ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Котова А.К. 1
1Финансовый университет при правительстве РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Финансовый рынок – система отношений, которая возникает в результате обмена экономических благ с использованием денег как актива-посредника.

Все действия на финансовом рынке неразрывно связаны с большим уровнем риска, а не только с получением прибыли. Для существования рынка в целом очень важна идеально работающая система макропруденциального регулирования бынков и систематизированных небанковских институтов. Резкая необходимость такой системы была выявлена странами группы G20 в итоге кризиса 2008-2009 года [1]. Чтобы не допускать ошибок в системе, России необходимо вести регулярное слежение за практикой зарубежом, а также разработать, сформировать и внедрить собственные способы макропруденциального регулирования в рамках макропруденциальной политики, которые могли бы соответствовать российской специфике.

Что же включают в себя такие термины как «макропруденциальная политика» и «макропруденциальное регулирование»? Итак, макропруденциальная политика – это целый комплекс мер, направленных на минимизацию риска системного финансового кризиса, в случае которого очень большая часть участников финансового сектора становится неплатежеспособной или теряет свою ликвидность без поддержки органа денежно-кредитного регулирования. Введены следующие международные стандарты характеристик макропруденциальной политики:

– обязательность за устойчивость финансовой системы;

– ограничение возможности возникновения системных рисков;

– применение специфического набора инструментов;

– взаимная помощь всех институтов государственной политики.

К пруденциальным требованиям относятся различные нормы, соответствующие специфике участников финансового рынка:

– требования к капиталу;

– нормативы ликвидности;

– лимитирование рисков;

– нормы резервирования на возможные потери по ссудам, по ценным бумагам;

– лимиты открытой валютной позиции;

– гарантийные фонды;

– предварительное депонирование;

– лимиты на маржинальные сделки и т.д.

При правильном построении макропруденциального регулирования очень важен мировой опыт. Он показывает, что унификация и централизация регулирования позволяют решить такие проблемы, как споры между различными регулирующими органами, низкая эффективность наблюдения над финансовыми группами, недостаточная открытость регулирования и надзора.

Регулирование рынка – это упорядочение действий всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных органами государственной власти.

Координация рынка охватывает: всех эмитентов, все виды деятельности, все виды операций.

Правовую основу функционирования финансового рынка составляют Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и соответствующие положения Гражданского кодекса РФ. Этапы регистрации и лицензирования, а также проверка деятельности посредников на финансовом рынке регламентируют Федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "Об организации страхового дела в Российской Федерации", "Об инвестиционных фондах", "О негосударственных пенсионных фондах" [2].

Процесс государственного регулирования включает в себя такие пункты, как:

1. Законодательная деятельность вместе с принятием нормативно-правовых документов, суть которых - регулирование процессов функционирования рынка.

2. Проведение лицензирования и наблюдения за деятельностью профессиональных участников, а также финансовых посредников рынка ЦБ.

3. Соблюдение антимонопольного законодательства.

4. Защита законных интересов и законных прав инвесторов, эмитентов и кредиторов.

Между несколькими министерствами и рядом ведомств разделены такие функции российского финансового рынка, как регулирующие и надзорные. В период с 1996 по 2004 г. основным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере рынка ценных бумаг, формально являлась Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), что было прописано в Федеральном законе "О рынке ценных бумаг". Реально функции по регулированию и наблюдению за деятельностью финансовых посредников на финансовом рынке исполняли: по кредитным организациям - Банк России; по страховым организациям и отдельным профессиональным участникам рынка - Министерство финансов РФ, по негосударственным пенсионным фондам - Министерство труда РФ. В 2004 г. в результате административной реформы возникла новая система регулирования деятельности институтов финансового рынка [3].

На 2018 год государственное регулирование финансового рынка в РФ осуществляется следующими структурами:

1. Финансовая Служба по финансовым рынкам – это упраздненный федеральный орган, осуществляющий следующие функции:

– государственная регистрация ЦБ и выпуск отчетов по итогам выпуска ценных бумаг;

– обеспечение соблюдения законодательства РФ относительно снабжения информацией участников рынка ЦБ;

- управление участниками финансового рынка и осуществление надзора за ними.

