Финансовое регулирование, направленное на решение проблемы обеспеченности жилья, в первую очередь предполагает развитие ипотечного кредитования. По данным Международного валютного фонда ключевым показателем сравнения выступает процентное отношение кредитов на жилую недвижимость к совокупным кредитам и займам.
Развитие ипотечного кредитования в России значительно отстает от большинства стран, в том числе и от тех, в которых размеры экономики значительно уступают российской. С одной стороны, это говорит о необходимости развития ипотечного кредитования, а с другой – о потенциальной емкости рынка. Представленные данные позволяют определить целевые ориентиры для развития ипотеки.
В таблице 1 приведены целевые показатели развития ипотечного кредитования в России, определенные в рамках Федеральной целевой программы «Жилище». В соответствии с ними, выделяется пять направлений стратегического развития: снижение процентной ставки, рост количества выданных ипотечных кредитов, повышение платежеспособного спроса и развитие вторичного рынка ипотеки, представленного рынком ипотечных ценных бумаг. По каждому из этих направлений определены целевые показатели.
Таблица 1 – Целевые ориентиры развития ипотечного кредитования [1]
Целевой показатель |
Целевые ориентиры |
||
2015 |
2020 |
2030 |
|
Превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному кредиту (в рублях) по отношению к индексу потребительских цен |
Не более 2,5 п.п |
Не более 2,0 п.п |
Не более 1,0 п.п |
Количество выдаваемых ипотечных жилищных кредитов в год |
741000 |
868000 |
873000 |
Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье |
30% |
50% |
60% |
Развитие вторичного рынка ипотеки |
≥ 50 % |
≥ 55 % |
н/д |
Следует отметить, что показатель количества выдаваемых ипотечных жилищных кредитов по России в 2015 году составил 692 тыс. ед., не достигнув целевого ориентира в 741 тыс. единиц. На это повлияли сложная макроэкономическая ситуация, увеличение ключевой ставки и падение платежеспособного спроса. К 2016 году благодаря государственной поддержке ипотечное кредитование возобновилось и стало главной точкой роста рынка недвижимости. Поэтому стоит ожидать, что к 2020 году рынок ипотечного кредитования сможет достичь целевого уровня.
Аналогичная ситуация наблюдается и с показателем доли семей, имеющих возможность приобрести жилье. Плановый показатель равен 30%, тогда как реально достигнутое значение по России составляет около 14% [8].
Таким образом, анализ целевых ориентиров развития ипотечного кредитования выявил трудности в достижении запланированных значений. Сценарии развития, предполагающие кризисные явления и возможные их последствия не предусмотрены при разработке программы, что существенно влияет на итоговый результат и достижение целевых ориентиров. Исходя из этого, можно предположить, что стратегическое планирование должно учитывать позитивный и негативный сценарии, чтобы ориентироваться на заявленные показатели в любых экономических условиях.
Финансовое регулирование, направленное на решение экономических проблем строительной отрасли, должно концентрироваться на региональном уровне. Ключевые ориентиры развития жилищного строительства Ростовской области определены в «Стратегии развития жилищного строительства в Ростовской области на период до 2020 года» (таблица 2).
Таблица 2 – Стратегические ориентиры развития жилищного строительства в Ростовской области [2]
Показатели |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Объем ввода жилья, тыс. кв.м. |
2 811,0 |
3 152,9 |
3 589,4 |
4 166,3 |
4 841,2 |
Необходимые дополнительные инвестиции, руб. |
33 915 270 |
51 197 820 |
75 100 612 |
108 111 142 |
148 888 692 |
Средняя обеспеченность общей площадью жилья |
31 кв.м./чел. |
||||
Средняя стоимость 1 кв.м. метра жилья на первичном рынке |
37460 руб. |
Согласно представленным данным, для достижения заявленных целей, необходимо привлечение инвестиций объемом более 417 млн. рублей. Эти инвестиции позволят увеличить объем ввода жилья, который к 2020 году должен составить 4841,2 тыс. кв. м. Следует отметить, что при сохранении положительной динамики роста показателя ввода жилья, указанный ориентир вполне достижим, поскольку в 2016 году фактический показатель превысил целевое значение на 8,3% и составил 3045 тыс. кв. м.
Более сложная ситуация с выполнением плана по снижению средней стоимости 1 кв.м. жилья на первичном рынке до уровня 37460 рублей/кв. м. По итогам 2016 года стоимость квартир среднего качества на первичном рынке составила 41972 рубля/кв.м. Чтобы целевой ориентир был достигнут к 2020 году, необходимо ежегодное снижение стоимости на 2,15%. Если оценить темпы роста этого показателя за период 2011-2016, то можно заметить преобладание тенденции увеличения стоимости жилья. Только в 2015 году показатель продемонстрировал снижение на 6,7%, а в остальные годы характеризуются возрастающей динамикой. В соответствии с этим, ежегодное снижение на протяжении 5 лет с темпом 2,15% видится маловероятным в современных условиях.
