Народное творчество мастеров родного края в воспитании детей - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Народное творчество мастеров родного края в воспитании детей

Гаценко О.О. 1
1"Воронежский государственный университет" Борисоглебский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«…Воспитание, созданное самим народом, и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»

К. Д. Ушинский

Основным звеном социализации детей считается гуманистическое воспитание с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к родному месту, и, безусловно, к Родине. В период дошкольного детства начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, сильно влияя на его миропонимание. Истоки этого воздействия – в родном языке, который усваивает дошкольник, в народных песнях, музыке, которые он слушает, в игрушках и играх, в которые он играет.

Немаловажно вырастить детей в мире национальной культуры, так как именно в народном творчестве сохранились черты и мышления нации.

Что значит народный мастер? В чем значимость его творчества как формы культурной деятельности? Данные вопросы обретают все больший интерес в зависимости от того, как народное искусство вхо­дит в область проблем современной культуры. Они обращают на себя внимание не только специалистов, но и широкой общественности, имеют особую актуальность в круге проблем современного образования и воспитания подрастающего поколения, нако­нец, это один из главных вопросов теории и практики народного искусства на нынешнем этапе [4, c. 13].

Погружая ребенка в народный уклад жизни, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения родным языком, традициями, бытом и таким способом формируем любовь к малой и большой Родине. Душа народа выражается в различных видах искусствах: в небылицах, преданиях, плясках, песнях, изобразительном искусстве. По этой причине влияние искусства на детей должно быть комплексным [2, c. 120].

Детские годы – это тот период времени, когда возможно настоящее, искреннее погружение ребенка в корни национальной культуры.

Первые произведения, которые слышит ребенок, это малые формы фольклора: потешки, прибаутки, небылички, побасенки. Роль данных фольклорных форм невозможно переоценить. Малыши, вслушиваясь в слова потешек, их ритм, приплясывают, играют в ладушки, двигаются в тон. Потешки радуют ребенка, забавляют и в тоже время воспитывают организованность. Поэтому потешки, песенки, прибаутки, небылички и побасенки нужно использовать в период адаптации ребёнка в детском саду во время режимных моментов, таких как одевание, мытьё рук, сон, обед. Ознакомление с устным народным творчеством расширяет круг интересов ребёнка, обогащает его речь, формирует отношение к окружающему миру.

Особое внимание также нужно уделить ознакомлению с декоративно-прикладным искусством. И целесообразно начать с одной из самых любимых игрушек в нашей стране – русской матрёшки. Знакомство с ней вызывает эмоциональную отзывчивость и формирует эстетический вкус [1, c. 345].

А неужели возможно представить русский народ без русской народной песни! Это и колыбельные, и хороводные, и плясовые, и лирические песни. Детям нравится такой вид народного творчества и они с удовольствием поют песни на занятиях, в игре, укачивая куклу или какую либо игрушку.

Скороговорки – веселая игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно любимая игра в словотворчество.

Заклички – обращение к природе, животным с просьбой или требованием. Это небольшие песенки для распевания группой детей. Они дают возможность ребенку в поэтической форме выразить свое эмоциональное отношение к природе, развивают речь, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат.

Словесные игры требуют сообразительности, внимания, настойчивости, учат соблюдать правила, развивают воображение, умение находить правильное решение.

Сказка – это ориентир отношений к человеческим ценностям, добродетелям, пониманию добра и зла, честности и обмана, правды и лжи, простодушия и обмана, трудолюбия и лени, любви и ненависти. Сказка знакомит детей с традициями, обычаями народа, национальными праздниками, одеждой, предметами быта и т. д. В сказках отражена историческая жизнь народа, его характер, язык. В них  утверждаются высокие нравственные принципы – уважение к человеку, трудолюбие, любовь к родной земле, скромность, честность, гостеприимство, доброта [3, c. 38].

Кроме того, дети проявляют любопытство к самодельным настольным играм, сутью которых является выкладывание узоров в стиле хохломы, городецкой и других росписей из вырезанных из картона тех или иных элементов. На таком материале дети достаточно быстро и легко осваивают разные композиции.

Дети видят и понимают искусство немного по-другому, чем взрослые, на своем уровне. Умеют откликаться на красоту народного творчества. Иногда малыши не могут объяснить, почему оно им нравится. И воспитатели, открыв детям дорогу в мир народного творчества, должны вводить в него постоянно и постепенно, углубляя понимание народного искусства и утончая чувства.

Список литературы

Бубарина Т.А., Куприна Л.С., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. – Знакомство детей с русским народным творчеством. 3-е издание, перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 400 с.

Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. 2-е издание. / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 304 с.

Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду: Методические рекомендации. / Л.А. Лялина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

Соломенникова, О.А. Радость творчества / О.А. Соломенникова. – М., 2001. – 168 с.

Просмотров работы: 9