«Взаимодействие» - одно из воплощения связей, отношений между людьми. Естественно, происходят изменения у каждого участника процесса.
Современная педагогика поменяла взгляды на построение педагогического взаимодействия педагога и ребенком. Сейчас педагог становится не транслятором знаний, а помощником (координатором) детей в современном обществе.
Личностно-ориентированное взаимодействие сегодня является актуальным в процессе воспитательной деятельности, так как позволяет формировать способности к саморазвитию, самоопределению, самореализации, самореабилитации, самоорганизации личности, личностному росту ребенка (формированию его общей культуры, нравственного сознания, самосознания и поведения, потребности в саморазвитии)[3].
И.С. Якиманская рассматривала личностно-ориентированное взаимодействие как деятельность направленную на субъективный опыт каждого ребенка (содержание структуру и источники получения) и на занятиях должна быть создана творческая атмосфера с использованием различных форм общения, способствующим сотрудничеству педагога и детей, использование метода рефлексии, относящегося прежде всего к организации мышления, для того чтобы каждый ребенок осознавал правильность своего решения, на чем базировались его суждения и как он шел к выводам[1].
Сущность личностно ориентированного образования включает (кроме знаний, умений и навыков) такие составляющие, как освоение опыта творческой деятельности и овладение опытом эмоционально-волевого отношения к миру, другим людям, которые дают личности возможность самосовершенствоваться, поддерживать взаимовыгодные отношения с социальной средой, решать разнообразные проблемы жизни и деятельности. Что позволяет реализовать дополнительное образование детей.
В процессе коллективного творческого дела используется личностно-ориентированное взаимодействие, что позволяет изменить содержание организации и сделать их совместным для взрослых и детей. Последовательность и системность обеспечивает постепенную передачу ответственности за организацию своего досуга, творчества, труда от педагогов к саморганизации за счет сотрудничества и сотворчества[2].
Влиянием времени, повлияло на переосмысление, в придании личностно-ориентированного характера любому коллективному делу, «ориентированному на развитие желания и умения себя осознавать и проявлять как личность у каждого участника дела». В такой логике коллективное дело рассматривается как «специально организованная ситуация для помощи в развитии каждого».
Коллективная творческая деятельность ставит перед педагогом следующие задачи: пробудить душу ребёнка, развивать заложенные природные творческие способности, научить сотрудничеству, принесение пользы общему делу, воспитание чувства выбор и ответственности, способствовать саморазвитию, самоактулизации, ориентированию в различных жизненных ситуациях[4].
Коллективное творческое дело в системе дополнительного образования детей, это возможность проявить свою творческую активность, разбудить фантазию, научиться коллективно работать, проявить свои творческие способности. Творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого ребёнка, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни, способствует развитию и воспитанию[5].
Личностно-ориентированное взаимодействие в коллективно творческого дела дел означает, что в процессе дела каждый ребенок может реализовать собственные интересы и потребности.
Можно сделать вывод, что коллективная творческая деятельность в дополнительном образовании детей позволяет каждому обучающемуся проявлять и совершенствовать лучшие задатки и способности, расти нравственно и духовно. При этом необходимо: Включать каждого ребенка в совместные действия (единство мыслей, действий, воли и чувств), стремиться к разностороннему развитию личности, развить: познавательно – мировоззренческую, эмоционально волевую и действенную сферы личности; научить его преодолевать трудности, давать оценку сделанному, извлекая уроки на будущее; вырабатывать ответственное отношение к себе и другим; научить его сотрудническому уважению, вере в творческие силы единого коллектива.
Список литературы:
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования /И.С. Якиманская// М., 2000 С.7
Каргина З. А Современные теоретические основания дополнительного образования детей / Каргина З. А. //.Педагогика: традиции и инновации. Т. II. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 8-12.
Морозова И. А., Шумайлова Е. В., Победа Н. В. Развитие личностно ориентированного взаимодействия педагога образовательной организации с родителями воспитанников / И. А. Морозова, Е. В. Шумайлова, Н. В. Победа// Молодой ученый. - 2017. - №13. - С. 580-583.
Нагорнова А.Ю. Творческая самореализация детей и подростков в учреждениях дополнительного образования детей./ А.Ю.Нагорнова// Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования». -2014. - 5с.
Цар Ёва Н.П. Социализация творчество как современный способ реализации идей коллективного творческого воспитания/ Н. П. Цар Ёва//. Гуманитарные и общественные науки - 2014.-5с.