Введение.Интернет являясь удобным и распространённым источником информации, а также глобальной системой передачи данных, с каждым годом оперативно внедряется в бизнес-процессы и всё чаще встречается такое понятие, как электронный бизнес. Электронный бизнес - это бизнес-модель, которая основывается на привлечении информационных технологий для улучшения и развития как внутренних, так и внешних связей предприятия (организации) с целью получения прибыли. В истории первый электронный бизнес был нацелен на конечного потребителя, например, интернет-магазины, услуги банка и другие. Он охватывает множество стран и активно развивается в России. [1].
Цель исследования: изучить основные этапы формирования электронного бизнеса (e-business) современных российских предприятий, а также показать основные формы развития данного бизнеса.
Объектом исследования: электронный бизнес.
Предметом исследования: изучение и анализ этапов формирования и развития электронного бизнеса в современных экономических условиях.
В России электронный бизнес зародился в 90-е годы прошлого столетия. И состоит из пяти этапов (рисунок 1).
Рисунок 1- Этапы электронного бизнеса в России.
- первым этапом зарождения электронного бизнеса считается стремительное развитие Интернета и Интернет-магазинов. На этом этапе отмечается высокий уровень роста электронного бизнеса. Это объясняется тем, что предприниматели желали максимально увеличить прибыль;
- второй этап- это период стремительного спада, причиной которого являлись инвестиции в электронную коммерцию;
- третьим этапом стало развитие интернет технологий в электронной коммерции. Первые российские предприниматели спешили вкладывать свои средства конкретно в электронную коммерцию, так как Интернет позволял развиваться, имея большой спектр возможностей. Электронная коммерция помогает оптимизировать бизнес-процессы и полностью их автоматизировать. Но из-за не высокого уровня технологий в России, отсутствия компетентных сотрудников в штате компаний и отсутствия нормативно-правовой базы, электронная коммерция не имела дальнейших перспектив;
- четвёртый этап связан с финансовым кризисом, из-за этого снижались темпы развития электронной коммерции. Этот этап характеризуется поиском альтернативных способов, сокращающих финансовые затраты;
- на пятом этапе началось время стабилизации электронной коммерции, в Интернете представлялось множество услуг: продажа телефонов; заказ товаров с доставкой; различные сервисы обслуживания; Интернет-торговля.
В дальнейшем развитии электронного бизнеса количество интернет магазинов только растёт [2].
Электронный бизнес распространился также и на государственный сектор. Примером может послужить развитие электронного правительства, к которому относятся все сферы государственных услуг. В связи с распространённостью информационных технологий и желанием российского общества на использование всех возможностей технологий в интересах граждан, а также предпринимателей, возникла потребность в создании электронного правительства, как новой формы деятельности органов государственной власти. Электронное правительство упрощает взаимодействие общества и государства, облегчает работу государственных организаций [3].
В Российской Федерации рынок электронной коммерции считается одним из наиболее стремительно развивающихся в Европе. Это приводит к решительному увеличению числа интернет-потребителей. Согласно мониторингам специалистов, объем к 2020 году дойдет до 2180 млрд. руб. Вследствие чего, это даст возможность преобладания электронного бизнеса над многими торговыми отраслями. Специалисты дают прогноз, что к 2020 г. в центральной части страны и в ее округах онлайн-продажи увеличатся на 30%. Так же увеличится средний рост онлайн-продаж в других регионах страны, который составит около 55 %. [4]
Согласно мониторингам, в кратчайшие 10 лет приблизительно 90% бизнес–предприятий в экономически развитых государствах станут применять в собственной работе интернет-технологии [5]. В связи с этим, следует проанализировать главные тенденции и направления развития электронного бизнеса и информационных технологий в будущем, к ним будут относиться:
- индивидуализация деятельности и коммуникаций с покупателями;
- развитие технической инфраструктуры;
- быстрое развитие электронной мобильной коммерции;
- совершенствование статистического учёта;
- формирование электронной торговли вследствие развития социальных сетей;
- обширное использование новых методов платежей;
- усовершенствование и улучшение информационных, компьютерных устройств;
- совершенствование налогового законодательства;
- облегчение допуска к сети Интернет и др.
В настоящее время Российская Федерация занимает 43-е место среди стран, занимающихся активным инвестированием в инновации и развитием инфраструктуры электронного бизнеса
[6].
Таким образом, в настоящее время информационно-коммуникационные технологии проникают во все сферы жизни общества и оказывают свое влияние на каждого человека. В итоге все это приведет к появлению новой глобальной информационной экономики. В связи с этим, для развития Российской Федерации первоочередной задачей станет переход к новой экономики, в которой получит широкое распространение научно-технический прогресс, а также всестороннее развитие инновационных технологий и электронного управления. Но для этого необходимы нестандартные операции и действия правительства Российской Федерации, которые бы гарантировали направленное формирование электронной коммерции и конкурентоспособность отечественных фирм и предприятий на мировом рынке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Электронный бизнес. Основные модели электронного бизнеса. Файловый архив студентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfiles.net/(дата обращения: 17.11.2018г.).
Беспалов А. А. История развития электронного бизнеса в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://finbiz.spb.ru (дата обращения: 08.11.2018г.).
Дёмина А.В. Электронный бизнес (учебное пособие). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.seun.ru (дата обращения: 08.11.2018г.).
Холодкова К.С. Анализ рынка электронной коммерции в России // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10.
Паринов С.И.: «Экономика XXI века на базе Интернет-технологий» // Информационное общество,1999, вып. 2, С. 33-43.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р, Москва. Программа "Цифровая экономика Российской Федерации".