СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОММЕРЧЕСКИХ СДЕЛОК - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОММЕРЧЕСКИХ СДЕЛОК

Лучкина О.В. 1, Дудова Д.Е. 1, Ковалева О.В. 1
1Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Под электронным платежом понимают – платеж, который совершается с помощью электронных телекоммуникаций (информационные сети – Интернет и сети сотовой связи, сети электронных платежных терминалов и др.) и электронных платежных инструментов. Электронные платежные инструменты – это, прежде всего, банковский перевод денег с одного счёта на другой, с использованием электронных средств, и электронные деньги в виде виртуальных денежных единиц. Электронные платежи включают в себя наличные и безналичные расчеты. Безналичные платежи – это, в первую очередь, интернет-платежи, осуществляемые в сети Интернет.

Цель исследования: изучить механизмы и особенности осуществления коммерческих сделок с использованием Интернет технологий, а так же рассмотреть основные способы защиты электронных платежей при осуществлении коммерческих сделок.

Объектом исследования являются электронные платежи при осуществлении коммерческих сделок.

Предмет исследования: изучение способов защиты электронных платежей при осуществлении коммерческих сделок.

Материал и методы исследования. Материалом для теоретического исследования выступает научная литература по данной теме, гражданско-правовые акты, а так же материалы сети Интернет.

Методология исследования представлена современным процессным и системным подходами.

Результаты исследований и их обсуждение. В данное время Интернет технологии значительно воздействуют на все виды деятельности современного общества. Развитие информационных технологий сыграло важную роль в различных направлениях деятельности, как отдельного предприятия, так и экономики в целом. Интернет как всемирная компьютерная сеть, благодаря широте своего воздействия, заменила многие способы обмена информацией и формы ведения бизнеса.

Совершенствование Интернет коммуникаций не могло не затронуть предпринимательскую деятельность организаций, а именно осуществление коммерческих сделок.

Коммерческая сделка – это согласованность двух или нескольких сторон на покупку товаров, выполнение работ или оказание услуг. Коммерческие сделки подразделяются на основные, которые связанны с покупкой и продажей товаров, научно-технической информацией и технических услуг и вспомогательные - соглашения, связанные с передачей товаров, работ и услуг от продавцов к покупателю. Значительное место, сейчас, занимает не просто коммерческая сделка, а её электронный вид, то есть с использованием Интернет технологий. Организации, осуществляя электронную торговлю, проходят все этапы процесса совершения сделки [2]:

- поиск товара или услуги,

- оформление заказа,

- осуществление платежей,

- доставка товара,

- послепродажное обслуживание.

Электронная торговля (обслуживание через Интернет) на сегодняшний день является основной формой электронной коммерции. Достоинства этой формы совершения коммерческих сделок от их традиционных видов очевидны:

- применение электронных форм совершения коммерческих сделок позволяет снизить затраты на организацию торговли,

- снижает затраты на обслуживание и рекламу,

- снижает время оформления и совершения сделки,

- даёт возможность контроля над заказами,

- расширяет рынок продажи товаров и оказания услуг для продавца и возможность выбора для покупателя,

- совершенствуются и создаются новые формы торговли и ведения бизнеса.

Электронная коммерция – это одна из составляющих частей электронной торговли, которая ограничивается совершением коммерческих сделок, таких как, продажа и оказание услуг с использованием Интернет технологий, при помощи электронных платежей.

Совершение сделок посредством электронных средств связи является основополагающим элементом электронной коммерции [5].

В таблице 1 приведены направления электронной коммерции, позволяющей компаниям сотрудничать с поставщиками и отвечать на запросы заказчиков.

Таблица 1 – Направления электронного бизнеса

Категория электронного бизнеса

Характеристика данного направления

Бизнес-бизнес

Включает все уровни информационного сотрудничества между организациями

Бизнес-потребитель

Наиболее развитое и перспективное направление в осуществлении коммерческих сделок. Осуществляет электронную розничную торговлю

Потребитель-потребитель

Включает в себя взаимодействие потребителей для обмена коммерческой информацией, а так же форму торговли между физическими лицами

Бизнес-администрация

Включает деловые связи между правительственными организациями и коммерческими структурами

Потребитель-администрация

Менее развитый вид, включающий в себя взаимодействие правительства и потребителя

Как видно из таблицы 1, существует пять категорий электронного бизнеса, каждая из которых включает разнообразные виды сотрудничества и электронной торговли. Наиболее развитой категорией электронного бизнеса считается – бизнес-потребитель, которая рассматривает электронную розничную торговлю.

