В статье исследованы особенности финансового обеспечения бюджета на местном уровне Российской Федерации, проанализированы основные показатели доходной части бюджета города Ростова-на-Дону, что дает возможность дать более полную оценку. Авторами приведена динамика и структура доходных статей бюджета г. Ростова-на-Дону за 2016-2018 гг., приведены предложения по повышению доходности бюджета г. Ростова-на-Дону и по обеспечению его независимости от регионального и федерального бюджетов.
Проблема финансового обеспечения бюджета муниципалитетов была, есть и в ближайшей перспективе будет актуальной, поскольку на местном уровне сохраняется стабильный дефицит, что усложняет реализацию экономических и социальных задач. Как известно, устойчивость и стабильность социально-экономического положения напрямую зависит от сбалансированности бюджета [4].
Согласно ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, основными источниками финансового обеспечения местного бюджета служат налоговые и неналоговые платежи, а также безвозмездные поступления. Именно соотношение указанных трех источников дохода бюджета определяют уровень и самостоятельность муниципального образования [4].
Проанализируем структуру и динамику формирования местного бюджета г. Ростова-на-Дону за 2016г-2018 г, продемонстрированные в табл. 1.
Таблица 1 - Динамика и структура доходных статей бюджета г. Ростова-на-Дону за 2016-2018 гг. в млн. руб.1
Наименование |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Изменение 2017г к 2016г % |
Изменение 2018г к 2017г % |
Налоги на прибыль и доходы |
6 192,23 |
6 434,83 |
7 150,57 |
3,9 |
11,12 |
Удельный вес |
19,27% |
18,96% |
21,7% |
-0,31% |
2,74% |
Налоги на товары |
53,12 |
46,29 |
50,81 |
-12,86 |
9,76 |
Удельный вес |
0,17% |
0,14% |
0,15% |
-0,03% |
0,01% |
Налоги на совокупный доход |
1 141,41 |
1 153,43 |
1 111,33 |
1,05 |
-3,65 |
Удельный вес |
3,55% |
3,40% |
3,37% |
-0,15% |
-0,03% |
Налоги на имущество |
3 376,34 |
3 450,60 |
3 255,55 |
2,20 |
-5,65 |
Удельный вес |
10,50% |
10,17% |
9,88% |
-0,33% |
-0,29% |
Государственная пошлина |
272,18 |
363,84 |
410,86 |
33,68 |
12,92 |
Удельный вес |
0,85% |
1,07% |
1,25% |
0,22% |
0,18% |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
1 151,58 |
1 130,36 |
1 099,0 |
-1,84 |
-2,77 |
Удельный вес |
3,58% |
3,33% |
3,33% |
-0,25% |
0 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
76,86 |
49,42 |
43,91 |
-35,7 |
-11,15 |
Удельный вес |
0,24% |
0,15% |
0,13% |
-0,09% |
-0,02% |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
3,41 |
18,89 |
4,87 |
453,96 |
-74,22 |
Удельный вес |
0,01% |
0,06% |
0,01% |
0,05% |
-0,05% |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
161,96 |
127,34 |
83,36 |
-21,38 |
-34.54 |
Удельный вес |
0,50% |
0,38% |
0,25% |
-0,12% |
-0,13% |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
392,248 |
379,93 |
343,63 |
-3,14 |
-9,55 |
Удельный вес |
1,22% |
1,12% |
1,04% |
-0,1% |
-0,08% |
Безвозмездные поступления |
19 321,0 |
20 789,1 |
19 401,13 |
7,6 |
-6,68 |
Удельный вес |
60,11% |
61,25% |
58,87% |
1,14% |
-2,38% |
Всего, в нат. выражении |
32 142,3 |
33 944,0 |
32 955,02 |
5,6 |
-2,9 |
В % |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
Как видно из таблицы 1, минимальная сумма доходов зафиксирована в 2016г и составила 32 142,3 млн. руб., максимальная - в 2017г. В 2018г. произошел спад на 2.9% по сравнению с 2017г, что связано с высокими затратами на проведение Чемпионата Мира по футболу, а также внедрением новой транспортной реформы.
Налоги на прибыль и доходы за рассматриваемый период демонстрируют рост. Так, в 2017 г. налоговые данные увеличились по сравнению с 2016 г. на 3,9%, а в 2018 г. уже возросли на 11,12%. по сравнению с 2017 г. Особое внимание следует уделить безвозмездным поступлениям, которые составляют около 60% бюджета г. Ростова-на-Дону, что говорит о зависимости бюджета от межбюджетных трансфертов.
Как показывает анализ доходной базы бюджета на примере Ростова-на-Дону, более половины доходов приходятся на субсидии и субвенции. Такое положение снижает активность местных органов власти, что отражается и на проводимой социально-экономической политике муниципального образования. В связи с этим необходимо принять ряд мероприятий по снижению указанной зависимости. В качестве мер по увеличению доходности налоговых и неналоговых поступлений в местный бюджет, можно выделить следующие:
Во-первых, усовершенствовать сбор налоговых поступлений исходя из экономического и территориального положения [1]. Здесь следует учесть тот факт, что налоговая обособленность местного бюджета напрямую зависит от решения субъекта РФ, в котором это муниципальное образование находится. Ведь именно региону предоставлено особое право в закреплении за муниципальными бюджетами единых отчислений от регионального и федерального бюджетов.
Во-вторых, содействовать развитию малого и среднего бизнеса. В связи с небольшим оборотом малые формы предпринимательства, а также индивидуальные предприниматели используют специальные налоговые режимы. Стоит учесть, что налог на вмененный доход и налоги от применения патентной системы от отдельных видов деятельности, напрямую идут в местный бюджет [2].
В-третьих, увеличение доли поступлений от имущественных и земельных отношений. Осуществить перечень видов имущества, представленных в статье 62 БК РФ.
В-четвертых, снизить удельный вес безвозмездных поступлений путем поиска источников неналоговых доходов. Развивать территорию, делая ее привлекательной как для бизнеса, так и для туризма [5].
Таким образом, предложенные меры должны подлежать реализации при разработке и внедрении программы по снижению бюджетного дефицита. Выявленные проблемы формирования местного бюджета города Ростова-на-Дону, связанные с недостаточной обеспеченностью собственными финансовыми ресурсами, и предложенные способы по их устранению позволят в определенной степени увеличить доходную часть муниципального бюджета. Главным образом такое осуществление возможно за счет формирования благоприятной бизнес среды, которая поспособствует и созданию новых рабочих мест, и пересмотру основных фондов [3]. Только так можно обеспечить наполняемость местных бюджетов и создать предпосылки для роста экономики.
Список литературы
Золотько А.И. Пути увеличения доходной базы бюджетов муниципальных образований // Финансовая аналитика, проблемы и решения, №12, 2014 г, с. 56. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 15.03.2018)
Федорова А.Ю. Проблемы формирования бюджетов муниципального уровня // Социально-экономические явления и процессы, №10, 2016 - с.185-188 URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 16.03.2018)
Мазий В.В., Балычев А.А. Повышение эффективности расходования бюджетных средств как объективная необходимость стабилизации региональной экономики//Инженерный вестник Дона, T.44. №1 (44), 2017 г.С.96
Михайленко Д.А., Мазий В.В. Проблемы формирования доходной базы местного бюджета г. Ростова-на-Дону // Вестник Евразийской науки, 2018 №2,
Кислицкая Н.А. Формирование и развитие финансово-бюджетной базы муниципальных образований (на примере г. Ростова-на-Дону)// журнал :Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2015г URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 18.03.2018)
1Таблица составлена автором на основе решений об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону за 2016-2018 гг.