Влияние российско-корейских отношений на экономическое развитие Приморского края - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Влияние российско-корейских отношений на экономическое развитие Приморского края

Шабанян Нарине 1
1Российский университет дружбы народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Оценка экономического потенциала Приморского края

Приморский край имеет важное геополитическое значение для региона Северо-Восточной Азии. С учетом своего уникального экономико-географического положения регион обладает огромным транзитным потенциалом, что в перспективе может позволить Приморью стать стратегически важным транспортно-логистическим узлом международного значения.

Здесь же сосредоточены значительные запасы природных ресурсов, среди которых важнейшее значение имеют водные биологические ресурсы. На долю Приморского края приходится треть от общероссийских уловов рыбы и добычи морепродуктов, две трети – от всей рыбной продукции Дальнего Востока. Приморье имеет непосредственный выход к рыбным запасам Японского моря, а через него и к биоресурсам других дальневосточных морей1.

Наличие незамерзающих морских рыбных портов, а также территориальная близость Кореи, Китая и Японии также способствуют развитию рыбной отрасли, но вместе с тем предопределяют ее экспортно – сырьевую ориентацию.

В условиях сокращения мировых рыбных запасов и усиливающейся конкурентной борьбы за продовольственные ресурсы между странами, а также с учетом своего уникального геополитического положения территория Приморского края становится зоной стратегических интересов наших соседей – Китая, Кореи и Японии.

Ретроспектива участия корейцев в развитии Дальнего Востока

Стратегическое значение южного Приморья для корейцев обусловлено перспективами реализации транскорейской железнодорожной сети с выходом к российским морским портам и Транссибу. Необходимо учитывать и исторический фактор. Юг Приморья до 1937 года являлся национальным анклавом, где доля корейского населения в отдельных местностях доходила до 90% (Посьет). Хасанский район для корейцев – земля предков2.

Еще в начале XX века взаимоотношения России и Кореи рассматривались как важные и перспективные. А войны и международные конфликты, революции и восстания создали условия для экономического, политического и социального кризиса между странами. Если на рубеже XIX-XX вв. власти смотрели благосклонно на то, что корейцы заселяли Дальний Восток, и даже выделяли им землю, то ближе к 1904-1905 гг. вопрос так называемой «желтой опасности» привел к тому, что были изменены правила о пропуске в Приамурье корейцев, поскольку, по мнению Правительства, существовала угроза отторжения Дальневосточного края в пользу Кореи. С 01.01.1911 года запретили осуществлять найм корейцев для казённых учреждений, затем 04.02.1911 года доступ на золотые прииски корейцам был запрещен. Уже с 24.06.1910 года существовал закон об установлении ограничений для иностранных подданных в пределах Приамурского и Иркутского генерал-губернаторств, а именно запрет на сдачу казенных земель для поселения, найм на работу для нужд казенного управления. Хотя после этого власти пошли на уступки, и при постройке Амурской железной дороги корейцев с российским подданством привлекали на все работы3.

Первая мировая война внесла свои коррективы в отношении нашей страны и Кореи – необходимость в иностранной рабочей силы резко увеличилась из-за мобилизации русского населения на фронт. В июле 1915 год были отменены паспортные ограничения, а корейцев стали активно привлекать для работ золотопромышленных организаций. После ликвидации монархии политики в отношении корейцев резко изменилась. Кроме того, Октябрьская революция, гражданская война и другие известные события привели к тому, что значительно число корейцев так и остались в Российской империи, не имея возможности вернуться на родину4.

В последующее десятилетие число российских и советских корейцев на Дальнем Востоке стабильно росло. Их прибавление шло за счёт новых перебежчиков и естественного прироста. Корейская диаспора расселилась по всему Приморью и распространилась по Приамурью, вплоть до Забайкалья. Свои корейские общины имели все дальневосточные города, начиная с региональных «столиц» — Владивостока и Хабаровска. Но уже в 1929–1937 годах корейцы побежали от «сплошной коллективизации» и от «решения национального вопроса», предпочитая занятые японцами Корею и Маньчжурию стране побеждающего социализма. А осенью 1937 года корейцы в принудительном порядке были поголовно выселены с Дальнего Востока в Среднюю Азию5.

Изменение туристической привлекательности России для туристов из Кореи в начале XXI века

Перипетии истории сделали Дальний Восток привлекательным, интересным для современных путешественников из Кореи6.

