РЕАЛИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РЕАЛИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Садыков Т.А. 1, Яковлева Л.А. 1
1МГТУ им Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие патриотического воспитания молодежи в современном обществе — одно из ведущих и продвигающихся направлений на сегодняшний день в обществе. Проблема патриотического воспитания является особенно актуальной именно сейчас. Граждане страны развивают ее своим трудом, который невозможен без любви к Родине. Формирование национального сознания, ценностей и моральных устоев, любовь к своей культуре, традициям, понимание исторического прошлого и настоящего родного государства играет огромную роль в формировании массового сознания и взаимоотношений человека и государства. Именно поэтому так важно уделять внимание воспитанию молодежи — на том, какие качества развивают в себе молодые люди, основывается социализирующая основа общества. На плечах молодого поколения строится будущее страны, и задача старшего поколения воспитать те самые качества, на которых держится культура - духовная и материальная. В разные времена эта тема исследовалась многими учеными.

В последнее время в современном обществе, к сожалению, можно очень четко проследить смены ценностей, а точнее утрату устоявшихся и появление новых. Так, в наш язык все чаще и больше проникают слова западных языков. Все больше развивается концепция направленности личности только на себя, а не на других. Если раньше прививался коллективный труд и уважение к старшему поколению, то теперь в центре саморазвитие творческой личности; самоотверженность и самопожертвование для других сменилось идеями обеспечения личного комфорта и самоутверждения, психология общечеловеческих ценностей сменилась выработкой индивидуальных (веянием западных течений). Благодаря распространению и всемирной популярности западных СМИ мы перенимаем их ценности и идеал. Как говорят ученые, «в душах людей происходит кризис». Этим во многом можно объяснить замедление инновационного развития общества в России.

Процесс формирования ценностей воспроизводится посредством целой системы методологий, диагностик, программ, выявления целей и задач, объективного взаимодействия. Воспитание имеет конкретную цель. А именно — формирование понимания человеческого бытия, обретение идеалов и смыслов. Значительную роль играют образовательные организации, и, как показывает анализ современного патриотического образования, необходимо серьезным образом пересмотреть современную методологию образования в связи с современной экономико-политической ситуацией [2].

В настоящее время воспитание патриотизма выдвигается как одно из направлений политики в области образования. Его развитие требует определения самого понятия «патриотизм».

С точки зрения философии, патриотизм — это общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества. Патриотизм характеризуется отношением к Родине и Отечеству [1].

В свою очередь, Отечество рассматривается как социально-политический феномен, обусловленный различными аспектами общественного, политического, социального и экономического характера [1].

Понятие Родины отображает те основы патриотизма, которые характеризуют духовный внутренний мир человека, его отношение, его любовь к родной земле и родному языку, традициям и устоям [1].

Так, понятие Родины применимо ко всем народам на протяжении всей их истории, а понятие Отечества уже отражает особенности конкретного общества, народа.

Педагогам необходимо вводить понятие нравственного императива, который понимается как совокупность моральных, нравственных и этических норм. Без этого невозможно нормальное развитие и функционирование общества [11].

Это понятие формируется под влиянием таких факторов, как появление рыночной экономики, возрождение традиций, уважение к другим народам и их культуре, нетерпимость к расовым и национальным притеснениям, готовность служить интересам Родины и т. д.

Что же представляет собой «патриотическое воспитание»? Само понятие трактуется как формирование целенаправленного процесса развития патриотических чувств и качеств, необходимых для успешного развития государства [10, с. 652].

Патриотическое направление воспитательной работы взаимосвязано с этико-эстетическим воспитанием, нравственным, трудовым воспитанием и составляет освоение молодым поколением патриотического опыта страны. Структура учебного процесса включает такие элементы, как ориентационно-целевой, содержательно-деятельностный, организационно-методологический и аналитико-оценочный. Рассмотрим конкретно каждый из них [4].

Ориентационно-целевой предполагает методологические основы для воспитания. Получение целостного представления о патриотизме характеризуется совокупностью методологических подходов.

