Развитие патриотического воспитания молодежи в современном обществе — одно из ведущих и продвигающихся направлений на сегодняшний день в обществе. Проблема патриотического воспитания является особенно актуальной именно сейчас. Граждане страны развивают ее своим трудом, который невозможен без любви к Родине. Формирование национального сознания, ценностей и моральных устоев, любовь к своей культуре, традициям, понимание исторического прошлого и настоящего родного государства играет огромную роль в формировании массового сознания и взаимоотношений человека и государства. Именно поэтому так важно уделять внимание воспитанию молодежи — на том, какие качества развивают в себе молодые люди, основывается социализирующая основа общества. На плечах молодого поколения строится будущее страны, и задача старшего поколения воспитать те самые качества, на которых держится культура - духовная и материальная. В разные времена эта тема исследовалась многими учеными.
В последнее время в современном обществе, к сожалению, можно очень четко проследить смены ценностей, а точнее утрату устоявшихся и появление новых. Так, в наш язык все чаще и больше проникают слова западных языков. Все больше развивается концепция направленности личности только на себя, а не на других. Если раньше прививался коллективный труд и уважение к старшему поколению, то теперь в центре саморазвитие творческой личности; самоотверженность и самопожертвование для других сменилось идеями обеспечения личного комфорта и самоутверждения, психология общечеловеческих ценностей сменилась выработкой индивидуальных (веянием западных течений). Благодаря распространению и всемирной популярности западных СМИ мы перенимаем их ценности и идеал. Как говорят ученые, «в душах людей происходит кризис». Этим во многом можно объяснить замедление инновационного развития общества в России.
Процесс формирования ценностей воспроизводится посредством целой системы методологий, диагностик, программ, выявления целей и задач, объективного взаимодействия. Воспитание имеет конкретную цель. А именно — формирование понимания человеческого бытия, обретение идеалов и смыслов. Значительную роль играют образовательные организации, и, как показывает анализ современного патриотического образования, необходимо серьезным образом пересмотреть современную методологию образования в связи с современной экономико-политической ситуацией [2].
В настоящее время воспитание патриотизма выдвигается как одно из направлений политики в области образования. Его развитие требует определения самого понятия «патриотизм».
С точки зрения философии, патриотизм — это общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества. Патриотизм характеризуется отношением к Родине и Отечеству [1].
В свою очередь, Отечество рассматривается как социально-политический феномен, обусловленный различными аспектами общественного, политического, социального и экономического характера [1].
Понятие Родины отображает те основы патриотизма, которые характеризуют духовный внутренний мир человека, его отношение, его любовь к родной земле и родному языку, традициям и устоям [1].
Так, понятие Родины применимо ко всем народам на протяжении всей их истории, а понятие Отечества уже отражает особенности конкретного общества, народа.
Педагогам необходимо вводить понятие нравственного императива, который понимается как совокупность моральных, нравственных и этических норм. Без этого невозможно нормальное развитие и функционирование общества [11].
Это понятие формируется под влиянием таких факторов, как появление рыночной экономики, возрождение традиций, уважение к другим народам и их культуре, нетерпимость к расовым и национальным притеснениям, готовность служить интересам Родины и т. д.
Что же представляет собой «патриотическое воспитание»? Само понятие трактуется как формирование целенаправленного процесса развития патриотических чувств и качеств, необходимых для успешного развития государства [10, с. 652].
Патриотическое направление воспитательной работы взаимосвязано с этико-эстетическим воспитанием, нравственным, трудовым воспитанием и составляет освоение молодым поколением патриотического опыта страны. Структура учебного процесса включает такие элементы, как ориентационно-целевой, содержательно-деятельностный, организационно-методологический и аналитико-оценочный. Рассмотрим конкретно каждый из них [4].
Ориентационно-целевой предполагает методологические основы для воспитания. Получение целостного представления о патриотизме характеризуется совокупностью методологических подходов.
