НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Чичканова И.А. 1
1Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Творчество, его формирование и развитие является одной из самых интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание многих исследователей из разных областей. Изучение этой проблемы существенно, потому что главное условие прогрессивного развития – человек, способный к творческому созиданию.

Народная культура считается важной составляющей существования  любого
человека. Невозможно полноценная жизнь ни человека, ни общества минуя знаний своих истоков, особенностей региона и народа. Теряя свои истоки, забывая устои, общество теряет себя, оно больше не способно представлять собой единство силы и духа народа. Особым средством эстетического воспитания является народное декоративно-прикладное искусство как явление живое, изменяющееся и развивающееся в соответствии с общими закономерностями традиционной культуры и тенденциями развития всего русского искусства. Лепка, резьба, вышивание и прочие виды декоративно-прикладного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет население и знания, мастерство изготовления художественных предметов.

Декоративно-прикладное искусство – это обширный раздел изобразительного искусства, который включает разные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Устои народного прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Российская Федерация богата разными видами народного декоративного творчества. Это искусство вносит в жизнь радость яркими, сочными красками, выразительными ритмами, особой стройностью, соразмерностью, гармонией форм, линий, пропорций, мудростью и добротой. Художники веками наблюдали за средой животных, растений, видели, чувствовали гармонию в природе: темп, соразмерность, размеренность, разумность и пропорциональность.

Таким образом, появились элементы и композиции декоративного искусства по мотивам растительных форм. В узорах разных мастеров мы находим стилизованные изображения животных, человека. Крайней формой стилизации и обобщения стали элементы в геометрическом орнаменте. В народном декоративном искусстве не имеется ничего лишнего, в нем отобрано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы ярко и лаконично. Истинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому, общедоступно и понятно людям и даже самым маленьким – дошкольникам.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. Путем общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к своему краю. Умение народных мастеров помогает открыть детям мир прекрасного, совершенствовать у них художественный вкус. Дошкольное детство самый благотворный промежуток жизни человека. В это время закладываются основы для дальнейшего успешного развития ребенка. И в частности в этот период жизни от педагога зависит многое. Правильное воспитание, всестороннее развитие, внимание не только лишь физическому, но и духовному развитию дошкольника – все это определит будущее человека и гражданина.

Обучение народному декоративно-прикладному искусству представляет собой целенаправленный процесс в эстетическом воспитании, в формировании творческой личности, способной воспринимать, ощущать, производить оценку прекрасного и создавать художественные ценности. Художественное воспитание дошкольников направленно на приобщение детей к искусству – «ключику», который раскрывает в детях творческий потенциал, помогает адаптироваться в социальной среде. Педагогу предопределена высокая задача – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку выявить этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А следовательно любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка, так-так все детишки должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Список литературы

Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика: учеб. пособие / Е.Г.Вакуленко. – Ростов н / Д : Феникс, – 2007. – 380 с.

Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчества. – М. : «Просвещение» – 1985. – 67 с.

Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. – М.: «Просвещение» – 1985. – 164 с.

www.velm.ru/2112-1-Dekorativno_prikladnoe_iskusstvo.htm

Просмотров работы: 33