Как общефилософское основание выступает гуманистический подход, применительно к патриотизму предполагает и опору на ценности личности, и условия для ее самореализации. Этот подход способствует развитию гражданских качеств и способности реализовать себя как помощника Родины и Отечества [3].

На общенаучном уровне стратегия патриотического воспитания определяется системным подходом. Здесь воспитание патриотизма выступает как всеохватывающая система, которая должна охватить максимум, выявить факторы, влияющие на воспитание, и т. д. На конкретно-научном уровне используется интегративно-праксикологический подход, который рассматривает явления и сложные процессы системы. С этих позиций достижение цели осуществляется на основе интеграции составляющих элементов. Как цель можно определить нравственный императив, который определяет взаимодействие каждого элемента общества с Родиной и Отечеством.

Содержательно-деятельностный компонент включает закономерности и аспекты организации образовательной деятельности. При анализе структуры учебного процесса необходимо рассмотреть, как внешние, так и внутренние связи системы:

внешние (социально-педагогические) закономерности (результативность патриотизма от внешних политико-экономических условий и состояния общества);

внутренние (педагогические) (зависимость результата от качества обучения).

Элементы учебного процесса позволяют выделить принципы патриотического воспитания:

народность (опора на опыт патриотического воспитания);

интегративность (интеграция процессов воспитания и обучения);

деятельностный характер (расширение опыта патриотической составляющей);

вариативность и гибкость (своевременное реагирование ни изменения в обществе, выбор и применение эффективных методов, направление в нужное русло);

единство дискретного и непрерывного [2].

Организационно-технологический компонент отражает всевозможные средства и формы для развития патриотического воспитания [2].

Наконец, политико-оценочный компонент включает мониторинг результатов деятельности, направленной на развитие патриотизма в стране и его организации, что обеспечивает его эффективность и своевременное реагирование.

Проблема патриотического воспитания молодежи очень актуальна в наши дни, поскольку определяет будущее развитие страны.

Таким образом, в условиях современного общества процесс нравственно-патриотического воспитания означает «педагогическое взаимодействие взрослого и детей в рамках единого культурно-смыслового пространства, которое способствует формированию эмоционально-действенного отношения к природе своей страны, чувства привязанности к окружающим, семье и родному дому, сопричастности к историко-культурному наследию. Однозначно, в патриотическом воспитании большое значение имеет воспитательный потенциал образовательных учреждений, которые смогут доходчиво объяснить что такое патриотизм.

Список использованных источников:

Голотвин, Х.Г. Традиции советского патриотизма / Х.Г. Голотвин, Р.Я. Мирский. – М.: Мысль, 1975. – 200 с.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». // Комитет по делам молодежи Костромской области[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. kdm44.ru/pages/patriotpr-2016-2020.html (Дата обращения: 16.12.2018)

Матушкин, С.Е. Народность в воспитании гражданственности / С.Е. Матушкин. – Челябинск: Юж.-Урал. науч.-образоват. центр РАО, Челяб. гос. ун-т, 2003. – 61 с.

Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2010. – 567 с.

Понятийный аппарат педагогики и образования: моногр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. – Екатеринбург, 2015. – Вып. 8. – 368 с.

Проблемы воспитания и социализации молодежи: моногр. / науч. ред. Н.О. Яковлева, общ. ред. Г.Я. Гревцева. – Челябинск: Цицеро, 2014. – 204 с.

Развитие личности будущего педагога в контексте профессиональной подготовки: моногр. / Н.В. Ипполитова [и др.]. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2010. – 244 с.

Терентий, М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения / М.А. Терентий. – Кишинев: Стипница, 1978. – 276 с.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». // [Электронный ресурс] //– Режим доступа http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html. (Дата обращения 20.12.2018)

Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев и др. – М.: Сов. энцикл., 1983. – 840 c.

Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – 2-е изд. – М.: Высш. шк., 1990. – 576 с.

Просмотров работы: 12