РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аршинова А.Н. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Человек является социальным существом, ощущая сильную потребность в общении с другими людьми. Эта потребность имеет развитие от простого общения к глубокому личностному и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение требует определенных знаний и умений. Высокий уровень коммуникативности рассматривается как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста. Потребность в общении выступает одной из самых главных в жизни человека.

Сегодня не каждый ребенок из обычной общеобразовательной школы может самостоятельно наладить продуктивную коммуникацию со сверстниками, учителями и родителями. В данной статье будут рассмотрены оптимальные условия для развития у старших подростков коммуникативных умений.

Целью исследования являлось рассмотреть развитие коммуникативных умений в подростковом возрасте.

Определений понятия «коммуникативные умения» существует множество, так как рассматривается оно во многих науках и в каждой из них определяются по-своему. Рассмотрим понятие «коммуникативные умения» в психологии. Для этого обратимся к работе психолога Р.С. Немова. Им сформулировано следующее определение. Коммуникативными умениями являются умения, помогающие наиболее правильно выстраивать свое поведение, понимать психологию окружающих людей. Одновременно с этим необходимо уметь разбираться в других людях, уметь сопереживать, ставить себя на место сoбеседника, уметь выбрать нужную интонацию, жесты, предугадывать его реакцию и выбирать по отношению к каждому собеседнику наиболее правильный способ обращения. Таким образом, коммуникативное умение отражает поведение человека, способ и форму общения.

Рассмотрим понятие «коммуникативные умения» в педагогике, обратимся к работам А.В. Мудрика и В.Д. Шадрикова. У В.Д. Шадрикова коммуникативные умения выступают как свойства или качества индивида, обуславливающие успешность деятельности или овладение ею, то есть индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешной деятельности.

А.В. Мудрик под коммуникативными умениями понимает умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, умения ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать людей (понимать их настроение, характер); разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать их достижение; анализировать достигнутое).

Исследование по теме развитие коммуникативных умений в подростковом возрасте проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Старовичугская средняя общеобразовательная школа им. Г. В. Писарева. В исследовании приняли участие 24 респондента, в возрасте 15 лет.

Исследование проводилось по двум методикам: «Тест коммуникативных умений», автор Л. Михельсон (перевод и адаптация Ю. З. Гильбух), предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и ведущего способа общения и «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)», разработанная В. В. Синявским и Б. А. Федоришиным.

Результаты по первой методике следующие: высокий уровень развития коммуникативных склонностей наблюдается у 21 % опрошенных, у 33 % подростков отмечается средний уровень развития коммуникативных склонностей, к группе с развитием коммуникативных склонностей ниже среднего относятся 4 % испытуемых, для 42 % испытуемых характерен низкий уровень развития коммуникативных склонностей.

По второй методике следующие результаты: компетентный способ общения был выявлен у 28 % испытуемых, у 40 % испытуемых был выявлен зависимый способ реагирования в общении, у 32 % испытуемых отмечается агрессивный способ общения. Таким образом, около 75 % испытуемых используют не компетентные способы общения, и соответственно, испытывают трудности в коммуникации.

После проведения коррекционно-развивающей программы у испытуемых повысился уровень коммуникативной компетентности — повысился уровень развития коммуникативных склонностей, а значит повысилась эффективность их общения. Это может быть связанно с тем, что подростки получили новые знания о процессе коммуникации, отработали некоторые коммуникативные умения и т.д. В ходе исследования наблюдается положительная динамика коммуникативных способностей в экспериментальной группе.

Подводя итоги выполненной работы, отметим, что полученные нами результаты могут использоваться педагогами школ для проведения работы по развитию коммуникативных навыков подростков.

Просмотров работы: 22