2. Инспекция Негосударственного Пенсионного Фонда - акционерного общества, исключительной деятельностью которого является негосударственное пенсионное обеспечение – Федеральной Службы по труду и занятости:

– лицензирование НПФ;

– мониторинг финансового состояния НПФ;

– разработка и принятие методических документов и нормативно-правовых актов, позволяющих заниматься регулированием деятельности НПФ.

3. Центробанк – одна из форм денежных властей, включающая следующие функции:

– утверждение правил по организации проведения расчетов и банковских операций, совершаемых на территории РФ;

– проведение лицензирования кредитных организаций;

– надзор за деятельностью различных кредитных организаций;

– регистрация ЦБ кредитных организаций;

– осуществление надзора и регулирования проведения валютных операций.

4. Федеральная Служба страхового надзора Министерства Финансов Российской Федерации:

– выдача страховым компаниям лицензий;

– мониторинг финансового состояния страховщиков;

– ведение методов и норм страховой деятельности.

Саморегулируемые организации имеют на российском рынке очень важное значение. ФСФР имеет разрешение на осуществление деятельности, как саморегулируемой организации следующим основным организациям: Национальной организации участников фондового рынка (НАУФОР), Национальной фондовой ассоциации (НФА), Профессиональной ассоциации регистраторов трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) и некоторым другим. Статус саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг позволяет этим организациям работать над разработкой отдельных стандартов и правил своей деятельности.

О полномочиях ФСФР можно судить по Постановлению Правительства РФ от 29 августа 2011 года «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации». В этом Постановлении говорится, что Федеральная Служба по Финансовым Рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком [4].

Помимо ФСФР и управления по финансовым рынкам к государственным органам по регулированию финансового рынка также относятся Центральный Банк, Министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба.

По данным Центрального Банка за 2017 год количество кредитных и некредитных организаций, имеющих лицензию профессионального участника ранка ценных бумаг с начала на конец года уменьшилось на 68 единиц, эта информация наглядно представлена в таблице 1.

Основными причинами отзыва лицензий могли бы быть:

- собственная инициатива компаний;

- нарушения;

- отзыв лицензии на осуществление банковских операций;

- другие причины;

- низкая рентабельность бизнеса – основная причина.

Деятельность некоторых совместных компаний предполагает использование активов и прочих ресурсов участников, а не учреждение корпорации, товарищества или другой компании, или финансовой структуры, отдельной от самих участников. Каждый участник использует свои собственные основные средства и создает свои собственные запасы. Он также несет свои собственные расходы и обязательства, а также получает свое собственное финансирование, которое представляет собой его собственные обязательства. Деятельность совместной компании может осуществляться наемными работниками участника параллельно аналогичной деятельности его самого. Соглашение об учреждении совместной компании обычно предусматривает механизм, с помощью которого доходы от продаж совместного продукта и любые расходы, понесенные совместно, делятся между участниками.

Таблица 1 – Количество кредитных и некредитных организаций, имеющих лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг

Наименование показателя

Единица измерения

IV кв. 2016

I кв. 2017

II кв. 2017

III кв. 2017

IV кв. 2017

Изменение за год, %

Количество кредитных и некредитных организаций, имеющих лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг

Ед.

681

658

647

632

613

-10,0%

Количество НКО – профессиональных участников рынка ценных бумаг

Ед.

375

363

356

348

335

-10,7%

Количество НКО – профессиональных участников рынка ценных бумаг, сдавших баланс

Ед.

374

345

353

344

324

-13,4%

Количество профессиональных участников – НКО с лицензией на ведение реестра владельцев ценных бумаг

Ед.

35

35

35

35

35

0,0%

Количество профессиональных участников – НКО «чистых» депозитариев

Ед.

