ЖЕНЩИНЫ В АВИАЦИИ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЖЕНЩИНЫ В АВИАЦИИ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Чупятов Д.И. 1, Титаренко М.П. 1, Переходченко К.С. 1
1ВУНЦ ВВС ВВА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Моральный дух армии всегда занимал важное место в достижении победы в войне. Анализируя объективные и субъективные факторы, определяющие ход и исход вооруженной борьбы, ясно видно, что во всякой войне победа в конечном счете обуславливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь. Это положение убедительно подтвердилось многовековой историей России, но особенно остро в период Великой Отечественной войны, когда наш народ вел неимоверно тяжелую вооруженную борьбу с фашистскими агрессорами за независимость Родины. Новые вооруженные конфликты и локальные войны предъявляют очень высокие требования к морально-психологическим и боевым качествам воинов. В связи с этим современным Вооруженным силам России необходимо, чтобы военнослужащие имели высокий уровень морально-психологической закалки, боевого мастерства, физической выносливости, мужества и героизма.

Целью нашей статьи стало - изучение путей и средств воспитания у курсантов военных вузов высоких морально-боевых качеств на материале истории и роли женщин в развитии отечественной авиации. В работе мы коснемся зарубежной истории освоения женщинами авиации, рассмотрим более подробно историю советских летчиц.  Отдельную часть исследования мы посвятим особой странице истории Родины - участию женщин-авиаторов в Великой Отечественной войне. Это легендарные «ночные ведьмы» - летчицы46-го гвардейского Таманского женского авиационного полка ночных бомбардировщиков. Изучая материалы о военных летчицах, мы познакомились с литературой, посвященной героиням, материалами, размещенными в сети Интернет, посмотрели кинофильмы .
    Воспитание высоких морально-боевых качеств воинов осуществляется в процессе всей службы и жизни личного состава. Это мероприятия, направленные на формирование целого комплекса качеств, необходимых для успешного ведения боевых действий, и предусматривают целеустремленные и разносторонние психолого-педагогические воздействия и взаимодействия на обучающихся в течение всего периода их обучения и службы. Поэтому так важно уделять внимание этим вопросам на стадии подготовки и обучения курсантов военного вуза. Высокие морально-боевые качества воспитываются разнообразными средствами, формами и приемами. В связи с этим необходимо раскрыть эти понятия. Средство-это материальные и идеальные объекты, которые используются в процессе воспитания для достижения целей. Прием- способ применения того или иного средства в практике воспитательной работы. Важнейшая роль отводится целенаправленному государственно-патриотическому воспитанию. В процессе обучения и воспитания оно служит прежде всего формированию у курсантов ясного понимания личной ответственности за защиту нашей Родины. Эта работа-важнейший источник формирования патриотизма, интернационализма, чувства воинского долга, героизма и других морально-боевых качеств. Важным способом формирования у личного состава высоких морально-боевых качеств является пропаганда исторических, боевых и трудовых традиций нашего народа. В работе по пропаганде исторических и боевых традиций важны конкретность в раскрытии сущности и значения подвигов героев прошлых лет и современности. В нашей статье мы хотели бы привести некоторые примеры мужества и героизма, подвигов наших советских, российских, а также зарубежных летчиц, чей путь к своей мечте был очень непрост и потребовал больших усилий, упорства и настойчивости в достижении своей цели.

Ли́дия (Лилия) Влади́мировна Литвя́к (18 августа1921 (1921-08-18) — 1 августа1943) — Герой Советского Союза, лётчик-истребитель, командир авиационного звена, гвардиимладший лейтенант. Погибла в возрасте неполных 22 лет в бою над Миус-фронтом. Посмертно была дважды повышена в звании — до лейтенанта в 1943 году и до старшего лейтенанта в 1990 году. С 14 лет занималась в аэроклубе. В 15 лет она уже совершила свой первый самостоятельный полет. После окончания Херсонской авиационной школы лётчиков-инструкторов работала в Калининском аэроклубе. Подготовила 45 лётчиков. В 1942 была зачислена в 586 ИАП, «женский авиаполк», приписав недостающие 100 часов налёта. Освоила истребитель Як-1. Первый боевой вылет совершила в небе над Саратовом. В августе 1942 года в группе сбила немецкий бомбардировщик Ю-88. 23 февраля 1943 года Лидия Литвяк получила свою первую боевую награду — орден Красной Звезды.

