Конечная цель разумного воспитания детей
заключается в постепенном образовании
в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира.
Н.И. Пирогов
В настоящее время Россия переживает одно из непростых времен. Опасностью для общества сегодня является разрушение личности. Для большинства людей материальные ценности сейчас превыше духовных, поэтому дети получают неправильное представление о добре и зле, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Сегодня детская преступность вызвана общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость[1, с. 17].
Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, культуры детей невозможно, если мы будем просто говорить об этом, не вводя ребенка в своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавался в фантазиях русского народа[1, c. 19].
Духовно- нравственное воспитание в детском саду является одним из важнейших направлений всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является присоединении его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования[2, c. 56].
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Проведение занятий направленных на изучение православной культуры русского народа формирует у дошкольника уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, скромность, врождённое чувство прекрасного, поэтому важно начинать формировать моральную культуру уже в дошкольном возрасте [2,c. 98].
Занятия могут включать в себя знакомство с традициями православных праздников, «Пасха Христова», «Рождество Христово», «День ангела». На занятиях изодеятельности можно показать детям, как, например, на Пасху красить яйца, на Благовещение разрисовывать печенья и пряники, а на Рождество изготавливать ангелочков. Все это, не только знакомит ребенка с обычаями празднования, но и положительно влияет на формирование его воображения и развитие мелкой моторики. Это так же является сферой разностороннего творческого сотрудничества детей и взрослых в процессе подготовки и проведения православного праздника. Православные праздники – часть русской культуры. А русская культура своими корнями глубоко уходит в Православие, органически и исторически взаимосвязана с ним. Обращение к Православию необходимо.
Одной из интереснейших тем для детей среднего дошкольного возраста является занятие на тему: «Пасхальные яйца».
Конспект занятия «Пасхальное яйцо»
Цель: Познакомить детей с христианским праздником Светлой Пасхи.
Задачи: воспитывать любовь к культуре своего народа. Развивать у детей художественно – творческие способности. Расширять словарный запас детей словами: Пасха, пасхальное яйцо.
Материал: Картинки крашеных яиц, картинки курицы и цыплёнка. Шаблоны яиц из цветной бумаги, песок (красный, зеленый, желтый, синий «смешанный») клей ПВА, бумажные салфетки.
Ход занятия:
-Дорогие ребята! Для начала скажите мне, какое сейчас время года? (весна). Весной много прекрасных праздников, один из них – Светлая Пасха.
- Праздник Пасхи праздную каждый год. Люди начинают готовиться к нему заранее: наводят порядок в своих домах, пекут куличи, сдобу, красят яйца (показ картинок).
- Ребята, а почему в Пасху мы красим яйца? (ответы детей)
- Яйцо – это маленькое чудо, это символ новой жизни. Снесет курочка яичко, и оно похоже на камушек – словно неживое, а в нем жизни. Живой цыпленок вылупиться из яйца (показ картинок). Яйцо – символ праздника Пасха. На Пасху принято всем, и взрослым, и детям красить и украшать яйца. Их можно красить специальными красками, украшать по – разному, рисовать на них узоры. (показ картинок с крашеными яйцами). А можно делать яички из разных материалов, как украшение. (показ различных поделок, украшенных яиц). Вот и мы с вами станем настоящими мастерами и сами украсим яйца, а делать мы это будем с помощью цветного песка. (Дети садятся за столы и украшают нарисованные яйца на листке бумаги песком).
Ребята посмотрите, ваши пасхальные яйца получились яркие и красивые. Ваши родные будут рады такому подарку, потому что он сделан от души[3, c. 89].
Благодаря такому занятию, дети познакомятся с историей и обычаями праздника, а так же узнают о новом методе украшения нарисованных яиц.
Таким образом, в современной дошкольной педагогике вопросы приобщения детей к отечественным духовно-нравственным традициям приобретают особую актуальность. Расширение диапазона воспитательных средств искусства наполняет содержание эстетического воспитания художественными традициями православной культуры, что обусловлено широкими возможностями в развитии личности ребенка[3, с. 158].
Список литературы
Котова, И.Н. Котова, А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб.: «Паритет», 2006. 240с.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М: Просвещение, 1997. 238 с.
Ушаков Н.Н. Кружковая работа по русскому языку: (Сборник статей из опыта работы). Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1999. 198 с.