СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Володенкова А.И. 1, Седова С.С. 1
1ШФ ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эмпирическое исследование социальной адаптации личности обучающихся при переходе на новый уровень образования было проведено в 5 «А» классе МОУ Китовская СШ, Ивановская область. Количество испытуемых – 13 человек, в возрасте 11-12 лет. Для изучения социальной адаптации личности мы использовали следующие методы и методики: 1) Тест «Шкала социально - ситуативной тревоги по Кондашу»; 2) Социометрия; 3) Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.).

Полученные результаты психодиагностики позволяют нам выделить 1 обучающегося, который испытывает социальную дезадаптацию:

очень высокий уровень тревожности по всем видам: общая, школьная, межличностная, самооценочная;

социометрический статус в группе – «пренебрегаемый», входит в одну микрогруппу из 6 человек;

негативное отношение к школе – нет мотивации к учению.

Работа социального педагога с дезадаптированными учащимися осуществляется поэтапно:

На первом этапе необходимо установить психологический контакт с дезадаптированным учеником. Для этого необходимо показать ребёнку искреннюю заинтересованность во всем, что связано с ним, а также, что нам искренне важны его проблемы, состояние души и сознания.

На втором этапе определяется тип дезадаптации подростка (патогенный,  психосоциальный,  социальный) и анализ включённости в общественную жизнь, его предпочтения, поведение в различных ситуациях. Всё это необходимо для создания индивидуальной программы действий.

На третьем этапе разрабатывается программа по социальной адаптации личности обучающегося при переходе на новый уровень образования.

На четвёртом этапе определяется эффективность проделанной работы с использованием психолого-педагогической карты учащегося.

Исходя из результатов психологической диагностики социальной адаптации личности, мы разработали программу социальной адаптации личности обучающегося при переходе на новый уровень образования. Задачи в работе с обучающимся мы формулируем следующим образом:

снижение уровня тревожности,

изменение социального статуса в классе и нормализация отношений с одноклассниками,

формирование мотивации к учению.

Сроки реализации программы: 6 месяцев.

Планируемый результат: социальная адаптация личности обучающегося при переходе на новый уровень образования.

Направления профессиональной деятельности социального педагога:

1) Диагностическое - изучение особенностей и проблем в социальной адаптации личности обучающегося;

2) Посредничество – налаживание взаимодействия обучающихся с образовательной организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб;

3) Организаторское - организация социально значимой деятельности, досуга детей, мероприятий, направленных на развитие мотивации к учению, снижению тревожности, нормализации отношений с одноклассниками

4) Воспитательное – обеспечение процесса социальной адаптации личности обучающихся, совершенствование воспитательного потенциала образовательной микросреды и др.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы работы: диагностические, социально-психологические, методы воспитания.

Для снижения тревожности у подростка мы включили в программу занятия по коррекции тревожности у подростков, автор Н.А.Черная, которые основаны на индивидуальной форме работы [2]. В этой программе присутствуют и групповые формы работы, но их стоит использовать только после индивидуальных.

Для коррекции личностных особенностей подростка, которые вызывают неприязнь у одноклассников, мы использовали методы формирования сознания, стимулирования деятельности, включая в работу подростка, одноклассников и родителей подростка.

Для формирования у подростка мотивации к учёбе можно использовать программу «Коррекционно-развивающие занятия по повышению уровня учебной мотивации подростков», автор К.А. Калёнова [1]. Форма работы – групповая.

Библиография:

1) Калёнова К. А. Коррекционно-развивающие занятия по повышению уровня учебной мотивации подростков / Калёнова К.А. – Ивантеевка, 2016. – 15 с.

2) Черная Н. А. Программа коррекции тревожности у подростков / Черная Н.А. – Нижневартовск, 2014. – 11 с.

Просмотров работы: 3