Электронныйбизнес– одно из направлений развития компании (фирмы, организации), которое подразумевает перевод части деятельности в электронную форму (работа через Интернет).Предприятия ведут электронный бизнес для привлечения новых клиентов, для улучшения производства и электронный бизнес дает дополнительный заработок.
Целью исследования является изучение проблем коммерческой тайны и способы ее защиты.
Объект исследования – электронный бизнес.
Предмет исследования – к вопросам защиты коммерческой тайны предприятия.
Коммерческая тайна – важный элемент экономики. Коммерческая тайна защищает информацию, связанную с предприятием и ее собственником. Также на коммерческой тайне базируется конкурентоспособность предприятия.
Коммерческая тайна имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Чаще всего положительные стороны видоизменяются (стимулирование прогресса производства на предприятии) и становятся отрицательными. Например, теневой рынок прикрывают коммерческими секретами предприятия.
Из этого следует, что коммерческая тайна несет двоякий смысл. С одной стороны, она стимулирует развитие компании и делает предприятие конкурентоспособным, а с другой – прикрывает теневую экономику.
Теневая экономика – хозяйственная деятельность, которая нарушает все законы и правила. Коммерческая тайна взаимодействует с теневой экономикой двумя способами (рисунок 1) [1], [2]. Во-первых, коммерческой тайной хотят завладеть посторонние люди, чтобы узнать секреты производства предприятия (рисунок 1, А). Во-вторых, под коммерческой тайной предприятие может скрывать запрещенные и нелегальные производственные процессы (рисунок 1, Б).
Рисунок 1 - Формы взаимодействия теневой экономики и коммерческой тайны
На рисунке 2 рассмотрено то, что чаще всего предприятия скрывают под коммерческой тайной. На этом рисунке показано, что чаще всего скрывают уклонение от уплаты налогов (47,6%). Затем сокрытие источников финансирования (30,8%) и сокрытие направлений использования денежных средств (21,6%). Мнение разных ученых по этому поводу различались лишь в цифрах и именно это свидетельствует о достоверности данной информации. Теневыми практиками, которые замаскировываются под коммерческую тайну, чаще всего пользуются в финансовой сфере (44,1%), а реже всего в сельском хозяйстве (1,1%).
Рисунок 2 - Экспертная оценка сокрытия теневой экономики под видом коммерческой тайны
К коммерческой тайне относятся:
Научно-техническая информация (идеи, патенты, лицензии, планы внедрения новых технологий, пароли доступа к конфиденциальным данным).
Производственная информация (данные о способах производства, чертежи, технологии, схемы, рецептура товаров, время выхода на рынок и пр.).
Финансовые данные (себестоимость товара, размер прибыли, банковские операции, торговые операции, механизм формирования цен, платежеспособность компании)
Деловая информация (данные о поставщиках, планы проведения рекламных акций, сведения о коммерческой переписке, деловых переговорах, условия и характер заключенных контрактов)
Обладатели коммерческой тайны и правопреемники имеют право на знание коммерческой тайны. [3].
Правопреемники - фактические либо юридические лица, получающие доступ к информации (по условиям договора, прочего законного основания), которая представляет собой коммерческую тайну.
Обладатели коммерческой тайны - юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью с монопольным правом на данные, относящиеся к коммерческой тайне.
К основным мерам по защите коммерческой тайны относятся:
Законодательная защита - соблюдение прав предпринимателя на конфиденциальные данные, которые закреплены российским законодательством.
Чтобы восстановить нарушенные права, возместить ущерб и пр. предпринимателю следует обратиться с заявлением соответствующие органы, такие как прокуратура, ФСБ, МВД, суд.
Физическая защита:
- Организация пропускного режима на предприятии, охраны
- Введение специальных карточек для посторонних
- Работа с закрывающимися шкафами, сейфами
Организационная защита:
- Создание службы или введение должности, которая несет ответственность за отнесение информации к разряду коммерческой тайны, следование правилам доступа и использования информации.
- Разделение информации по степени конфиденциальности. Разрешается допуск к коммерческой тайне только в соответствии с уполномоченной должностью или с разрешения руководства компании.
Техническая защита.
Использование средства контроля и защиты, в том числе видеокамеры, сигнализирующие устройства, программные средства защиты компьютерных систем от попыток несанкционированного доступа, средства идентификации.
Работа с кадрами:
- Активная работа кадровых служб по набору, обучению, проверке, продвижению, расстановке, стимулированию и продвижению персонала.
- Регулярный инструктаж сотрудников о важности следования правилам пользования данными коммерческой тайны. Доносить информацию об ответственности по факту нарушения.
Сотрудники обязаны хранить коммерческую тайну весь срок трудового договора и на протяжении 3 лет с момента увольнения. При нарушении этих требований предприятие имеет право расторгнуть трудовой договор и взыскать ущерб с сотрудника.
В федеральном законе Российской Федерации от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» дается определение коммерческой тайне, методам и способам её защиты и устанавливает ответственность за нарушение данного закона.
Таким образом, можно сделать вывод что, коммерческая тайна скрывает в себе различную информацию о работе предприятия, но также информацию о незаконной деятельности, а для ее сохранности используют различные методы.
Список литературы:
Пескова Д.Р. О проблеме негативных аспектов коммерческой тайны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. №10(103). С. 57-62.
Махмутов А.Х., Пескова Д.Р. Коммерческая тайна как элемент теневой экономики // Проблемы современной экономики. 2010. №2 С.95-99
Коммерческий директор [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.kom-dir.ru/ (дата обращения: 03.11.2018).