Введение
Федеральный бюджет играет огромную роль в бюджетной системе Российской Федерации. Он является единым централизованным фондом денежных средств государства, откуда средства направляются на покрытие расходов государства, связанных с осуществлением им своих функций. Через него перераспределяются финансовые средства страны, которые в дальнейшем могут пойти на развитие экономики страны, улучшение качества жизни граждан, укрепление обороноспособности государства [15] [1] [16] [16].
Бюджет государства состоит из двух частей: доходной и расходной. Доходная часть объясняет, откуда поступают денежные средства. Расходная часть отражает, то на какие цели направляются средства.
Цель курсовой работы заключается в изучении основных расходных статей российского государственного бюджета и его структуры, а также изучение основных расходных статей бюджетов некоторых развитых стран мира.
Анализ структуры и динамики расходов федерального бюджета РФ
Проведём исследование изменения расходов федерального бюджета Российской Федерации в целом и его структуры – по каждому виду расходных статей за период 2007-2017 гг.
Рис. 1. Расходы федерального бюджета России, 2007-2017гг.
Построено автором на основе данных приложения 1.
Величина расходов федерального бюджета Российской Федерации в течение всего исследуемого периода возрастает (рис. 1) – с 2007 по 2017 гг. расходы увеличились в 2,7 раз.
Для того чтобы можно было лучше увидеть разницу в структуре расходов, я поделю рассматриваемый период на два промежутка 2007-2010 гг. и 2011-2017 гг.
Если рассматривать расходы федерального бюджета по статьям расходов в первом периоде - с 2007 по 2010 гг. (рис. 2), то можно отметить, что наибольшие расходы отмечаются по таким статьям, как межбюджетные трансферты, национальная оборона и общегосударственные вопросы.
Рис. 2. Структура расходов федерального бюджета России, 2007-2010 гг.
Построено автором на основе данных приложения 1.
Межбюджетные трансферты – это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации[16].
Расходы по статье «Межбюджетные трансферты» увеличились практически в 1,5 раза за период с 2007 по 2010 год, что наглядно представлено в приложении 1. Наибольший рост размера расходов бюджета на межбюджетные трансферты в течение анализируемого периода отмечается в 2009 году: на 918,8 млрд. руб. по отношению к 2008 году и на 2 235,8 млрд. руб. по отношению к 2007 году. Это можно объяснить тем, что достижение устойчивых темпов экономического роста, проведение модернизации экономики, оказание социальной поддержки гражданам не может быть осуществлено без участия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Второй расходной статьёй по объему является национальная оборона. Она является основным элементом безопасности государства (наряду с правоохранительной деятельностью и предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). Бюджетные ассигнования на национальную оборону стабильно растут на протяжении последних лет. Наибольшее увеличение наблюдается в период 2007-2008 годов, которое составило рост расходов на 209 млрд. р. В 2010 году расходы на национальную оборону составили 1 276,50 млрд. руб. что в 1,5 раза больше чем в 2007 году.
Ещё одной из самых весомых статей расходов федерального бюджета являются расходы на «Общегосударственные вопросы». На протяжении всего исследуемого периода наблюдается рост расходов по этой статье. За весь рассматриваемый период они увеличились с 815,7 млрд. руб. (в 2007 году) до 887,9 млрд. руб. (в 2010году). К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
Если рассматривать расходы федерального бюджета по статьям расходов за второй период - с 2011 по 2017 гг., то можно отметить, что тройка лидеров по расходам меняется, на первое место выходит социальная политика, затем национальная оборона, а на третьем месте теперь национальная экономика.
Рис. 3. Структура расходов федерального бюджета России, 2011-2017гг.
Построено автором на основе данных приложения 1.
Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп [16].
Рис. 4. Расходы на социальную политику, 2007-2017гг.
Построено автором на основе данных приложения 1.
