Планирование доходов и расходов бюджета является одной из основных задач бюджетного планирования на всех уровнях бюджетной системы России: федеральном, региональном и местном [1]. От того, какие поступления запланированы в бюджет будет зависеть уровень расходов, размер дефицита или профицита бюджетных средств в году. Именно поэтому изучение аспектов формирования доходной части бюджета является актуальным для проведения исследования.
Устойчивое развитие регионов как основных участников межбюджетных отношений на территории Российской Федерации – одна из важнейших государственных задач, основу успешного выполнения которой составляет эффективное планирование бюджета как в краткосрочном, среднесрочном, так и в долгосрочном периоде [2]. Поскольку формирование регионального бюджета является основополагающей задачей, в данном процессе участвуют и органы федеральной власти для обеспечения контроля за деятельностью региональных органов и обозначения рекомендации по более эффективному формированию бюджета конкретного региона. Так, на формирование доходной части бюджета Ростовской области оказывают влияние следующие федеральные и региональные органы, указанные в таблице.
Таблица 1. Влияние органов власти на формирование бюджета региона.
Задача |
Орган |
Федеральные органы власти |
|
Президент Российской Федерации |
Постановка целей общегосударственного развития, определение направления политики в области бюджетного планирования |
Федеральное собрание |
Формирование законов, регламентирующих бюджетный процесс |
Правительство РФ |
|
Министерство Финансов РФ |
установление состава источников доходной базы для региональных бюджетов |
Министерство экономического развития РФ |
Определение основных плановых показателей развития страны |
Центральный банк РФ |
Определение уровня инфляции в стране |
Министерство финансов РФ |
Установление планового объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета |
Региональные органы власти |
|
Законодательное собрание Ростовской области бюджетов |
Формирование региональной законодательной базы, разграничение бюджетных полномочий региона и местных бюджетов |
Правительство Ростовской области |
|
Министерство экономики Ростовской области |
Расчет плановых макроэкономических показателей и разработка прогноза развития региона |
Управление ФНС по Ростовской области |
Предоставление отчетных данных по налоговым поступлениям и прочим видам доходов |
Министерство финансов Ростовской области |
Разработка методики формирования бюджета, планирование налоговых и неналоговых поступлений, планирование межбюджетных трансфертов из регионального бюджета, формирование проекта бюджета региона |
Из таблицы можно заметить, что органы федерального значения играют косвенную роль в формировании бюджета регионального уровня, то есть не напрямую устанавливают нормативы для доходной базы региона, а через принятые законы, установленные показатели общегосударственного развития. Но у федеральных властей есть и прямые методы влияния на региональные бюджеты – они устанавливают нормы зачисления федеральных налогов в региональные бюджеты, что напрямую влияет на уровень дохода региона. Так, на сегодняшний день в бюджеты субъектов РФ поступает следующая доля федеральных налогов [3,4]:
Налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ (80%)
Акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья, производимый на территории РФ (50%)
Акцизы на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории РФ (50%)
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята (40%)
Акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ (72%)
Налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) (60%)
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) (5%)
Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов (80%)
Поскольку сумма федеральных налогов гораздо выше поступлений по региональным, отчисления по налогам из федерального бюджета имеют важную роль при формировании доходной базы бюджетов регионов.
Бюджет Ростовской области является зависимым от федерального бюджета, то есть регион принадлежит к числу дотационных, которых в Российской Федерации подавляющее большинство: из 85 регионов 73 принадлежат к дотационным, и только 12 имеют достаточный уровень дохода.
Таблица 2. Анализ межбюджетных трансфертов из федерального бюджета за 2014-2016г.(млрд.р) [5]
2014 |
2015 |
Изм. |
2016 |
Изм. |
2017 |
Изм. |
|
Общие расходы федерального бюджета на дотации регионам |
816,1 |
682,0 |
-16,4% |
672,0 |
+1,5% |
790,7 |
+17,7% |
Ростовской области, в т.ч. дотации субсидии субвенции |
40,315 13,732 14,080 8,804 |
42,169 13,049 12,339 9,553 |
+4,6% |
35,395 11,803 8,299 9,854 |
-16% |
34,997 15,479 8,034 7,714 |
-1,1% |
Доля трансфертов, предоставленных Ростовской области |
4,9% |
6,2% |
+1,3% |
5,3% |
-0,9% |
4,4% |
-0,9% |
Доля трансфертов в бюджете Ростовской области |
29,4% |
30,2% |
+0,8% |
23,7% |
-6,5% |
23,2% |
-0,5% |
Согласно приведенным выше данным, ясно, что за рассматриваемый период бюджет Ростовской области становится более независим от федерального, о чем свидетельствует снижающаяся доля трансфертов из федерального бюджета в структуре доходов области, но она до сих пор достаточно значима, так как составляет 23,2%, то есть более чем пятую часть доходной базы региона.
Таким образом, влияние федеральных органов власти на формирование доходной базы регионов проявляется как косвенно в виде принятых законов, установлении различных ставок и планового уровня инфляции, так и прямо через влияние на межбюджетные трансферты из федерального бюджета региональным, при этом бюджет Ростовской области достаточно сильно зависим от федерального, но прослеживается тенденция к постепенному ее ослаблению.
Список использованных источников:
Мазий В.В., Балычев А.А., «Повышение эффективности расходования бюджетных средств как объективная необходимость стабилизации региональной экономики», Инженерный вестник Дона, № 1 (44), 2017г. с.96
Ушенко А.А. Бюджетное регулирование экономического развития региона// Символ науки. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 30.12.2018)
Моисеева Э.Р., Кловацкий А.Ю., Байгулов Р.М. Социально-экономическое развитие и бюджетное регулирование в Российской Федерации// Вестник университета. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 30.12.2018)
Ильин В.А., Поварова А.И. Проблемы регионального развития как отражение эффективности государственного управления. Экономика региона. 2014. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 30.12.2018)
Мазий В.В., Михайленко С.Д. Роль межбюджетных трансфертов в формировании доходов региональных бюджетов на примере Ростовской области // Вестник Евразийской науки, 2018 №2,