Особенности финансового обеспечения деятельности муниципальных образований в современной России ( на примере бюджета города Ростова- на-Дону) - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности финансового обеспечения деятельности муниципальных образований в современной России ( на примере бюджета города Ростова- на-Дону)

Михайленко Д.А. 1, Мазий В.В. 1
1Донской Государственный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье исследованы особенности финансового обеспечения бюджета на местном уровне Российской Федерации, проанализированы основные показатели доходной части бюджета города Ростова-на-Дону, что дает возможность дать более полную оценку. Авторами приведена динамика и структура доходных статей бюджета г. Ростова-на-Дону за 2016-2018 гг., приведены предложения по повышению доходности бюджета г. Ростова-на-Дону и по обеспечению его независимости от регионального и федерального бюджетов.

Проблема финансового обеспечения бюджета муниципалитетов была, есть и в ближайшей перспективе будет актуальной, поскольку на местном уровне сохраняется стабильный дефицит, что усложняет реализацию экономических и социальных задач. Как известно, устойчивость и стабильность социально-экономического положения напрямую зависит от сбалансированности бюджета [4].

Согласно ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, основными источниками финансового обеспечения местного бюджета служат налоговые и неналоговые платежи, а также безвозмездные поступления. Именно соотношение указанных трех источников дохода бюджета определяют уровень и самостоятельность муниципального образования [4].

Проанализируем структуру и динамику формирования местного бюджета г. Ростова-на-Дону за 2016г-2018 г, продемонстрированные в табл. 1.

Таблица 1 - Динамика и структура доходных статей бюджета г. Ростова-на-Дону за 2016-2018 гг. в млн. руб.1

Наименование

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Изменение 2017г к 2016г

%

Изменение 2018г к 2017г

%

Налоги на прибыль и доходы

6 192,23

6 434,83

7 150,57

3,9

11,12

Удельный вес

19,27%

18,96%

21,7%

-0,31%

2,74%

Налоги на товары

53,12

46,29

50,81

-12,86

9,76

Удельный вес

0,17%

0,14%

0,15%

-0,03%

0,01%

Налоги на совокупный доход

1 141,41

1 153,43

1 111,33

1,05

-3,65

Удельный вес

3,55%

3,40%

3,37%

-0,15%

-0,03%

Налоги на имущество

3 376,34

3 450,60

3 255,55

2,20

-5,65

Удельный вес

10,50%

10,17%

9,88%

-0,33%

-0,29%

Государственная пошлина

272,18

363,84

410,86

33,68

12,92

Удельный вес

0,85%

1,07%

1,25%

0,22%

0,18%

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

1 151,58

1 130,36

1 099,0

-1,84

-2,77

Удельный вес

3,58%

3,33%

3,33%

-0,25%

0

Платежи при пользовании природными ресурсами

76,86

49,42

43,91

-35,7

-11,15

Удельный вес

0,24%

0,15%

0,13%

-0,09%

-0,02%

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

3,41

18,89

4,87

453,96

-74,22

Удельный вес

0,01%

0,06%

0,01%

0,05%

-0,05%

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

161,96

127,34

83,36

-21,38

-34.54

Удельный вес

0,50%

0,38%

0,25%

-0,12%

-0,13%

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

392,248

379,93

343,63

-3,14

-9,55

Удельный вес

1,22%

1,12%

1,04%

-0,1%

-0,08%

Безвозмездные поступления

19 321,0

20 789,1

19 401,13

7,6

-6,68

Удельный вес

60,11%

61,25%

58,87%

1,14%

-2,38%

Всего, в нат. выражении

32 142,3

33 944,0

32 955,02

5,6

-2,9

В %

100

100

100

-

-

Как видно из таблицы 1, минимальная сумма доходов зафиксирована в 2016г и составила 32 142,3 млн. руб., максимальная - в 2017г. В 2018г. произошел спад на 2.9% по сравнению с 2017г, что связано с высокими затратами на проведение Чемпионата Мира по футболу, а также внедрением новой транспортной реформы.

Налоги на прибыль и доходы за рассматриваемый период демонстрируют рост. Так, в 2017 г. налоговые данные увеличились по сравнению с 2016 г. на 3,9%, а в 2018 г. уже возросли на 11,12%. по сравнению с 2017 г. Особое внимание следует уделить безвозмездным поступлениям, которые составляют около 60% бюджета г. Ростова-на-Дону, что говорит о зависимости бюджета от межбюджетных трансфертов.

Как показывает анализ доходной базы бюджета на примере Ростова-на-Дону, более половины доходов приходятся на субсидии и субвенции. Такое положение снижает активность местных органов власти, что отражается и на проводимой социально-экономической политике муниципального образования. В связи с этим необходимо принять ряд мероприятий по снижению указанной зависимости. В качестве мер по увеличению доходности налоговых и неналоговых поступлений в местный бюджет, можно выделить следующие:

Во-первых, усовершенствовать сбор налоговых поступлений исходя из экономического и территориального положения [1]. Здесь следует учесть тот факт, что налоговая обособленность местного бюджета напрямую зависит от решения субъекта РФ, в котором это муниципальное образование находится. Ведь именно региону предоставлено особое право в закреплении за муниципальными бюджетами единых отчислений от регионального и федерального бюджетов.

Во-вторых, содействовать развитию малого и среднего бизнеса. В связи с небольшим оборотом малые формы предпринимательства, а также индивидуальные предприниматели используют специальные налоговые режимы. Стоит учесть, что налог на вмененный доход и налоги от применения патентной системы от отдельных видов деятельности, напрямую идут в местный бюджет [2].

В-третьих, увеличение доли поступлений от имущественных и земельных отношений. Осуществить перечень видов имущества, представленных в статье 62 БК РФ.

В-четвертых, снизить удельный вес безвозмездных поступлений путем поиска источников неналоговых доходов. Развивать территорию, делая ее привлекательной как для бизнеса, так и для туризма [5].

Таким образом, предложенные меры должны подлежать реализации при разработке и внедрении программы по снижению бюджетного дефицита. Выявленные проблемы формирования местного бюджета города Ростова-на-Дону, связанные с недостаточной обеспеченностью собственными финансовыми ресурсами, и предложенные способы по их устранению позволят в определенной степени увеличить доходную часть муниципального бюджета. Главным образом такое осуществление возможно за счет формирования благоприятной бизнес среды, которая поспособствует и созданию новых рабочих мест, и пересмотру основных фондов [3]. Только так можно обеспечить наполняемость местных бюджетов и создать предпосылки для роста экономики.

Список литературы

Золотько А.И. Пути увеличения доходной базы бюджетов муниципальных образований // Финансовая аналитика, проблемы и решения, №12, 2014 г, с. 56. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 15.03.2018)

Федорова А.Ю. Проблемы формирования бюджетов муниципального уровня // Социально-экономические явления и процессы, №10, 2016 - с.185-188 URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 16.03.2018)

Мазий В.В., Балычев А.А. Повышение эффективности расходования бюджетных средств как объективная необходимость стабилизации региональной экономики//Инженерный вестник Дона, T.44. №1 (44), 2017 г.С.96

Михайленко Д.А., Мазий В.В. Проблемы формирования доходной базы местного бюджета г. Ростова-на-Дону // Вестник Евразийской науки, 2018 №2,

Кислицкая Н.А. Формирование и развитие финансово-бюджетной базы муниципальных образований (на примере г. Ростова-на-Дону)// журнал :Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2015г URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 18.03.2018)

1Таблица составлена автором на основе решений об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону за 2016-2018 гг.

Просмотров работы: 77