38

37

37

35

34

-10,5%

Примером совместно контролируемой деятельности является случай, когда два или более участников объединяют свои операции, ресурсы и опыт, для того чтобы произвести, продать и распространить совместно произведенный конкретный продукт, например самолет. Каждый участник осуществляет свою часть производственного процесса. Каждый участник несет свои затраты и получает свою долю дохода от продажи самолета, эта доля определяется в соответствии с договорным соглашением. Показатели таких компаний представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Изменение количественного и процентного показателя количества компаний совместно контролирующих 80% активов

Наименование показателя

Единица измерения

IV кв. 2016

I кв. 2017

II кв. 2017

III кв. 2017

IV кв. 2017

Изменение за год, %

Количество компаний, совместно контролирующих 80% активов (профучастники – НКО)

Ед.

35

32

33

28

29

-17,1%

Количество компаний, совместно контролирующих 80% активов (профучастники – НКО)

%

9,3

8,8

9,3

8,0

8,7

-0,68 п.п.

Сокращение количества участников приводит к уменьшению концентрации в отрасли: количество компаний, совместно контролирующих 80% активов профучастников -НФО составило всего лишь 29 единиц, что представляет собой 8,7% от общего числа организаций [5].

Далее рассмотрим активы на начало и на конец 2017 года, они состоят из трех пунктов:

– активы профессиональных участников рынка ценных бумаг без реестродержателей;

– профессиональных участников – НКО с лицензией на ведение реестра владельца ценных бумаг;

– НКО «чистых» депозитариев.

Только во второй группе мы видим увеличение процента на 9,8 позиций. При этом отношение активов к ВВП сократилось на 0,14% [5].

Таблица 3 – Изменение концентрации активов участников рынка ценных бумаг

Наименование показателя

Единица измерения

IV кв. 2016

I кв. 2017

II кв. 2017

III кв. 2017

IV кв. 2017

Изменение за год, %

Активы, в том числе:

Млн. руб

781 177,56

697 827,99

778 654,92

794 069,75

708 696,73

-9,3%

- профессиональных участников рынка ценных бумаг (без реестродержателей)

Млн. руб

771 579,2

688 371,7

765 716,1

783 721,8

698 160,4

-9,5%

- профессиональных участников с лицензией на деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг

Млн. руб

9 598,4

9 456,2

12 938,9

10 347,9

10 536,3

9,8%

- профессиональных участников – НКО «чистых» депозитариев

Млн. руб

49 248,9

35 252,0

76 104,2

63 482,4

29 501,2

-40,1%

С точки зрения Банка России в России наблюдается снижение концентрации активов в банковском секторе. В работе осуществляется критика этой позиции: указываются проблемы используемого метода оценки концентрации, предлагаются альтернативные оценки, указывающие на рост влияния крупных банков. Рост доли крупных банков в активах банковского сектора страны происходит в основном за счет более быстрого наращивания активов крупными банками по сравнению со всеми остальными. На основании анализа агрегированных балансов крупных и малых и средних банков, выявляются причины более быстрого роста крупных банков, строятся гипотезы о возможном влиянии этого процесса на банковскую систему страны.

Собственные средства управляющих компаний и профессиональных участников рынка ценных бумаг без реестродержателей как и профессиональных участников – НКО «чистых» депозитариев за 2017 год уменьшилось более чем на 40%, а средства профессиональных участников с лицензией на деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг сократились лишь на 4,4% [5]. Следует обратить внимание, что капитал профессиональных участников – НКО «чистых» депозитариев сократился, как и по предыдущему показателю, это представлено в таблице 4.

К сокращению капитала прибегают в основном в двух случаях: компания считает свой капитал слишком большим и за счет его сокращения выплачивает вознаграждение акционерам; компания понесла такие потери, что не рассчитывает покрыть их в будущем за счет прибылей.