Как общефилософское основание выступает гуманистический подход, применительно к патриотизму предполагает и опору на ценности личности, и условия для ее самореализации. Этот подход способствует развитию гражданских качеств и способности реализовать себя как помощника Родины и Отечества [3].
На общенаучном уровне стратегия патриотического воспитания определяется системным подходом. Здесь воспитание патриотизма выступает как всеохватывающая система, которая должна охватить максимум, выявить факторы, влияющие на воспитание, и т. д. На конкретно-научном уровне используется интегративно-праксикологический подход, который рассматривает явления и сложные процессы системы. С этих позиций достижение цели осуществляется на основе интеграции составляющих элементов. Как цель можно определить нравственный императив, который определяет взаимодействие каждого элемента общества с Родиной и Отечеством.
Содержательно-деятельностный компонент включает закономерности и аспекты организации образовательной деятельности. При анализе структуры учебного процесса необходимо рассмотреть, как внешние, так и внутренние связи системы:
внешние (социально-педагогические) закономерности (результативность патриотизма от внешних политико-экономических условий и состояния общества);
внутренние (педагогические) (зависимость результата от качества обучения).
Элементы учебного процесса позволяют выделить принципы патриотического воспитания:
народность (опора на опыт патриотического воспитания);
интегративность (интеграция процессов воспитания и обучения);
деятельностный характер (расширение опыта патриотической составляющей);
вариативность и гибкость (своевременное реагирование ни изменения в обществе, выбор и применение эффективных методов, направление в нужное русло);
единство дискретного и непрерывного [2].
Организационно-технологический компонент отражает всевозможные средства и формы для развития патриотического воспитания [2].
Наконец, политико-оценочный компонент включает мониторинг результатов деятельности, направленной на развитие патриотизма в стране и его организации, что обеспечивает его эффективность и своевременное реагирование.
Проблема патриотического воспитания молодежи очень актуальна в наши дни, поскольку определяет будущее развитие страны.
Таким образом, в условиях современного общества процесс нравственно-патриотического воспитания означает «педагогическое взаимодействие взрослого и детей в рамках единого культурно-смыслового пространства, которое способствует формированию эмоционально-действенного отношения к природе своей страны, чувства привязанности к окружающим, семье и родному дому, сопричастности к историко-культурному наследию. Однозначно, в патриотическом воспитании большое значение имеет воспитательный потенциал образовательных учреждений, которые смогут доходчиво объяснить что такое патриотизм.
Список использованных источников:
Голотвин, Х.Г. Традиции советского патриотизма / Х.Г. Голотвин, Р.Я. Мирский. – М.: Мысль, 1975. – 200 с.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». // Комитет по делам молодежи Костромской области[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. kdm44.ru/pages/patriotpr-2016-2020.html (Дата обращения: 16.12.2018)
Матушкин, С.Е. Народность в воспитании гражданственности / С.Е. Матушкин. – Челябинск: Юж.-Урал. науч.-образоват. центр РАО, Челяб. гос. ун-т, 2003. – 61 с.
Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2010. – 567 с.
Понятийный аппарат педагогики и образования: моногр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. – Екатеринбург, 2015. – Вып. 8. – 368 с.
Проблемы воспитания и социализации молодежи: моногр. / науч. ред. Н.О. Яковлева, общ. ред. Г.Я. Гревцева. – Челябинск: Цицеро, 2014. – 204 с.
Развитие личности будущего педагога в контексте профессиональной подготовки: моногр. / Н.В. Ипполитова [и др.]. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2010. – 244 с.
Терентий, М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения / М.А. Терентий. – Кишинев: Стипница, 1978. – 276 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». // [Электронный ресурс] //– Режим доступа http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html. (Дата обращения 20.12.2018)
Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев и др. – М.: Сов. энцикл., 1983. – 840 c.
Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – 2-е изд. – М.: Высш. шк., 1990. – 576 с.