В 2011 году Россия взяла курс на создание социально-ориентированного государства, что подразумевает по собой приоритетное финансирование социальных расходов и первостепенное значение социально-бытовой инфраструктуры в развитии человеческого потенциала [7]. Поэтому расходы по статье «Социальная политика» увеличились за 2011-2017 гг. в 1,5 раза, что наглядно видно в таблице приложения 1. Но наибольший рост размера расходов бюджета в течение анализируемого периода отмечается в 2011 году: на 2 783,6 млрд. руб. по отношению к 2010 году [2].
Второй по величине расходной статьей во втором исследуемом периоде является национальная оборона. В 2011-2017 гг. продолжают расти бюджетные ассигнования на национальную оборону. Наибольшее увеличение наблюдается в период 2014-2015 годов, которое составило рост расходов на 702,3 млрд. р. В 2017 году расходы на национальную оборону составили 2 852,80 млрд. руб. что в 3,4 раза больше чем в 2007 году.
Ещё одной из самых весомых статей расходов федерального бюджета являются расходы на «Национальную экономику». С 2007 по 2013 год наблюдается равномерный рост расходов, но уже в 2014 г. затраты по данной статье увеличились на 1 213,6 млрд. р., а по сравнению с 2007 г. расходы увеличились в 4,4 раза. Это связано с тем, что увеличились расходы на общие вопросы экономики: воспроизводство минерально-сырьевой базы; сельское хозяйство; лесное, водное, дорожное хозяйство; транспорт; информатика и связь; прикладные научные исследования в сфере национальной экономики. В общей сложности расходы на национальную экономику в 2007-2017 гг. увеличились в 3,5 раза.
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы я попыталась раскрыть социально-экономическую сущность федерального бюджета и провести анализ расходов его финансовых ресурсов.
В ходе исследования обозначились два этапа различной бюджетной политики Правительства Российской Федерации. На первом этапе с 2007 по 2010 гг. наибольшие расходы федерального бюджета приходились на межбюджетные трансферты, национальную оборона и общегосударственные вопросы. Доля межбюджетных трансфертов постоянно увеличилась и в 2010 г. уже составляла 35,46%.
Но в 2011 году ситуация кардинально меняется и на первое место по расходам выходит социальная политика, а на втором месте прочно укрепилась национальная оборона, на третьем – национальная экономика.
По результатам анализа можно сделать следующие выводы:
- Наблюдается общая тенденция увеличения расходов федерального бюджета, что во многом связано с инфляцией;
- Расходы на социальную политику за исследуемый период выросли практически в 23 раза. Это объясняется тем, что с 2011 года бюджетная политика России стала иметь социальную направленность;
- Наблюдается общая тенденция к увеличению расходов на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, на национальную экономику. Это можно объяснить тем, что на улучшения качества жизни населения необходим стабильный рост экономики государства. Одним из условий экономического роста является эффективная обороноспособность страны и обеспечение правопорядка внутри страны;
Список используемой литературы:
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ
В. Н. Зубаревич, Е. А. Горина. Социальные расходы в России: федеральные и региональные бюджеты- М.: НИУ ВШЭ, 2015. -63 с.
В. В. Романова, Б. Л. Рудник, А. В. Мацкевич. Показатели бюджетных расходов по отраслям социально-культурной сферы- М.: НИУ ВШЭ, 2012. -86 с.
Строкова А. А. Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг. // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 991-994.
Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах. – М.: РУСАКИ, 2010. – 498 с.
Г.К. Оксенойт, Б.И. Башкатов, Л.М. Гохберг, Ю.Н. Иванов, А.Е. Корасев, В.М. Кудров, В.И. Кузнецов, Г.А. Любова, Г.В. Остапкович, С.В. Приходько, Б.Т. Рябушкин, И.Е.Харитонов. Россия и страны мира. 2016: стат. сб./Росстат. -М.,2016.-379с.
