ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Галичина А.В. 1, Степанова Н.А. 1
1ФГБОУ ВО МГТУ им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Образовательная система дошкольной образовательной организации (ДОО) выполняет различные функции, в том числе познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое и социально-коммуникативное развитие ребенка. Развитие дошкольника должно происходить в среде, которая учитывает возрастные особенности ребенка. Среда, в которую попадает ребенок является основным средством получения информации. Развивающая предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика [2]. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка [2]. Дизайн-проектированием предметно-развивающей среды ДОУ должны заниматься педагоги, психологи и руководитель учреждения.

Главной задачей руководителя является создание условий для упорядоченного эффективного функционирования и развития педагогической системы. Руководитель должен знать и учитывать требования ФГОС ДОО к развивающей предметно-пространственной среде. Правильная координация работы педагогов над дизайн-проектированием предметно-развивающей среды ДОУ позволит обеспечить:

максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития [7];

возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения [7];

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность[3]. Кроме материальных и объективных требований к организации предметно-развивающей среды, есть и сугубо педагогические. Педагог и психолог должны не только организовать среду, но и заниматься с детьми игровой деятельностью, продуктивной деятельностью и познавательно исследовательской деятельностью. Таким образом, ребенок полноценно сможет освоить окружающий мир, выработать и развить навыки в соответствии со своим возрастом.

Основными объектами для дизайн-проектирования в ДОУ являются: архитектурно-ландшафтная среда, игровые и спортивные площадки, интерьер и оборудование групп, залов и студий для занятий. Архитектурно-ландшафтное решение среды дошкольных учреждений должно предусматривать создание условий для совместной деятельности детей разного возраста и разного уровня овладения теми или иными навыками, учитывать местные этнопсихологические, культурно-исторические и природно-климатические условия. Малые архитектурные формы, расположенные на участке должны выполнять образовательную функцию: знакомство с явлениями природы, изучение представителей животного мира, правила безопасности на дороге и другие.

Развивающую предметно-пространственную среду в группе следует проектировать под образовательную программу, мероприятия учреждения, возрастные особенности развития дошкольников. Преемственность этапов развития деятельности должна быть обеспечена в образовательной программе с учетом специфики воспитательно-образовательных задач для каждой возрастной группы дошкольной организации [1]. Среда должна быть насыщенной, трансформируемой, доступной и безопасной.

Развивающая предметно-пространственная среда должна состоять из разнообразных элементов, необходимых для формирования и оптимизации всех видов деятельности. Насыщенная и сложная среда позволит ребенку самостоятельно выбирать и создавать предметы своей физической, игровой и творческой активностями. Но при всей насыщенности и многообразности среды она не должна утрачивать своей целостности. Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Ребенок должен воспринимать различные виды своей деятельности как взаимообусловленные и дополняющие друг друга. Ребенок может свободно переходить от одного рода деятельности к другому, взаимодополняя их.

Предметный мир, осознаваемый ребенком, расширяется. Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами, необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности [1]. В каждой возрастной группе детского сада предметная среда имеет отличительные признаки. В младших группах требуется большое пространство для активного движения. В средних группах требуются ролевые атрибуты для сюжетно-ролевых игр. В старших группах предпочтения отдается занятиям и играм, которые развивают память, моторику, внимание и т.п.

Изменения предметно-пространственной среды в зависимости от игровой или образовательной ситуации, от меняющихся интересов и потребностей детей называется трансформируемое пространство. Принцип трансформируемости среды заключается в оборудовании и конструкциях, которые могут меняться в зависимости от рода и вида деятельности.

Наиболее подходящим вариантом для детского образовательного учреждения является модульный дизайн. Модуль – это одна из частей, из которых вы строите, сооружаете что-либо [6]. Главная особенность модуля: кратность к целому произведению, т.е. это один и тот же элемент, размножив который и комбинируя разными сочетаниями можно получать разные формы [4]. Использование модульного дизайна позволит прийти к новому пути освоения пространства. Это очень актуально для детских садов с небольшими по площади группами. Модульная мебель может заменить многие элементы мебели, которые занимают по отдельности слишком много места, но не всегда востребованы.

Наполнение предметно-пространственной среды ДОО модульными объектами облегчило бы работу как педагога. Существуют формы модуля из которых можно сконструировать стол с пуфиками или квадратный диван, или какой-либо другой объект. Мягкие элементы определенной формы из экологических материалов, которые имеют несколько различных вариантов сборки сделали бы среду ДОО более мобильной и компактной. Таким образом, педагог мог формировать среду под любое образовательное занятие и в игровой форме проводить сбор и разбор конструкций из модулей.

