Влияние изобразительного искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Воспитание творческого восприятия природы пробуждает у детей способность не только чувствовать и видеть красоту и гармонию мира, но и создавать их в любой своей деятельности, в любых жизненных ситуациях.
«Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей потому, что оно говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста». [1]
«По словам великого русского поэта А.А. Блока, «живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие), благодаря этому она сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети». С помощью живописи детей учат понимать гармонию природы».[1]
Цвет, являясь наряду со звуком, языком природы, языком чувств, как ни что другое, насыщает детское восприятие с самого рождения и, сопровождая ребенка в дальнейшем всю жизнь, оказывает огромное влияние на его нравственное, духовное, интеллектуальное и физическое развитие.
Проблемой восприятия цвета и развития чувства цвета занимались еще древнегреческие философы, педагоги средневековья и эпохи Просвещения. Много важных открытий в этой области сделали и наши отечественные ученые: Ушинский, Венгер, Пилюгина, Аркин, Тихеева и другие.
Исследователями было установлено, что глаз младенца способен уже в первые недели жизни различать цвета. По данным Э.Г. Пилюгиной, «на втором году жизни большим достижением ребенка становится зрительное сравнение предметов по цвету».
Перед учеными всегда стоял важным вопрос о том, происходит ли формирование и развитие представлений о цвете, развитие чувства цвета непроизвольно, в силу возрастных, природных изменений, или же оно происходит при целенаправленном обучении, воспитании. Безусловно, развитие представлений о цвете и самого чувство цвета происходит в обоих случаях.
«В своих исследованиях Мухина доказала, что полноценное развитие восприятия цвета ребенком осуществляется только тогда, когда он сам получает возможность утвердиться в многоцветье окружающего мира. Также Мухина сделала вывод о необходимости обучения детей пятого года жизни смешиванию красок». [2]
Как отмечает В.С. Мухина, усвоение эталонов цвета (небо - синее, трава - зеленая, солнце - желтое и т.д.) имеет двоякое влияние на развитие восприятия ребенка. С одной стороны, ребенок учится классифицировать предметы по их свойствам и признакам. Однако, с другой стороны, в восприятии ребенка закрепляется канонизированная нормативность цветов и других качеств предмета, и при этом утрируются индивидуальные особенности того же предмета при непосредственном его восприятии. [2]
Таким образом, в процессе воспитания и обучения необходимо не просто давать детям знания о цвете предметов и учить классифицировать предметы по разным признакам, но необходимо развивать у детей наблюдательность, побуждать детей получать эстетическое удовольствие от созерцания красоты образа каждого наблюдаемого объекта или явления. Это может быть и наблюдение за явлениями природы (закатом, дождем, водой), и созерцание картины художника-живописца, в которой ребенок может рассматривать как реальные, конкретные, так и абстрактные образы, и через цвет пытаться увидеть, почувствовать замысел художника, настроение картины.
Крупный ученый и исследователь детского творчества Н.П. Сакулина, по-новому освещает вопрос эмоционального восприятия цвета рисунком.
«Педагогическая задача заключается в том, - пишет Н.П. Сакулина, - чтобы все полнее раскрыть перед детьми многоцветность окружающей их действительности, учить видеть эту много цветность, понимать и любить красоту в жизни». [3]
В своих работах Н.П. Сакулина ставит вопрос о более глубокой и разносторонней художественной подготовке детей, в основе которой лежит развитие цветоощущения, и в дальнейшем может формироваться система обобщенных представлений о цветах, цветовых отношениях, сочетаниях, в результате чего развивается образное видение детей, формируется их представление о прекрасном.
Исследователь утверждала, что яркость и пестрота детских рисунков зачастую говорят не столько о вкусах ребенка, сколько о небольшом опыте, недостаточном уровне развития цветового восприятия и культуре применения цвета…
«Выделив возрастные возможности детей в усвоении цвета и его использования в их творческой деятельности, Н.П. Сакулина считала, что уже в среднем дошкольном возрасте детям доступны знания таких систем сопоставления цветовых тонов, как спектральный круг, шкала высветления цвета, изменения его насыщенности. В образной форме, по мнению ученого, вполне возможно познакомить детей этого возраста (4-5 лет) с понятиями о «теплых» и «холодных» цветах». [4]
«К пяти годам дети обычно уже знают 10-12 цветов, они могут отличить предметы по их основному, локальному цвету, группировать предметы по признаку цвета. Дети уже в пять лет без труда понимают, что значит высветление цвета…» [4]
«Говоря о старшем дошкольном возрасте, Н.П. Сакулина отмечала, что в 5-6 лет дети обычно окрашивают предметы и явления природы соответственно их действительному цвету, но обобщенно, без характерных оттенков. Наряду с этим сохраняется тенденция выбирать цвет независимо от реальной окраски изображаемого». [4]
Таким образом, в старшем возрасте детям доступны для усвоения в практической изобразительной деятельности навыки получения и передачи различных оттенков цветов.
В разделе изобразительное искусство Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой можно обнаружить, что проблеме развития творчества уделяется значительное внимание, но по решению вопроса развития специальных творческих способностей, в частности чувства цвета, соответствующих задач не ставится.
Изучив вопрос развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в теории и практике, мы можем сделать выводы о том, что чувство цвета играет важную роль не только в развитии изобразительного творчества, но и в общем развитии личности ребенка, его сенсорном, нравственно-эстетическом, психическом развитии.
Список литературы:
1. Фонарев А. М. Развитие ориентировочных реакций у детей. М., 1977. - 275 с.
2. Мухина В.С. Красивое - хорошее искусство. М.: Просвещение, 1964. - 123 с.
3. Сакулина М.П. Сенсорное воспитание в процессе изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1965. - 365 с.
4. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965. - 261 с.