Развитие художественного восприятия дошкольников в условиях малого города - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Развитие художественного восприятия дошкольников в условиях малого города

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Суть современного образования состоит в том, чтобы воспитать социально развитую личность, умеющую самостоятельно мыслить, чувствовать, творить. Для этого детям еще в детстве надо прививать чувство прекрасного, доброго, воспитывать ребенка в любви и заботе. Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного». В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.

Но человек может остаться равнодушным к искусству, если с детства его не приобщали к прекрасному. Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, в том числе живописи. Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок целое.

Исходя из этого, окружающие ребенка взрослые (родители и воспитатели) должны объединить усилия для введения ребенка в мир искусства как можно раньше; необходимо так организовать предметно-развивающую среду и социокультурное окружение в ДОУ, чтобы они способствовали выявлению особенностей и развитию художественно-эстетического восприятия у дошкольников. Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства получила свое отражение в современных исследованиях. В работах Н.М. Зубаревой, Т.Г. Казаковой, Р.М. Чумичевой представлены показатели и уровни художественно-эстетического развития детей, позволяющие более детально изучить эстетический опыт дошкольников.

В основе концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста, разработанной Т.С. Комаровой, лежит принцип интеграции искусств – взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств в учебно-воспитательный процесс ДОУ [1, c. 184].

В настоящее время, время новых технологий, самых необычных гаджетов, которые полностью поглощают в себя не только детей, но и взрослых, нужно сделать так, чтобы дети с самых ранних лет не забывали о достоянии и культуре своего родного города Борисоглебска.

Борисоглебск – это город, расположенный на территории Воронежской области. Его основали в 1698 году по приказу императора Петра I.

Борисоглебск всегда славился своими художниками. Один из них был Шолохов Пётр Иванович. Он был автором картин на военную тематику, портретов, пейзажей, натюрмортов. Его полотна на индустриальную тематику составили серию «Завод „Серп и Молот“». Участвовал в республиканских и всесоюзных выставках. Персональные выставки состоялись в Москве в 1959, 1975 и 1982 годах. Шолоховым гордится весь Борисоглебск, и пусть дошкольники с детства испытывают гордость за своего земляка.

Заниматься художественным воспитанием у дошкольников нужно с самых ранних лет. Родители с самого детства должны приучать детей к искусству, посещать с ними выставки, ходить по музеям, чаще рассказывать и показывать им культурное достояние города. Чтобы ребёнок лучше воспринимал эту информацию, он должен быть заинтересован. А лучше всего заинтересовать дошкольника – это познакомить его с информацией в игровой форме. Со временем, он будет знать картины художников, и будет приобщаться к искусству. Так мы с самого детства будем вкладывать в ребенка частичку искусства и его художественное восприятие будет намного выше.

Задавшись целью определить условия развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста, при ознакомлении с произведениями живописи, предполагая, что развитию художественного восприятия живописи детьми будут способствовать следующие условия: создание эмоциональной атмосферы, образовательной деятельности с использованием литературных и музыкальных образов, подключение разных ощущений в процессе восприятия живописных видов и жанров: портрет, пейзаж. Восприятие произведений живописи дошкольником будет более разумным, если он научится видеть средства выразительности, применимые художником для характеристики изображения (цвет, цветовые сочетания, форма, композиция).

Развитие художественного восприятия является первоосновой художественного развития и представляет собой сложный процесс, включающий узнавание понимание, эмоционально-эстетическую оценку художественных произведений субъектом.

Несмотря на имеющуюся литературу по проблеме восприятия, на сегодняшний день еще нет устойчивого определения понятия «художественное восприятие», да и сама проблема восприятия еще исследована недостаточно.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. Ребенок может быть равнодушным к искусству, если с раннего возраста его не приобщали к прекрасному.

Список литературы

Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу. Программа совместной художественно-творческой деятельности  педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и  младшего школьного возраста. – М., 2007, – 178 с.

Серия Дошкольник. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Составитель Е.П. Климова. 2005.–160с.

Конрад фон Ланге Художественное воспитание в детской; Астер-Х. – М., 2016 – 194 с.

Радынова О.П. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации; Дрофа. – М., 2016 – 120 с.

Просмотров работы: 73