В этом случае она вычитает эти потери из своего капитала для оздоровления финансового положения. Эти две формы сокращения капитала означают: во-первых, сокращение путем вознаграждения акционеров осуществляется в виде непосредственной выплаты им номинальной стоимости их акций или покупки этих акций на бирже; во-вторых, сокращение капитала путем вычета сумм для покрытия потерь.

Таблица 4 – Собственные средства организаций

Наименование показателя

Единица измерения

IV кв. 2016

I кв. 2017

II кв. 2017

III кв. 2017

IV кв. 2017

Изменение за год, %

Собственные средства, в том числе:

млн. руб

204 986,46

157 218,25

151 359,13

141 018,78

123 555,69

-39,7%

- управляющих компаний и профессиональных участников рынка ценных бумаг (без рестродержателей)

млн. руб

198 749,7

150 984,1

145 152,4

135 144,6

177 592,4

-40,8%

- профессиональных участников с лицензией на деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг

млн. руб

6 236,8

6 234,2

6 206,7

5 874,1

5 963,2

-4,4%

- профессиональных участников – НКО «чистых» депозитариев

млн. руб

23 126,7

26 858,2

41 149,4

40 144,8

12 588,9

-45,6%

Капитал и резервы, в том числе:

млн. руб

311 630,3

304 756,4

319 591,3

321 122,0

298 852,7

-4,1%

- профессиональных участников рынка ценных бумаг (без реестродержателей)

млн. руб

303 550,0

296 684,4

310 813,3

312 337,6

290 127,8

-4,4%

- профессиональных участников с лицензией на деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг

млн. руб

8 080,3

8 072,0

8 778,0

8 784,5

8 724,8

8,0%

- профессиональных участников – НКО «чистых» депозитариев

млн. руб

36 309,5

15 147,6

46 439,2

46 419,5

17 803,7

-51,0%

Во всех организациях сократилась необходимость брать кредиты и займы более чем на 40%, основной причиной такого явления может быть наличие у организаций собственных и приравненных к ним оборотных средств, которых хватает для эффективного функционирования предприятия.

Так же во всех организациях сокращается потребность в долгосрочных кредитах и займах

Уменьшение по счетам краткосрочных обязательств означает, что в рассматриваемом периоде осуществлялись выплаты по обязательствам, возникшим и не погашенным в предыдущем периоде. Следовательно, данный отток денежных средств необходимо вычесть из чистой прибыли. Правило коррекции краткосрочных обязательств можно сформулировать таким образом: прирост по счетам обязательств означает приток денежных средств, поэтому его надо прибавить к чистой прибыли; уменьшение обязательств означает отток денежных средств, надо вычесть из чистой прибыли.

Таблица 5 – Показатели краткосрочных кредитов и займов организаций

Наименование показателя

Единица измерения

IV кв. 2016

I кв. 2017

II кв. 2017

III кв. 2017

IV кв. 2017

Изменение за год, %

Обязательства по основному виду деятельности (краткосрочные кредиты и займы), в том числе:

млн. руб

66 802,65

45 792,24

41 539,37

43 789,66

28 169,72

-57,8%

- профессиональных участников рынка ценных бумаг (без реестродержателей)

млн. руб

66 802,6

45 791,5

41 538,1

43 789,7

28 168,7

-57,8%

- профессиональных участников с лицензией на деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг

млн. руб

0,0

0,7

1,2

0,0

1,0

-

- профессиональных участников – НКО «чистых» депозитариев

млн. руб

20,0

20,5

18,5

16,9

12,2

-39,3%

Долгосрочные займы позволяют пользоваться денежными средствами, при условии полного возврата денег, через оговоренное время, в полном объеме. Во время пользования займом, заемщик становится полноправным собственником денежных средств и может распоряжаться ими по своему усмотрению.

Долгосрочное кредитование является единственной возможностью удовлетворения различного рода потребностей. Возможность длительный срок пользоваться кредитными средствами позволяет воплотить в жизнь большинство проектов, показатели по такому вижу кредитования представлены в таблице 6 [5].

