СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА

Ковалева О.В. 1, Козина М.В. 1, Моспанова А.А. 1, Прохода И.А. 2
1Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского
2ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Для различных компаний основным активом является интеллектуальная собственность, которая способствует увеличению прибыли. С повышением доходов у предприятия появляется большая заинтересованность в защите его интеллектуальной собственности.

Цель исследования: выявить сущность результатов научных исследований интеллектуальной собственности, ознакомиться с объектами и способами защиты интеллектуальной собственности, применяемых в электронном бизнесе (e-business).

Главной проблемой можно обозначить усовершенствование или создание новейших технологий для защиты интеллектуальной собственности, а это непосредственно ведёт к возможности нелегального (незаконного) использования аналогичных технологий. Для инновационных предприятий первоначальной задачей является обеспечение защиты интеллектуальной собственности, так как она составляет значительную часть их капитала. Деятельность может быть направлена как создание и развитие, так и защиту интеллектуальной собственности. Чтобы осуществить эту деятельность должна быть конкретная цель. Защита интеллектуальной собственности является одной из самых сложных проблем электронного бизнеса. Факторов нарушения в настоящее время становиться все больше, поэтому законодательство начало реализовать различные меры безопасности. Основные операции по защите интересов осуществляются с помощью международных пактов и конвенций. Когда создатель заканчивает работать над объектом, только тогда возникает его авторское право, с этого момента учредитель может использовать меры защиты.

Объект исследования — интеллектуальная собственность.

Предмет исследования — разработка защиты интеллектуальной собственности в электронном бизнесе.

В толковом словаре определяют интеллектуальную собственность как, нематериальный, неосязаемый актив, такой, как авторское право, патент или торговая марка [1]. Так же Л.И. Лопатников даёт следующее определение интеллектуальной собственности - это совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также на приравненные к ним средства индивидуализации [2]. Так в словаре экономических терминов в широком смысле интеллектуальная собственность является собственность на результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальный продукт, входящих в совокупность объектов авторского и изобретательского права [3]. Само же понятие интеллектуальной собственности указано в статье 138 Гражданского кодекса Российской Федерации [4]. Кроме этого, термин «Интеллектуальная собственность» в первый раз использовался в 18-19 веках, однако во второй половине 20 века, вошёл в широкое употребление, в 1967 году в связи с подписанием в Стокгольме Конвенции. Была создана Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

Виды объектов интеллектуальной собственности показаны на рисунке 1.

 

Интеллектуальная собственность

 

Объекты промышленной собственности

Объекты авторского права

Коммерческая тайна

Рисунок 1- Виды объектов интеллектуальной собственности

На рисунке 1 видно, что интеллектуальная собственность подразделяется на три основных вида. К каждому из данных видов присуще свои объекты:

1. Объекты промышленной собственности.

К ним относятся: изобретения; полезные модели; товарные знаки; фирменные наименования (уникальное обозначение работы, товара, услуги, предприятия и др.); указание происхождение товара (уникальное обозначения интеллектуальной собственности, которое позволяет законно установить и закрепить какой-либо продукт (объект) на определённой территории); права на пересечение недобросовестной конкуренции (любые нарушения общественных норм и правил конкуренции, которое является незаконными и караются уголовным наказанием);

2. Объекты авторского права.

К ним относятся: литературные произведения; драматические и музыкальные произведения; хореографические произведения; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, графики, дизайна, архитектуры; географические и геологические карты; сборники (энциклопедии, базы данных);

3. Коммерческая тайна.

К ним относятся: коммерческие секреты (форма проявления коммерческой тайны, проявляется в виде таблиц, схем, сводок и др.); производственные секреты; Организационно-управленческие секреты (разработка, внедрение, реализация модели).

Рассмотрим, как именно разделяют категории (предметы) интеллектуальной собственности в России. Существует две категории интеллектуальной собственности [5]:

1. Авторское право

2. Промышленная собственность

Авторское право — то есть его объекты- музыкантов, писателей, скульпторов и др. Авторское право включает себя изображения, разные письменные произведения и многое другое.

Промышленная собственность — есть эти объекты, различные товарные знаки, изобретения и т.д. Промышленная собственность включает в себя различные промышленные и товарные образцы, модели, марки, и множество других объектов [6]. Каждая из двух категорий попадает под действие нормативно-правовых актов.