Электронные коммерческие сделки имеют множество преимуществ как для организации и отдельного потребителя, так и для всего общества. Главные достоинства для организаций заключаются в глобальном масштабе, который охватывает всемирная сеть Интернет, быстрый вывод товаров и услуг на рынок, сокращение издержек в осуществлении торговли. Для потребителей так же существует ряд преимуществ в осуществлении электронных коммерческих сделок, такие как: повсеместное использование, большой выбор товаров и оказания услуг, более низкие цены. Для всего общества в целом главное преимущество заключается в большом выборе предоставляемых услуг.

Эти лучшие стороны приводят к распространению использования электронных операций. Но, как и в любой инновационной технологии, в электронном бизнесе, так же существуют некоторые отрицательные стороны:

во-первых, сомнение сторон сделки;

во-вторых, недоверия к качеству товаров и предоставляемых услуг;

в-третьих, конкуренция предприятий;

в-четвертых, широкие возможности для мошеннической деятельности и снижение безопасности в сети, что является самым главным недостатком осуществления коммерческих сделок с использованием электронных платежей.

Благодаря Всемирной паутине образовалось множество новых вещей, в значительной степени упрощающих нашу жизнь. Среди них всякого рода электронные платежные системы (ЭПС), позволяющие, не выходя из дома, оплачивать онлайн-услуги и переводить средства. На данный момент существует множество сервисов и компаний, предоставляющие услуги в качестве ЭПС для интернет-пользователей и ниже представлены самые известные. Среди интернет-пользователей известность получили: WebMoney, Qiwi и Яндекс деньги.

WebMoney. Данная система имеет глобальную аудиторию пользователей, следовательно, не возникает проблем с оплатой с ее помощью во Всемирной паутине. К тому же она имеет широкий список компаний, магазинов и государственных учреждений, принимающих участие в оплате через WebMoney.

Qiwi на сегодняшний день предоставляет возможность пополнения счета и вывода средств несколькими способами, а также рекомендует значительный список по оплате услуг и покупок. Более того, разумеется, привлекают и низкие комиссии за переводы, и возможность оформления платежей по SMS.

Яндекс-деньги. Такая система является одной из самых многофункциональных ПС в России. Её предпочитают те, кто зарабатывает с помощью интернета и те, кто любит интернет-покупки и оплачивает услуги онлайн.

Инновационную деятельность банковских действий, коммерческих сделок и платежей очень трудно представить без расчетов с применением пластиковых карт.

Электронная платежная система – это общество, содержащее расчеты между пользователями в Интернете.

Прежде чем совершать электронные платежи, они обязаны быть прочно защищены.

Безусловно, жертвами мошенников оказываются не только хранители карт, практикующие онлайн услуги электронной коммерции, а также и продавцы, рекомендующие свои услуги в интернете.

За надежность интернет сделок несут ответственность те, кто принимает в ней участие. Банки, интернет-магазины, платежные системы изо дня в день прогрессируют, конструируя сверхновые возможности спасения себя и пользователя от возможной опасности. На текущее время действуют несколько протоколов и правил, которые следует помнить, когда мы совершаем платежи.

Просторно эксплуатируемый и оказавшийся обязательным в интернет торговле протокол SSL (Secure Socked Layer). Протокол предоставляет возможность спокойно распространять всякого рода материалы всем сторонам торговли. При перехвате сведений они закроются шифром, который нельзя будет вскрыть.

Опытный хранитель карты подумает по поводу отсутствие SSL в электронной коммерции. Протокол SSL применяет технологию шифра с открытым ключом и цифровые сертификаты для идентификации сервера. Транзакции протокола SSL не требуют опознания клиента.

Стандарты PCI DSS (Payment Card Industry Data Security Standard). Они созданы международными платежными системами, спасают содержимое банковских карт. Каждой компании, планируемой реализовать платеж, следует соответствовать стандартам PCI DSS. Так, МПС Visa с 2006 года заставляет всех, ее применяющих, из года в год следовать тесту на сходство этим стандартам.

Технология 3-D Secure. Главная особенность защиты — контроль личности держателя карты в действительности, а также банк эмитент. Как правило, такой контроль осуществляется с помощью смс уведомления. После ввода номера карты ее владелец пересылается на сервер своего банка эмитента. Подтверждения отправляются клиенту с доверительным кодом. При введении кода вы подтверждаете свою личность, после этого банк позволяет осуществить транзакцию. Например, система MasterCard использует систему MasterCard Securecode при обосновании онлайн платежа.

