Особенности развития мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности развития мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги

Смирнова А.А. 1
1БФ ФГБОУ ВО "ВГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Конструирование и строительная игра раскрывают колоссальные возможности для формирования творчества детей, их всестороннего развития.

В процессе творчества дети создают нечто новое, раннее неизведанное для себя. Благодаря самостоятельной деятельности с приёмами конструирования из бумаги, осуществляется уклон не только на развитие и совершенствование мелкой моторики рук и пальцев, но и на мыслительную деятельность. С помощью точной практики осуществляется формирование и усовершенствование множества способностей, и непосредственно формирование мелкой моторики пальцев сказывается на речи, внимании, умственной активности, стимулирует творческую и умственную деятельность [1; с. 4].

Главной характерной чертой детского конструирования считается формирование пространственного расположения компонентов объекта и подчинение его установленной логике. Конструктивное творчество, согласно суждению А.Н. Давидчук, предполагает сложный комплекс интеллектуальных и практических действий. Всякий творческий процесс начинается с определения замысла. Замысел – это представление о конечном результате, предмете деятельности и путях его достижения. В процессе умственной деятельности у ребёнка рождается конструктивный замысел. Детский замысел определяется содержанием конструирования, которое организуется взрослым. Конструирование выделяется по образцу и «по условиям» [1; с. 6-7].

Мышление выступает определённым опосредованным отражением различных существующих закономерных взаимосвязей определённой действительности. Мышление тесно связано с чувственным познанием, оно выходит за его пределы, углубляясь в определённую суть явлений.

Прибегая к непосредственной деятельности с бумагой, дошкольников первоначально учат совершенствовать свои навыки сгибания пополам, вчетверо, в различных направлениях, проводя различные манипуляции с листом. Ребенка обучают работать по ранее заготовленному шаблону, использовать вспомогательные объекты для каких-то надрезов, вырезаний.

Для развития детского конструирования существует множество материалов, одним из которых является бумага. Самым распространённым видом декоративно-прикладного искусства является оригами древнее искусство складывания фигурок из бумаги. 

Рассмотрим фрагмент занятия по обучению детей оригами, в котором главной целью является формирование умения следовать устным инструкциям, обучать различным приёмам работы с бумагой, знакомить детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, угол, сторона, диагональ и т.д. У детей развивается внимание, память,
логическое и пространственное воображение, мелкая моторика рук и глазомер, также воспитывается интерес к конструированию из бумаги;

- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ждёт увлекательное занятие. Мы будем с вами настоящими чародеями, с помощью наших ручек сделаем невероятное!

- Нам с вами уже знакома техника оригами, вам уже не терпится узнать, чем сегодня мы с вами займёмся? (ответы детей)

- Сегодня мы с вами будем делать коробочку.

- Итак, для начала мы берём с вами квадратный лист бумаги, складываем бумагу пополам по горизонтали и прижимаем складки пальцами. Раскрываем.

- Складываем её пополам по вертикали, прижимаем складки пальцами и снова раскрываем бумагу. У нас получатся два сгиба, которые пересекаются посередине квадрата.

- Загибаем каждый угол в центр, где пересекаются все сгибы и прижимаем пальцами. Переворачиваем бумагу так, чтобы перед вами был квадрат, но не раскрываем его.

- Загибаем верхний и нижний угол в центр и прижимаем пальцами. Раскрываем бумагу. Треугольники должны оставаться на своих местах.

- Открываем верхний и нижний угол, а те два пусть останутся согнутыми.

- Загибаем два длинных конца к середине. У нас получается галстук с двумя концами.

- Складываем верхний край к центру. Приподнимаем один край треугольника на 3 см. Измеряем по линеечке. Сделайте так чтобы он стоял. Назовем эту приподнятую часть головой коробки.

- Открываем левую сторону коробки. Придерживаем голову коробки и открываем сгиб с левой стороны. Это стена коробки. Прижимаем конец стены коробки, чтобы он плотно прилегал к голове, образуя четкий угол. Делаем то же самое с остальными сторонами.

- Приподнимаем противоположный конец треугольника. Этот конец образует стену напротив головы коробки. Назовем его ногой коробки.

- А теперь нужно согнуть два угла аналогично предыдущим. Правый и левый концы стен, чтобы они плотно прилегали к ноге коробки, образовывая оставшиеся два угла. При этом треугольные ушки нужно согнуть вовнутрь коробки и плотно прижать их к бокам, чтобы они не выскакивали.

- Готово! У нас получилась вот такая замечательная коробочка!

Педагог ставит перед собой цель: научить детей сочетать различные техники для изготовления коробочки-сюрприза в технике оригами; закрепить знания дошкольников о геометрических фигурах; совершенствовать умение детей последовательно выполнять действия в соответствии с инструкцией воспитателя, соблюдать правила техники безопасности; развивать мелкую моторику рук, фантазию, творческие способности, внимание, мышление; воспитывать культуру деятельности, опрятность, трудолюбие, умение сотрудничать, желание достигать.

Конструирование из бумаги улучшает рабочие умения, формирует культуру труда, обучает аккуратности, точности, умению аккуратно и практично использовать рабочий материал, содержать в порядке рабочее место.

Конструктивная деятельность – это практическая работа, которая ориентирована на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Наиболее результативным средством формирования мышления является занятие оригами.

Список литературы

Давидчук А.Н. Развитие у детей конструктивного творчества – М.: Просвещение, 1976, – 79 с.

Соколова С.В. Оригами для старших школьников – Спб.: Детство-Пресс, 2014, 48 с.

Просмотров работы: 50