Таким образом, анализ целевых ориентиров развития жилищного строительства в Ростовской области позволил оценить эффективность программ развития, определяемую из соотношения между установленным плановыми индикаторами программ и фактическими показателями их реализации. Позитивно оценен показатель объема ввода жилья, который по итогам 2016 года превысил целевое значение. Обратная ситуация наблюдается со средней стоимостью 1 кв.м. жилья: при нынешнем уровне цен и прогнозах аналитиков достижение целевого ориентира практически невозможно, что указывает либо на необходимость его пересмотра, либо на необходимость разработке соответствующих мер, ключевыми из которых являются снижение стоимости технологических подключений объектов к инфраструктуре, а также участии государства в создании объектов социальной инфраструктуры, стоимость которой также влияет на цену жилья.
Сравнительный анализ состояния регионального и федерального рынков жилья позволил установить, что между ними существует множество различий: реакция на изменение макроэкономической ситуации, характер инвестиционных процессов, эффективность строительной отрасли, целеполагание в стратегическом планировании и т.д. Данное обстоятельство позволяет рассматривать регион как квазигосударство, под которым понимается относительно обособленная подсистема государства и национальной экономики [4, с.83] Целью развития региона как квазигосударства является комплексность его освоения. В связи с этим, моделирование финансового механизма следует основывать на региональном уровне, поскольку именно здесь формируется функционал и финансовые ресурсы, связанных с рынком недвижимости.
Однако в современной научной литературе парадигма «регион-квазигосударство» сменяется рассмотрением региона как квазикорпорации. В данной теории регион также рассматривается как комплекс, но не с макроэкономических, а с микроэкономических позиций [7, с.72]. Данная парадигма основывается на положении, что региону присущи признаки корпорации, а в его управлении могут эффективно применяться принципы корпоративного менеджмента. Во-первых, регион выступает крупным субъектом собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности. Во-вторых, участвуя в экономической деятельности как хозяйствующий субъект, регион становится держателем интересов – стейкхолдером, и формирует среду, благоприятную для развития [5, с.19]. В-третьих, регион выступает участником конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала. В-четвертых, основной целью региона-квазикорпорации является получение максимальной прибыли при производстве товара. Под товаром в данном контексте понимается сам регион и его потенциал, под покупателями – инвесторы, готовые прийти на территорию региона и вложить свои деньги в его развитие [3, с.19] В-пятых, как экономический субъект регион взаимодействует с национальными и транснациональными корпорациями [6, с.7]. В-шестых, в управлении регионом используются такие понятия, как «конкурентные преимущества», «корпоративный образ», «репутация», «инвестиционная привлекательность» и т.д. Все указанные параметры в своем классическом понимании свойственны корпоративным структурам.
Таким образом, в современных условиях развития регионов целесообразно основывать управление ими на корпоративной модели. Решение системных проблем в экономике России возможно только при создании новой системы управления, которая бы не только отвечала актуальным требованиям, но и эффективно справлялась с поставленными задачами. Суть данной системы управления заключается во влиянии на процесс социально-экономического развития региона путем объединения и согласования интересов всех его субъектов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050
"О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (ред. от 20 мая 2017 г. N 609)
Постановление Правительства Ростовской области от 14.11.2013 г. N 697 «Об утверждении Стратегии развития жилищного строительства в Ростовской области на период до 2020 года»
Гагарина Г.Ю. Сетевые структуры и их роль в формировании и развитии пространственной интеграции экономики регионов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2012. - №5 (44). – С. 17-19
Гуляев П.В. Особенности применения некоторых инструментов корпоративного менеджмента в управлении субъектом РФ // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. - №16. – С. 19-23
Дусь Ю.П. Интенсификация инвестиционных процессов как фактор развития экономических систем на макро и мезо уровнях // Austrian Journal of humanities and social science. – 2015. - №7-8. – с. 138-141
Мошкова Л.Е. Инвестиционная привлекательность в системе корпоративного управления: региональный аспект // Транспортное дело России. – 2010. - №12. - с.5-8
Савельев М.Ю. Новые формы межцивилизационной конкуренции территорий // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». - 2015. – т.25, №6, ч.2. – С. 66-75
Сайт рейтингового агентства «РИАрейтинг» в сети Интернет. – Режим доступа: http://riarating.ru (дата обращения: 29.12.2018)