Существует много различных способов защиты интеллектуальной собственности, в данной статье будут выделены основные из них:

Первым и самым известным из способов является патент. Представляет собой документ защитного характера, то есть владение им означает наличие исключительного и индивидуального права на какой-либо объект собственности (модель, образец, изобретение и др.). Он законно удостоверяет факт признания авторства, и срок действия таких бумаг составляет от 5 до 25 лет. Патент можно получить на такие объекты как: Изобретение; Промышленный образец (художественно-конструкторское изделие и его различные части и (или) составляющие); Полезная модель (задуманное техническое решение, которое относится к конкретному механизму или устройству).

Право на получение патента могут приобрести:

- Работодатель (если объект был создан им или сотрудником при заключенном трудовом договоре, а также при осуществлении его трудовой деятельности по заданию руководства);

- Автор(-ы) (или соавторы) создавшие какое-либо произведение.

Патент в России действует с момента подачи заявки, а конкретно:

- 5 лет на промышленный образец;

- 10 лет на полезную модель;

- 20-25 лет на изобретение и т.п.

Вторым способом является лицензия — эта бумага устанавливает определённые права срок действия которого устанавливается на протяжении оговорённого временного отрезка (не менее 5 лет). По характеру и объему прав различаются три вида лицензий:

- Простая (неисключительная), она даёт право на выдачу аналогичных лицензий и на использование самостоятельного использования такой лицензии;

- Исключительная, не имеет право на передачу или выдачу лицензий;

- Полная, то есть к лицензиату переходят все имущественные права, на весь срок действия данной лицензии.

Третьим способом защиты является право на воспроизведение- это исключительное право на реализацию объекта авторского права или иных прав в исходной и (или) любой форме. Данное право означает, что существует множество форм воспроизведений, как объектов авторского права [7].

Выделяют некоторые их них:

- Репродуцирование — это создание некоторых объектов авторского права с получением его копии;

- Обнародование произведения — это действие, которое осуществляется с согласием автора впервые, делая произведение доступным для всеобщего пользования;

- Анализ произведения — это действия автора представить произведение, с целью определения его идеи, способов и особенностей замысла;

- Запись исполнений — понимается представление произведения автора с помощью технических средств.

Четвертым способом защиты интеллектуальной собственности являются товарные знаки— это обозначение произведения (предприятия), целью которого служит обеспечение различий между похожими объектами авторского права [8].

Выделяют также несколько видов товарных знаков: словесный; изобразительный; комбинированный; объемный; звуковой; обонятельный.

Главной задачей является визуальное обозначение, которое будет индивидуализировать особенности и данный объект авторского права.

Пятым способом представлено фирменное наименование, которое будет выступать в роли защитного механизма. В данном форме срок действия не устанавливается, а правообладателем выступает юридическое лицо или (и) организационные структуры.

В случае фактов, когда умышленно используют чужие объекты интеллектуальной собственности, следует сразу же фиксировать подобные случаи и общаться в суд для взыскания компенсации с нарушителей.

Главное, следует определить какая же конкретно форма будет приоритетной для данного объекта (произведения), и что именно будет защищать интересы пользования. Чтобы избежать негативных и неблагоприятных последствий, следует проконсультироваться с адвокатом по защите интеллектуальной собственности.

Вывод: по результатам собственных исследований было установлено, что существует пять основных способов защиты интеллектуальной собственности при осуществлении электронного бизнеса (e-business): патент, лицензия, право на воспроизводство, товарные знаки и фирменное наименование. Но нельзя однозначно сказать, что тот или иной способ является лучшим. Всегда следует учитывать появление новых рисков, а также не забывать о существовании старых угроз безопасности. Необходимо совершенствовать уже известные и создавать новые способы защиты интеллектуальной собственности.

Список литературы:

Брайен Батлер, Брайен Джонсон, Грэм Сидуэл и др. Финансы. Толковый словарь. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, Издательство Весь Мир, 2000. 427 с.

Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М.: Дело, 2003. 256 с.

Словарь экономических терминов. [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me (дата обращения: 31.10.2018).

Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 31.10.2018).

Ларионов И.К., Гуреева М.А., Овчинников В.В. Защита интеллектуальной собственности: учебник. М.: Дашков и К, 2018. 256 с.

Сухарев А.Я., Крутских В.Е. Большой юридический словарь. М.: ИНФРА-М, 2003. 703 с.

Рожкова М.А. Защита интеллектуальных прав: законодательные ошибки при определении статуса и компетенции специализированных органов, разрешающих дела в сфере промышленной собственности: учебное пособие. М.: Статут, 2016. 288 с.

Новоселова Л.А. Право интеллектуальной собственности. Т. 1. Общие положения: Учебник. // Статут, 2017. №1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/pravo_intellektualnoj_sobstvennosti_t_1_Obshchie_polozheniya/ (дата обращения: 31.10.2018).

Просмотров работы: 5