах мира. URL:http://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/statistika-internet-torgovli-v-stranakh-mira.

Дианова Т. В. Электронная торговля в системе экономических отношений современного рыночного хозяйства: автореф … канд. экон. наук. / Дианова Таисия Владимировна. — М., 2013. — 24 с.

Chaffey D. E-Business and E-Commerce Management: Strategy, Implementation and Practice. — NewJersey: PrenticeHall, 2010. — 504 с.

О персональных данных: федер. закон от 27.07.2006 года №152-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 31.07.2006. — № 31 (Ч. 1). — С. 34-51.

О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт: федер. закон от 22.05.2003 года №54-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 26.05.2006. — №21.— С. 19-57.

О национальной платежной системе: федер. закон от 27.06.2011 года №161-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 4.07.2011. — №27. — С. 38-72.

Просмотров работы: 45