РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Чернышова О.О. 1
1Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее двадцатилетие в России и за рубежом в социально-экономическом развитии страны особую роль отводят инновационной деятельности.

Актуальность инновационного развития обусловлена:

- во-первых, ужесточением конкурентной борьбы на мировых рынках и на межрегиональных рынках внутри нашей страны, неравномерностью развития регионов;

- во-вторых, ограничениями импорта и введением экономических и политических ограничений;

- в - третьих, потребностями в новых идеях, новшествах, изобретениях и научных исследованиях.

Для обеспечения конкурентоспособности экономики и роста качества жизни населения России важное значение имеет создание условий инновационной активности в регионах.

Согласно рейтингу инновационных регионов России, лидерами инновационного развития являются г. Санкт-Петербург, г. Москва и Республика Татарстан. При этом региональные представители и территориальные субъекты ЦФО демонстрируют не высокие позиции рейтинга - Орловская область в 2017 году занимала 55-е место в рейтинге, Курская область – 52 место, Брянская область – 41 место [8].

Отсюда, неоспорим факт необходимости активизации инновационной деятельности в регионах и повышение роли участия государства в формировании инновационной региональной политики.

Региональная инновационная политика - это отношение органов власти субъектов РФ к научной, научно-технической и инновационной деятельности, официально выраженное в целях, направлениях и формах участия [9].

Региональную инновационную политику за рубежом иногда называют «новой экономической географией», придавая ей большое значение в процессе инновационного развития страны в целом.

На наш взгляд, региональная инновационная политика – это важнейшая составная часть социально-экономической политики региона. Она определяет цели, направления и формы работы государственных органов, их взаимодействие с бизнесом и наукой, механизмы поддержки субъектов инновационной деятельности в сфере практического применения инноваций, коммерциализации и внедрения в реальный производственно-технологический сектор экономики передовых достижений науки и техники.

Грамотно построенная региональная инновационная политика является одним из рычагов непрерывного развития экономики и инновационной конкурентоспособности любого региона, территориального образования и хозяйствующего субъекта.

Одним из ключевых направлений инновационной политики Орловской области является формирование развитой инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности в промышленности.

Учитывая возможности природно-ресурсных конкурентных преимуществ и структуру сложившегося производственно-экономического потенциала, стоит акцентировать внимание на формировании и развитии инновационных кластеров. Кластерные формы объединения организаций играют важную роль в качестве фактора экономического роста и являются одним из инструментов повышения конкурентоспособности [7].

Кластеризация экономики в настоящий момент превратилась в глобальную тендению, которая отражает последовательное развитие разнонаправленных и разнополярных государств, обладающих как мощным социально-экономичсеким развитием, так и стран с развивающейся и переходной экономиками. В свою очередь, и экономика России используется в построении социально-экономичсеких отношений отраслей народного хозяйства кластерный подход [6].

Кластеризация экономики в Орловской области началась с 2014 года. В настоящее время в Орловской области сформировано 4 кластера:

Рисунок 1 – Действующие кластеры в Орловской области

Следует отметить, что все действующие кластеры в Орловской области находятся на начальном уровне организационного развития и затрагивают не все сферы реального сектора экономики. При этом регион занимает 3 место по количеству созданных кластеров в ЦФО [4].

В настоящее время, в Орловской области успешно функционирует инфраструктура финансовой и информационно-консультационной поддержки бизнеса:

- НО «Фонд поддержки предпринимательства Орловской области»;

- НО «Фонд микрофинансирования Орловской области»;

- Центр поддержки предпринимательства;

- Центр кластерного развития;

- Орловский региональный Центр поддержки экспорта.

Основными задачами данных структур является оказание услуг по проведению обучающих мероприятий, консультаций по вопросам государственной регистрации бизнеса, услуг по бухгалтерскому, кадровому и юридическому сопровождению, содействуют координации инновационных проектов, оказывают поддержку внешнеэкономической деятельности, содействуют привлечению инвестиций и выходу экспортно-ориентированных организаций на международные рынки.

Как отмечалось ранее, формирование кластеров невозможно без активной государственной поддержки.

В Орловской области государственная поддержка осуществляется в следующих формах [1]:

1) предоставления льгот по уплате налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет;

2) предоставления финансового обеспечения (субсидий, грантов, государственных гарантий);

3) предоставления информационной и консультационной поддержки;

4) формирования спроса на инновационную продукцию.

Государственная поддержка в регионе направлена на модернизацию производства, обеспечение конкурентоспособности производимых в регионе товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках. При этом, финансирование инновационной деятельности осуществляется с учетом основных направлений государственной поддержки за счет средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных законом Орловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Расчеты свидетельствуют о том, что за 2015-2016 гг. выделение средств на создание и развитие кластеров увеличилось - внебюджетное финансирование возросло на 90%, величина федеральной и областной субсидий увеличились на 38% [5].

Рисунок 2 – Объём финансирования центра кластерного развития в 2015 и 2016 гг.

Объём средств субсидии из федерального бюджета РФ в 2016 году распределялся по следующим направлениям [5]:

Рисунок 2 - Распределение средств федеральной субсидии в 2016 году по направлениям расходования, %

При рассмотрении направления вложений средств, следует отметить, что в большей степени осуществляется финансирование организации работ по сертификации, продвижению инновационной продукции на российском и зарубежном рынке, участия в отраслевых выставочных мероприятиях, повышения квалификации сотрудников в области проектного управления на основе мировых стандартов.

На основании обобщенного опыта и оценки направлений вложения средств, считаем, что поддержка кластеров должна заключаться в:

- точечном развитии инновационной инфраструктуры;

- поддержке сетей и кооперационных взаимодействий в кластере, позволяющих эффективно развивать потенциал каждого из его участников.

Следует отметить, что основной акцент государственной поддержки кластерных проектов должен определяться финансированием совместных НИОКР-проектов и развитием инвестиционной и инновационной инфраструктуры, совместного маркетинга.

Список литературы

Закон Орловской области от 05 июня 2015 года N 1794-ОЗ "О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Орловской области» [Электронный ресурс] // Консорциум Кодекс - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/428564638

Городникова Л.М. Индикаторы инновационной деятельности: 2018 : статистический сборник / Н. В. Городникова, Л.М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т И60 «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 344 с.

Материалы сайта Российская кластерная обсерватория [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// cluster.hse.ru/

Материалы сайта Центр кластерного развития Орловской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ckr.msb-orel.ru

Проняева Л.И. Развитие кластеров и межорганизационных отношений // Управление городом: теория и практика. – 2016. – № 2 (21). С. 49-63

Проняева Л.И., Павлова А.В. Развитие системы межорганизационного управления в кластерах // Научный результат. Серия «Социология и управление». 2016. №1 (7).

Рейтинг инновационных регионов России: версия 2017 [Электронный ресурс] // Ассоциация инновационных регионов России - Режим доступа: http://i-regions.org/images/files/airr17.pdf

Швандар В.А. Инновационный менеджмент. Учебник / под ред. проф. В.А. Швандара, В.Я, Горфикеля – М. :Вузовский учебник,2012. – 382 с.

Просмотров работы: 149