Платежная система удостоверяет клиента. Системы подобные PayPal или Apple Pay, сами активизируют и идентифицируют клиента. Ему необязательно постоянно вводить платежные данные — так как это сокращает вероятность потери информации о банковской карте.

Антифрод системы, иными словами - это «противомошенничество». Это системы, оценивающие онлайн операции. Они не допускают снятия денег. Каждая операция проверяется, затем предоставляется предложение отвергнуть или же использовать дополнительную проверку. Инновационные антифроды умеют по максимуму идентифицировать мошенника. Естественно, это привлекает клиентов, а также содействует развитию интернет-магазинов.

Создайте свой алгоритм, исследуя меры безопасности, осуществляемые платежными системами, интернет магазинами, а также банками. Старайтесь серьезнее относиться к реализации транзакций при помощи интернета, сформируйте максимум опыта для оснащения онлайн безопасности — ведь это основы финансовой информированности, которой нужно придерживаться интернет пользователям.

1. Включите СМС оповещение. Это поможет вам следить за операциями в действительности,

2. Не применяйте сомнительные сайты. Адрес безопасного сайта начинается с https://. Возле адресной строки будет ярлык подобный закрытому замку. Такие символы укажут на то, что вы имеете дело с ответственным продавцом и ваши данные распространяются в зашифрованной форме,

3. Практикуйте 3-D Secure — согласие оплаты по СМС, причем акцентируйте внимание на функцию оплаты, приходящую в СМС от банка с проверочным кодом,

4. Попробуйте найти на сайте надпись Verified by Visa или MasterCard Securecode. Сайты, локализующие такие логотипы, отвечают стандартам PCI DSS и/или используют технологию 3-D Secure,

5. Создайте отдельную карту интернет платежей и не сохраняйте на ней крупные стоимостные остатки,

6. Не информируйте данные своей банковской карты другим пользователям: ни сотрудникам банка, ни работникам интернет-магазинов,

7. Если интернет-магазин по каким-то основаниям создает сомнение, воспользуйтесь платежными системами Apple Pay, PayPal. Тогда вам не обязательно открывать свои сведения личной банковской карты,

8. Реализуйте покупки с систем, имеющих антивирусную защиту. Операционная система iOS (все устройства Apple) не нуждается в специальных антивирусах. Любое обновление имеет встроенные антивирусы, следовательно, следует своевременно актуализировать гаджеты. Для операционной системы Android имеются более известные антивирусные программы - это CM Security AntiVirus & AppLock, Kaspersky Internet Security, McAfee Security & Antivirus Free и др.

Таким образом, важной характеристикой электронной коммерции является осуществление коммерческих сделок, а именно заключение договоров путем обмена электронными документами, самое главное в которых, быть уверенным, что вы прочно защищены в осуществлении электронных платежей.

Выводы. В статье отражены механизмы осуществления коммерческих сделок с использованием Интернет технологий. Так же в ходе проведенных исследований были определены основные способы защиты электронных платежей при осуществлении коммерческих сделок, такие как:

- просторно эксплуатируемый и оказавшийся обязательным в интернет торговле протокол SSL (Secure Socked Layer), стандарты PCI DSS, технология 3-D Secure, антифрод системы.

В итоге хотелось бы сказать, что защита электронных платежей, при осуществлении коммерческих сделок, - это защита от мошенничества и потери денег, поэтому так важно использовать надежные методы защиты и уделять большое внимании торговли через глобальную сеть Интернет.

Список литературы:

1. Крутицкий А. Классификация коммерческих сделок. 2010. [Электронный ресурс]. URL: https://delovoymir.biz/klassifikaciya_kommercheskih_sdelok.html (дата обращения: 03.11.2018).

2. Интернет технологии в электронной коммерции. [Электронный ресурс]. URL: http://www.money-talks.ru/moj-personalnyj-blog/2012/12/12/internet-tehnologii-v-elektronnoy-kommercii.html (дата обращения: 03.11.2018).

3. Безопасность и защита интернет платежей. [Электронный ресурс]. URL: https://bankir.ru/publikacii/20100727/bezopasnost-i-zaschita-internet-platejei-5899180/ (дата обращения: 04.11.2018).

4. Безопасность электронных платежных систем. [Электронный ресурс]. URL: http://protect.htmlweb.ru/pcard.htm (дата обращения: 04.11.2018).

5. Марченко Р.А., Дюндюкова Д.Ф. Правовое регулирование электронной формы сделки в интернет-пространстве // Вопросы современной юриспруденции: материалы XXXIX-XL междунар. науч.-практ. конф. № 7-8(39). – Новосибирск: СибАК, 2014. – 1 с.

Просмотров работы: 75