Элизабет Колман при всем желании не могла получить доступ в американскую летную школу, так как была женщиной, да еще и темнокожей. После уроков французского, она 20 ноября 1920-го отправилась в Париж, училась летать на биплане 'Newport 28' с системой рулевого управления. 15 июня 1921-го она стала единственным летчиком среди афроамериканок, заработавшей международную категорию пилота. Чтобы отточить мастерство, Колман два месяца брала уроки у французского летчика-аса, а в сентябре 1921-го отправилась в Нью-Йорк.По возвращению в США Бесси стала настоящей сенсацией СМИ.

Жаклин Кокран, урождённая Бесси Ли Питман, родилась 11 мая 1906 г. Однажды пролетев в самолёте, Жаклин увлеклась полётами и за три недели освоила аэроплан, а ещё через два года получила профессиональную лицензию пилота. В годы войны Кокран вступила в резервную организацию женщин-лётчиц и в конце войны возглавила её. Она принимала участие в подготовке сотен лётчиц для женской службы воздушных сил. В 1948 г. Жаклин была переведена в резерв ВВС США, где дослужилась до звания полковника. Установив десятки рекордов, Кокран стала первой в США женщиной, совершившей полёт первой на реактивном самолёте и стала первой женщиной, превысившей в полёте скорость звука. Своими успехами женщиной, совершившей посадку обязана выдающемуся лётчику Чарльзу Йегеру, с которым долгие годы её связывала настоящая дружба. Также она стала первой женщиной, пересёкшей Атлантику по приборам, первой женщиной, принявшей участие в престижной трансконтинентальной гонке, единственной женщиной, бывшей в 1958–1961 гг. президентом Международной авиационной федерации.

Валентина Терешкова – первая женщина, отправившаяся в космос. По сей день она остается единственной в мире женщиной, отправившейся в космический полет в одиночку, без помощников и напарников. Она также стала первой женщиной в России, удостоенной звания генерал-майора. Именно в этом звании Терешкова и ушла в отставку в 1997 году, в возрасте шестидесяти лет. Валентина Терешкова навеки вписала свое имя в историю Советского Союза, России и всего мира.

Первая женщина отправилась в космос 16 июня 1963 года. Полет продолжался 3 суток. Валентина Терешкова отправилась в космос на корабле «Восток-6». То, как первая женщина-космонавт провела старт, какие доклады озвучивала, получило высокую оценку специалистов. Они уверяли, что Терешкова провела старт лучше опытных космонавтов-мужчин.

Такие яркие и удивительные биографии порождают стремление подражать замечательным образцам служения Родине. Славные традиции нашего многонационального народа и его Вооруженных Сил – ценнейшее духовное достояние, которое старшее поколение, как эстафету, передает воинам ХХI века. В традициях заключена сила примера самоотверженного выполнения воинского долга, зовущего к тому, чтобы героизм и мужество стали нормами поведения каждого воина.

Метод примера исключительно важен в индивидуально- воспитательной работе. Он предполагает целенаправленное и систематическое воздействие на обучающихся силой положительного примера и формирования у них образца для подражания. При реализации данного метода в практике воспитания предлагается использовать следующие средства: примеры из жизни выдающихся государственных, общественных, военных деятелей; примеры подвигов национальных героев; примеры из истории мировых и отечественных войн; героические примеры участия военнослужащих в локальных войнах и конфликтах; примеры из области литературы, искусства; примеры служебной деятельности передовых воинов; личный пример, прежде всего непосредственного командира ( начальника).

В связи с вышесказанным истории судеб женщин-авиаторов не только интересны и поучительны, они могут стать положительным примером духовно-нравственного развития личности. Таким образом, в формировании морально-боевых качеств курсантов ведущая роль принадлежит нравственному компоненту, который определяет идейность и убежденность российских воинов и выступает главным регулятором их поведения и деятельности.

Список литературы:

1. Базалишвили М. Мужская работа [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.dp.ru/a/2011/12/21/Muzhskaja_rabota

2. Военная педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008.-640с.

3. Голубева-Терес О.Т. Страницы из лётной книжки [Текст]/О.Т. Голубева-Терес. - М: Воениздат, 1988.- 163 с.

4. Голубева-Терес О. Ночные рейды советских летчиц. Из летной книжки штурмана У-2. 1941-1945 [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.oboznik.ru/p=14720

5. Дрягина, И. В. Записки летчицы У-2. [Текст] / И.В. Дрягина.-М: Центрполиграф, 2007.- 97с.

Просмотров работы: 5