Такая организация среды позволит принимать участие в ее конструировании как педагогу, так и воспитанникам. Разработка и создание формы модуля исходит от потребителя. Основным потребителем в ДОУ являются воспитанники. Воспитанниками ДОО являются дети в возрасте от 1,5 года до 6-7 лет. Поэтому сами модули должны быть простыми в сборке и разборке, легкими по весу, экологичными и понятными. Наличие модульной мебели позволило бы детям самостоятельно конструировать образовательное или игровое пространство для себя.

В игре с применением модулей у ребенка складывается важнейшая умственная способность наделять игровым значением нейтральный объект в смысловом поле игры [2]. Данная способность не только свидетельствует о высоком уровне развития наглядно-образного мышления ребенка, но и является первым шагом к теоретическому мышлению, которое в более полной мере развивается у дошкольников в последующей игровой деятельности с помощью компьютеров [2]. Игровой зал, таким образом, выступает связующим звеном в переходе детей к овладению более высокой технологией мышления, чем та, которая достаточна для решения простых практических задач в игре и повседневной жизни [2].

Третье и четвертое требования к среде — это доступность и безопасность. Каждый компонент среды должен отвечать принципу функционального комфорта и основным положениям эргономики развития детской деятельности (Л.Д.Чайнова). Прежде всего, нужно уделить внимание материалам и комплектующим, из которых изготовлена мебель для ДОО, то есть на их химическую и механическую безопасность. В мебели, предназначенной для использования детьми, дополнительную интенсивную нагрузку несут механизмы открывания, выдвижения и крепежные элементы. Так же стоит обратить внимание на форму мебели, по возможности исключить наличие углов и заменить их на плавные полукруглые формы. Мебель, которая будет использоваться детьми при образовательном процессе и из которой воспитанники будут самостоятельно конструировать пространство должна быть легкой, но устойчивой.

К функциональным аспектам оборудования пространства ДОО относятся также акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения и цвет оборудования. Например, по-разному могут восприниматься разные сочетания цветов. Эмоциональное воздействие цвета может более увеличиться в ограниченном пространстве. Таким образом, в соответствии с действующими нормами: «В помещениях, ориентированных на южные румбы горизонта, применяют отделочные материалы и краски неярких холодных тонов, с коэффициентом отражения 0,7–0,8 (бледноголубой, бледно-зеленый), на северные румбы – теплые тона (бледно-желтый, бледно-розовый, бежевый) с коэффициентом отражения 0,7–0,8. Отдельные элементы допускается окрашивать в более яркие цвета, но не более 25% всей площади помещения» [5].

Предметы в зависимости от факторов: светлое или темное время суток, дождливый или солнечный день могут по-разному восприниматься детьми. В связи с этим, система освещения должна быть распределена равномерно и вдоль помещения и дополнительной световой подсветкой над зонами для занятий.

Итак, под грамотной организацией условий дизайн-проектирования предметно-развивающей среды ДОО подразумевается стилевое и функциональное решение помещений с учетом их назначения. Все элементы среды должны сочетаться между собой и иметь свое обоснованное место в интерьере. Совместно с рекомендациями современных дизайнеров освободить пространство от загромождения среды нефункциональными, по возрасту воспитанников, предметами, чем обеспечить ребенку нормальное и последовательное развитие. К сожалению, многие детские учреждения превращаются в «музеи» старых вещей, игрушек и потрепанных книжек не по своей воле, а в силу нехватки финансирования для новых современных приобретений. Приходится беречь то, что есть. Однако в любом случае стоит прислушаться к рекомендациям международного конгресса дизайнеров и постараться, чтобы в помещениях детского учреждения было просторно [2]. Развивающая предметно- среда должна прежде всего служить интересам и потребностям ребенка, обогащать знания и разрабатывать необходимые навыки, быть удобной и безопасной.

Список использованной литературы:

Карабанова, О. А. Организация предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич . – М : 2014. – 96 с

Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда / С. Л. Новоселова. – М : 2001. – 74 с.].

Организация педагогом предметно-игровой среды как условие создания предметно-развивающей среды детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] https://vuzlit.ru/735406/organizatsiya_pedagogom_predmetno_igrovoy_sredy_uslovie_sozdaniya_predmetno_razvivayuschey_sredy_detmi_doshkolnogo (дата обращения 22.12.2018).

Основные средства композиции: модуль, пропорциональность, масштабность. [Электронный ресурс] https://studfiles.net/preview/4436918/page:6/ (дата обращения 22.12.2018).

Ст. V, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).

Толковый словарь Дмитриева [Электронный ресурс] https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/2378/модуль (дата обращения 22.12.2018).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) (ред. 28 февраля 2014) [Электронный ресурс]// URL: http://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#ixzz5Y4YsNI1T

Просмотров работы: 96