Отношение студентов к физкультурно-спортивной деятельности - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Отношение студентов к физкультурно-спортивной деятельности

Жарнасек Г.И. 1, Апарина М.В. 1
1КемГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Отношение студентов к физической культуре и спорту является одной из актуальных социально-педагогических проблем учебно-воспитательного процесса. Педагогам и студентам принадлежит ведущая роль по реальному включению физической культуры и спорта в здоровый образ студенческой молодежи.

Реализация этой задачи каждым студентом должна рассматриваться с двуединой позиции – как личностно значимая и как общественно-необходимая.

Данные научных исследований и практика свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Реальное участие студентов в этой деятельности недостаточно. Для преодоления этого негативного явления необходимо ознакомиться с механизмами действия их побудительных сил, которые через интересы и мотивы ведут к удовлетворению потребности личности студента.

Критерием физкультурно-спортивной деятельности является физкультурно-спортивная активность. Она характеризуется степенью участия, вовлеченности студентов в сферу деятельности. Ее можно рассматривать как меру и характер участия непосредственно в занятиях физическими упражнениями и как активность участия физкультурно-спортивных мероприятий в организации и проведении их и в судейской практике.

Воспитание потребностей и мотивации в физкультурно-спортивной деятельности оказывает влияние на удовлетворение других потребностей студентов:

- биосоциальных: сохранение здоровья, организация отдыха, релаксация, потребность в движении;

- социально-психологических: общение, самоактуализация, самоутверждение, престижность, модность, общественная значимость, активность и сопереживание. В ходе развития и воспитания личности потребности непрерывно изменяются.

Осознание студентом потребности в физкультурно-спортивной деятельности превращает ее в интерес. Проявление интереса к занятиям физической культуре и спорту вызывает желание действовать, формирует мотив поведения. Мотивы следует отличать от сознательных целей и намерений. Мотивы стоят за целями, побуждают к их достижению.

Роль физической культуры в формировании основных качеств и свойств личности очень велика. Человек должен уметь отвлеченно мыслить, вырабатывать общие положения и действовать согласно этим положениям. Но недостаточно просто уметь рассуждать и делать выводы, — необходимо уметь применять их в жизни, достигать намеченной цели, преодолевая препятствия, встречающиеся на пути. Это же может быть достигнуто только при правильном физическом образовании.

«Отсюда та тесная, неразрывная связь между физическим и умственным образованием, благодаря которой задачи их разъединить невозможно, и только при полной гармонии между ними мы можем ожидать полного развития нравственного характера лица».

В студенческой среде КемГУ по опросу, проведённому мной, имеются две тенденции: часть студентов пренебрежительно относятся к занятиям физической культурой, другие же, кроме уроков физкультуры дополнительно посещают тренажерные залы, уделяют большое внимание правильному питанию. В современном мире большинство студентов имеют доступ к интернет-ресурсам, где размещено большое количество информации о различных направлениях фитнеса. Часть студентов носят фитнес-браслеты, скачивают различные приложения, такие как счетчик калорий, шагомер и т.д.

Имеются данные научных исследований, доказывающие связь между физической активностью и улучшением когнитивных способностей. Так, в работе Ковалева А.В. и Корельской И.Е. (Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск) «Влияние физических упражнений на когнитивные способности студентов ВУЗа» изучались данные о воздействии дозированных физических нагрузок и обливания холодной водой на показатели умственной работоспособности студентов и возможности комплексного использования дозированных физических упражнений и обливания холодной водой в рамках академических и самостоятельных занятий физической культурой.

Было подтверждено, что тонус нервной системы и работоспособность головного мозга могут поддерживаться долгое время, если сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуются с их последующими растяжением и расслаблением. Такой режим движений характерен для ходьбы, бега, передвижения на лыжах, коньках и др. Для успешной умственной работы нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело, мышцы, помогающие нервной системе справляться с интеллектуальными нагрузками.

Исследователи доказали, что устойчивость и активность памяти, внимания, восприятия, переработки информации прямо пропорциональны уровню физической подготовленности. Различные психические функции во многом зависят от определенных физических качеств - силы быстроты, выносливости и др. Следовательно, должным образом организованная двигательная активность и оптимальные физические нагрузки до, в процессе и после окончания умственного труда способны непосредственно влиять на сохранение и повышение умственной работоспособности.

В исследованиях Березиной Т.Н., доктора психологических наук, профессора Московского психолого-педагогического университетабыла установлена корреляционная связь между интегральной способностью к координации движений (равновесием) и некоторыми показателями дивергентного мышления (гибкостью его и продуктивностью), а также общей вербальной продуктивностью у взрослых людей (студентов - заочников). Была выявлена закономерность: при более развитой координации движений выше показатели гибкости и продуктивности мышления.

Я отношусь к той категории студентов, которые понимают необходимость физической активности, однако, в силу особенностей соматического здоровья не могу в полной мере заниматься физической культурой в том объеме, в котором хотелось бы. Поэтому я стараюсь при любой возможности перемещению на транспорте предпочитать пешие прогулки в быстром темпе.

Просмотров работы: 70