Прежде всего следует отметить, что с 1999 года российские граждане начинают активно совершать туристические поездки в Республику Корею. Между Владивостоком и Корейским полуостровом были открыты ежедневные авиарейсы, а также паромное сообщение сначала с Донхэ, а затем и Сокчхо.

На форуме в Сеуле 13 ноября 2013 г. было подписано соглашение о безвизовом режиме для российских и корейских туристов и с 1 января 2014 г. это соглашение вступило в законную силу. В настоящее время статистика туризма в Россию корейцев говорит сама за себя (см. рис. 1).

Рис. 1 Статистические данные въездного туризма из Южной Кореи в Россию

Построено по данным: 7

С 1995 по 2017 гг., число туристов из Кореи увеличилось практические в два раза.

Для дальнейшего развития въездного туризма корейцев в Россию, властям Дальнего Востока необходимо самостоятельно предлагать корейцам новые цели их прибытия к в Россию, и помимо этого организовывать приём и облуживание посетителей. Такой целью для корейцев может послужить – их история.

Перспективы развития экономического сотрудничества между Россией и Кореей в области железнодорожного транспорта, энергетики и сельского хозяйства

В 2008 г. президент Южной Кореи Ли Мён Бак на встрече с президентом Д. Медведевым предложил новый формат отношений двух стран, который он представил как «Новый Шёлковый путь».

В соответствии с предложениями Ли Мён Бака Россию и Республику Корею должна связать прочная система взаимоотношений, которая будет строиться на 3-х основных составляющих: «Железный Шёлковый путь», который свяжет железные дороги Корейского полуострова и Транссиб, «Энергетический Шёлковый путь», который свяжет две страны в сотрудничество по вопросам разработки новых месторождений нефти и газа, а также «Зелёный Шёлковый путь», который будет обеспечивать сотрудничество стран в области лесной промышленности и сельского хозяйства Приморского края8.

Исходя из данных заявлений корейского президента становится понятно, что корейская сторона считает сотрудничество в данных областях недостаточным и желает усилить экономическое взаимодействие.

Впервые была озвучена идея о возможной связи железных дорог России и Кореи. Однако проблема Северной Кореи не позволяла осуществить данную инициативу, так было еще в 2008 году.

Спустя 10 лет, Северная и Южная Корея взяли курс на воссоединение двух Республик. В ходе саммита в Пхеньяне в 2018 году новый президент РК Мун Чже Ин и президент КНДР Ким Чён Ын договорились соединить железные дороги двух стран на западном и восточном участке.

30 ноября 2018 года произошло историческое событие. Впервые южнокорейский поезд пересек ДМЗ и проедет в КНДР, где обследует две основные ветки железной дороги Северной Кореи- западную и восточную. На основании результатов станет ясно, что надо делать для модернизации железнодорожного полотна КНДР. Южная Корея рассчитывает, что объединение железных дорог с КНДР позволит запустить первый поезд от Владивостока до Сеула через три-четыре года.

Его осуществление способствовало бы повышению роли Владивостока в АТР, а также обеспечило бы более экономичную доставку грузов по железной дороги.

Сотрудничество в рамках «Энергетического Шёлкового пути» активно ведётся на Сахалинских шельфовых проектах, а также на Камчатке.

Так, например, в 2012 году состоялась встреча губернатора Сахалинской области и генерального консула РК во Владивостоке Ли Ян Гу, по результатам которой страны договорились о поставках в Корею сахалинских углеводородов, строительстве буровых платформ, танкеров и газовозов для шельфовых проектов; в топливно-энергетической сфере — добыче угля, в строительном комплексе — возведении жилья, рыбной — совместные проекты по хранению и переработке рыбной продукции и транспортной отраслях — развитие портовой инфраструктуры и т. д.

«Зелёный Шёлковый путь» также набирает обороты. В Приморском крае действует целый ряд корейских компаний в области сельского хозяйства, которые выращивают и реализуют сельскохозяйственную продукцию на рынке Приморского края и РК. Сотрудничество в сфере лесной промышленности развивается менее быстрыми темпами9.

Заключение

Дальний Восток России в последние десятилетие уделяет пристальное внимание интеграции с соседями по Азиатско-Тихоокеанскому региону и с каждым годом его влияние среди стран АТР усиливается. С 2010 г. проводится ежегодный Российско-корейский форум, на котором обсуждаются основные вопросы взаимоотношений двух стран.