Таблица 6 – Показатели по долгосрочным кредитам и займам организаций

Наименование показателя

Единица измерения

IV кв. 2016

I кв. 2017

II кв. 2017

III кв. 2017

IV кв. 2017

Изменение за год, %

Долгосрочные кредиты и займы

млн. руб

15 481,8

13 826,7

2 804,4

2 181,5

2 674,2

-82,7%

- профессиональных участников рынка ценных бумаг (без реестродержателей)

млн. руб

15 480,9

13 825,9

2 803,7

2 180,7

2 674,2

-82,7%

- профессиональных участников с лицензией на деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг

млн. руб

0,9

0,8

0,8

0,8

0,8

-16,8%

- профессиональных участников – НКО «чистых» депозитариев

млн. руб

1,7

1,9

1,1

0,8

0,7

-56,6%

Размер финансового долга (долгосрочные + краткосрочные займы)

млн. руб

82 284,5

59 619,0

44 343,8

45 971,2

30 844,7

-62,5%

Отношение финансового долга к активам

%

10,5

8,5

5,7

5,8

4,4

-6,18 п.п.

Увеличение долгосрочных обязательств можно было бы рассматривать как положительный фактор, так как они приравниваются к собственному капиталу. Уменьшение же долгосрочных обязательств наряду с уменьшением краткосрочных может привести к улучшению финансовой устойчивости предприятия.

При этом чистая прибыль уменьшается во всех видах организаций, что говорит о повышении затрат на деятельность предприятий (таблица 7).

Чистая прибыль – это сумма в бухгалтерском балансе предприятия, которая остается после формирования фонда оплаты труда и уплаты налогов, отчислений, обязательных платежей в бюджет, в вышестоящие организации и банки.

Таблица 7 – Чистая прибыль предприятий

Наименование показателя

Единица измерения

IV кв. 2016

I кв. 2017

II кв. 2017

III кв. 2017

IV кв. 2017

Изменение за год, %

Чистая прибыль за отчетный период с начала отчетного года

млн. руб

36 054,49

11 319,48

11 327,28

16 824,84

34 023,24

-5,6%

- профессиональных участников рынка ценных бумаг (без реестродержателей)

млн. руб

35 261,00

11 217,04

10 631,12

15 827,70

32 944,21

-9,6%

- профессиональных участников с лицензией на деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг

млн. руб

793,49

102,44

696,15

997,14

1 079,03

-1,6%

- профессиональных участников – НКО «чистых» депозитариев

млн. руб

4 868,73

611,48

1 642,18

2 588,84

2 787,35

-8,3%

Снижение чистой прибыли говорит о спаде производства и уменьшении главного источника формирования доходов бюджета и денежных накоплений предприятия.

Таким образом, исходя из проанализированного выше, можно сделать вывод, что в современных условиях развития экономики в России существует очень развитая система государственного регулирования финансового рынка, позволяющая организациям минимизировать риски в ходе своей деятельности и получить необходимую поддержку со стороны финансовых структур.

Список литературы:

Рынок ценных бумаг: учебник для бакалавров [Текст]:под ред. Н.И. Берзона. — М. : Издательство Юрайт, 2011. — 531 с.

Регулирование российского финансового рынка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://finlit.online/osnovyi-finansov-ekonomika/107-regulirovanie-rossiyskogo-finansovogo-26918.html (дата обращения 15.10.18)

Административная реформа в Российской Федерации и ее влияние на формирование и реализацию социальной политики страны [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studme.org/1652020522387/sotsiologiya/administrativnaya_reforma_rossiyskoy_federatsii_vliyanie_formirovanie_realizatsiyu_sotsialnoy_politiki (дата обращения 16.10.18)

Регулирование финансового рынка в Российской Федерации. Законодательные основы и функционирование. Саморегулирование финансового рынка РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2839469/ (дата обращения 15.10.18)

Обзор ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/StaticHtml/File/51275/review_secur_17Q4.pdf (дата обращения 16.10.18)

Просмотров работы: 48