ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Петровский А.М. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Школьная тревожность — это одна из типичных проблем, с ко­торыми сталкивается преподаватель в школе. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

Актуальность работы заключается в том, что школьная тревожность является серьезной проблемой для педагогов, родителей и самих обучающихся. Она мешает полностью раскрыться обучающимся в школьной среде, применять свои навыки и знания на практике.

Под школьной тревожностью имеют в виду, только те нарушения и/или отклонения, которые возникают у ребенка под влиянием школы или спровоцированы учебной деятельностью.

Школьная тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Школьная тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.

Школьная тревожность возникает под влиянием нескольких факторов, которые относятся к различным сферам жизни школьника. К ним относятся:

Фактор среды. Дурное влияние одноклассников. Доступность наркотических средств. Желание получить острые ощущения.

Психологический фактор. Нарушение памяти, внимания. Несформированность высших психических функций.

Семейный фактор. Педагогическая запущенность. Тяжёлый эмоциональный фон в семье. Недостаток общения. Алкоголизм родителей. Гиперопека или, наоборот, жестокость в обращении. Противоречивость требований взрослых дома, непоследовательность в применении форм поощрения и наказания. Неприятие родителями проблем со здоровьем ребёнка. Выпихивание в школу недолеченного ребёнка, не выявление хронических заболеваний, мешающих успешному обучению. Расхождение родителей между словом и делом. Политика двойных стандартов в отношениях.

Фактор образовательных программ. Учебные перегрузки. Невозможность школьника самостоятельно справится с освоением образовательной программы, предлагаемой в школе. Смена школьного коллектива. Неприятие школьным коллективом.

Индивидуальный фактор. Наличие явных уродств. Низкие умственные способности или прямо противоположно. Бедный словарный запас. Наличие дефектов речи.

Соматический фактор. Наличие хронических заболеваний. Низкий уровень зрения и/или слуха.

Педагогический фактор. Занижение оценок. Отсутствие личного подхода. Нежелание педагога идти на контакт с учеником. Неприятные отношения с преподавателем. Завышенные требования к школьнику от преподавателя.

Коррекционный фактор. Отсутствие специалистов в школе. Несвоевременность коррекционной работы.

Психический фактор. Наличие психических заболеваний. Наличие заболеваний, не выявленных до поступления в школу или протекающие в латентной форме.

Наше исследование было посвящено выявлению факторов, приводящих к возникновению школьной тревожности. Исследование факторов возникновения школьной тревожности проводилось на базе МБОУ школа №16, г. Кинешма, Ивановской области. Мы использовали методику британского психотерапевта Б. Н. Филлипса «Тест уровня школьной тревожности». Тестирование проводилось с обучающимися 7-8 классов.

Результаты тестирования в седьмом классе, следующие:

общая тревожность в школе - 20% опрошенных, переживание социального стресса было выявлено у 10%, фрустрация потребностей достижения успеха - 6%, страх самовыражения выражен у 15% школьников седьмого класса, страх проверки знаний выражен у 17%, страх не соответствовать ожиданиям окружающих выявлен у 10%, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу зафиксирована у 11%, а проблемы и страхи в отношениях с учителем проявились у 11% учеников.

Результаты тестирования в восьмом классе таковы:

общая тревожность в школе зафиксирована у 17%, переживание социального стресса отмечено у 18% учащихся, фрустрация потребностей достижения успеха свойственная 9% школьников восьмого класса, страх самовыражения- 19%, страх проверки знаний затронул 8% учащихся, страх не соответствовать ожиданиям окружающих- 11%, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу- 8%, проблемы и страхи в отношениях с учителями- 10%.

К возникновению школьной тревожности приводят отношения в семье, что выражается в семейном факторе, отношения с учителями и с педагогическим коллективом в целом, социальное давление со стороны сверстников, в боязни общественного мнения.

С психологической точки зрения, оптимальные условия обучения тревожных детей предполагают создание в классе благоприятного социально-психологического климата. Этому способствуют такие характеристики педагога:

– уважительное отношение к ученикам. Спокойный тон, корректность замечаний не снижают дисциплины, но очень способствуют созданию комфортной атмосферы в классе; – внимание к словам ребенка.

– частое выставление положительной отметки. Когда дети уверены в том, что педагог к ним хорошо относится, ценит их, это влияет не только на их самооценку, но и на климат в классе. Для этого учитель может обращать внимание ребенка на его сильные стороны («Какая же у тебя хорошая память!»), на достигнутые успехи («В каждом тесте у тебя все меньше ошибок»), выражать уверенность в их возможностях («Думаю, ты с этим быстро справишься»).

Отметим, что подобное поведение педагога касается всех детей, а не только тревожных. Наблюдая за тем, как педагог спокойно реагирует на ошибки других учеников, поддерживая их, тревожный ребенок понимает, что в этом классе ошибиться не страшно.

Учитель может поговорить с родителями о том, как они хвалят ребенка, как обсуждают с ним школу и его успехи. Для преодоления тревожности ребенку важно поверить в свои силы, поэтому необходимо обсудить с родителями, какую позитивную реакцию и как часто ребенок от них получает. Конечно, в ряде случаев для решения проблемы детской тревожности родителям потребуется изменить свою воспитательную стратегию. Сделать это не так просто: возможно, маме или папе потребуется помощь психолога. Многие тревожные родители не отслеживают связь между собственным волнением и состоянием ребенка. Можно посоветовать им понаблюдать за своим поведением: возможно, мама сама паникует перед предстоящей контрольной.

Результаты исследования могут быть полезны учителям начальной и средней школы. Представленные в работе рекомендации могут использоваться для выявления тревожных школьников.

Просмотров работы: 90