В последние годы поток туристов из Кореи существенно вырос. Этому способствовало подписание в 2013 году соглашения о безвизовом режиме для российских и корейских туристов.

Анализ взаимоотношений Южной Кореи и России, свидетельствует о росте экономического сотрудничества двух стран.

Интеграция Приморского края в транспортную систему Азии, должна осуществляться во всех сферах транспорта и видах перевозок, связанных с международным товародвижением. Единая система транспортировки грузов увеличит не только пропускную способность ключевых транспортных узлов Приморья, но и повысит степень привлекательности транспортного комплекса Приморья для грузоотправителей стран Северо-Восточной Азии10.

Список литературы:

Дин Ю.И. Китайские и корейские рабочие в политике Российской империи в начале XX века // Известия Восточного института. 2014. №2 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskie-i-koreyskie-rabochie-v-politike-rossiyskoy-imperii-v-nachale-xx-v (дата обращения: 25.12.2018).

Каюмов В.С. История и современное состояние экономических взаимоотношений России и Республики Кореи в свете регионального развития дальнего востока // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(8).

Коптяева К.Б., Король А.Н. Перспективы развития транспортной инфраструктуры приморского края // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2011. – № 2 (11). – С. 34–37

Красова Е.В., Ма Инсинь. Свободный порт Владивосток: условия развития, перспективы, риски // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2015. – № 6. – С. 108–122

Кукла М.П. Влияние иностранных инвестиций на эффективность принимающей экономики : на примере Приморского края : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05, 08.00.14 / Кукла Марина Петровна; [Место защиты: Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса]. - Владивосток, 2008. - 169 с.

Рабочая тетрадь: Россия и Республика Корея — в новой повестке двусторонних отношений — М.: Российский совет по международным делам, 2013. — 85 с.

Статистика туризма // UNWTO elibrary – URL: https://www.e-unwto.org/toc/unwtotfb/current (дата обращения: 25.12.2018).

Филимонова А.А., Алёщенко В.Н. Культурно-историческое наследие корейских переселенцев в Хасанском районе, как фактор развития въездного туризма // INTERNATIONAL STUDENT SCIENTIFIC BULLETIN №4, 2015, p.110-112

Шипилов В. Откуда есть-пошли корейцы на Руси? // Родина – 2006 - №5 – с.43-46

1 Рабочая тетрадь: Россия и Республика Корея — в новой повестке двусторонних отношений — М.: Российский совет по международным делам, 2013. — 85 с.

2 Кукла М.П. Влияние иностранных инвестиций на эффективность принимающей экономики : на примере Приморского края : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05, 08.00.14 / Кукла Марина Петровна; [Место защиты: Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса]. - Владивосток, 2008. - 169 с.

3 Дин Ю.И. Китайские и корейские рабочие в политике Российской империи в начале XX века // Известия Восточного института. 2014. №2 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskie-i-koreyskie-rabochie-v-politike-rossiyskoy-imperii-v-nachale-xx-v (дата обращения: 25.12.2018).

4 Дин Ю.И. Китайские и корейские рабочие в политике Российской империи в начале XX века // Известия Восточного института. 2014. №2 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskie-i-koreyskie-rabochie-v-politike-rossiyskoy-imperii-v-nachale-xx-v (дата обращения: 25.12.2018).

5 Шипилов В. Откуда есть-пошли корейцы на Руси? // Родина – 2006 - №5 – с.43-46

6 Филимонова А.А., Алёщенко В.Н. Культурно-историческое наследие корейских переселенцев в Хасанском районе, как фактор развития въездного туризма // INTERNATIONAL STUDENT SCIENTIFIC BULLETIN №4, 2015, p.110-112

7 Статистика туризма // UNWTO elibraryURL: https://www.e-unwto.org/toc/unwtotfb/current (дата обращения: 25.12.2018).

8 Коптяева К.Б., Король А.Н. Перспективы развития транспортной инфраструктуры приморского края // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2011. – № 2 (11). – С. 34–37

9 Каюмов В.С. История и современное состояние экономических взаимоотношений России и Республики Кореи в свете регионального развития дальнего востока // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(8).

10 Красова Е.В., Ма Инсинь. Свободный порт Владивосток: условия развития, перспективы, риски // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2015. – № 6. – С. 108–122

Просмотров работы: 13