Ахокас, И. И., Гехт, А. Н. Об оценке эффективности использования бюджетных средств. //Финансы. -2012. - № 4. - С. 8 - 11
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» от 27.07.2007г
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" от 02.12.2009
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" от 03.12.2012
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 01.12.2014г.
Официальный сайт Министерства Финансов РФ https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения 12.04.2018)
Официальный сайт Федерального казначейства РФ http://www.roskazna.ru/ (дата обращения 15.04.2018)
Официальный сайт Счетной палаты РФ http://www.ach.gov.ru/ (дата обращения 14.04.2018)
Электронная энциклопедия Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 10.04.2018)
Электронная библиотека https://mybook.ru (дата обращения 30.04.2018)
Электронный справочник http://www.grandars.ru/ (дата обращения 04.05.2018)
Электронный справочник http://www.consultant.ru/ (дата обращения 05.05.2018)
Электронный ресурс https://www.cian.ru/ (дата обращения 09.05.2018)
Приложение 1
Таблица 1. Структура расходов федерального бюджета России 2007-2017гг.
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Расходы, всего млрд руб. |
5 986,60 |
7 570,90 |
9 660,10 |
10 117,50 |
10 925,60 |
12 895,00 |
13 342,90 |
14 831,60 |
15 620,30 |
16 416,40 |
16 425,80 |
Общегосударственные вопросы |
815,7 |
839,4 |
853,1 |
887,9 |
777,8 |
809,9 |
850,7 |
935,7 |
1 117,60 |
1 095,60 |
1 167,20 |
Национальная оборона |
831,9 |
1 040,90 |
1 188,20 |
1 276,50 |
1 516,00 |
1 812,40 |
2 103,60 |
2 479,10 |
3 181,40 |
3 775,30 |
2 852,80 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
667 |
835,6 |
1 004,50 |
1 085,40 |
1 259,80 |
1 843,00 |
2 061,60 |
2 086,20 |
1 965,60 |
1 898,70 |
1 918,00 |
Национальная экономика |
692,6 |
1 025,00 |
1 650,70 |
1 222,70 |
1 790,20 |
1 968,50 |
1 849,30 |
3 062,90 |
2 324,20 |
2 302,10 |
2 460,00 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
294,9 |
129,5 |
151,6 |
234,9 |
279,8 |
228,8 |
177,5 |
119,6 |
144,1 |
72,2 |
119,5 |
Охрана окружающей среды |
8,2 |
10,2 |
13 |
13,5 |
17,6 |
22,5 |
24,3 |
46,4 |
49,7 |
63,1 |
92,4 |
Образование |
294,6 |
355 |
418 |
442,8 |
553,4 |
603,8 |
672,3 |
638,3 |
610,6 |
597,8 |
615 |
Культура и кинематография |
48,2 |
61,9 |
69,5 |
75,3 |
83,8 |
89,9 |
94,8 |
97,8 |
89,9 |
87,3 |
89,7 |
Здравоохранение |
196,5 |
278,2 |
352,3 |
347,4 |
499,6 |
613,8 |
502 |
535,5 |
516 |
506,3 |
440 |
Социальная политика |
214 |
293,6 |
323,5 |
344,9 |
3 128,50 |
3 859,70 |
3 833,10 |
3 452,40 |
4 265,30 |
4 588,50 |
4 992,10 |
Физическая культура и спорт |
19,5 |
22,9 |
29,7 |
34,1 |
44,2 |
45,7 |
68 |
71,2 |
73 |
59,6 |
96,1 |
Средства массовой информации |
27 |
32,6 |
47,1 |
55 |
61,1 |
77,5 |
77,3 |
74,8 |
82,1 |
76,6 |
83,2 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
262,7 |
320 |
360,3 |
415,6 |
518,7 |
621,3 |
709,2 |
||||
Межбюджетные трансферты |
1 900,10 |
2 674,60 |
3 593,40 |
4 135,90 |
|||||||
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации |
651,3 |
599,4 |
668,1 |
816,1 |
682 |
672 |
790,6 |