Американские и японские школы в настоящее время являются ведущими управленческими школами и в других странах имеют рассмотрение, в некоторой степени, как эталон развития менеджмента.
Между данными школами можно проследить некоторые сходства. Например, как в первой, так и во второй основное влияние уделяется активизации человеческого фактора, постоянным инновациям и разукрупнению менеджмента. Так же обе модели имеют ориентировку на разработку и реализацию долговременных стратегических планов развития предприятия.
Однако, хоть обе модели и имеют внешнее сходство, все же у них имеются и отличительные особенности, которые обусловлены спецификой их социально-экономического развития.
В качестве отличительных особенностей можно выделить следующее:
Различие в установке общественного сознания. Основой американского менеджмента является принцип индивидуализма, то есть в американской модели менеджеры представляют собой индивидуумов, которые имеют отдельные интересы и собственное мнение о своих личных потребностях.
В американской модели упор делается на яркую личность, которая способна улучшить деятельность организации. У Японии же можно увидеть применение традиционной установки общественного сознания на коллективизм. В японской модели менеджеры ориентируются на группу и организацию в целом, поэтому все личные заслуги работника приписываются как заслуга фирмы, чего нет в США. Однако сейчас такое положение начинается меняться.
Различия также можно наблюдать и в способах принятия решений:
Индивидуальный характер принятия решений наблюдается в американской модели, в то время как в японской модели все решения принимаются коллегиально. Способ, который используют Японцы, уменьшает возможность ошибок, но занимает гораздо больше времени.
В японской модели никто не подумает о том, чтобы оспорить принятое начальником решение. Однако до принятия решения руководитель компании проводит совещания со своими подчиненными, где он выслушивает предложения и критику, поэтому японцы имеют возможность убедить свое руководство в правильности или неправильности принятого решения. Однако после того, как решение уже было принято, не имеет значение был ты за или против, ты должен исполнять принятое решение.
В крупных корпорациях с американским менеджментом корпоративная структура «выталкивает» вперед всех уникальных людей, которые готовы брать всю ответственность и риск на себя, так как совещаться не с кем. Последнее слово на каждом уровне остается за такими людьми. Эти люди накапливают опыт принятия решений, так как последнее решение всегда принимается руководителем.
Коллегиальность начинает играть положительную роль в том случае, когда руководитель компании становится слаб. Структура японских корпораций является устойчивой, причем устойчива она именно к личностным качествам конкретного менеджера. К примеру, человек получает какую-то конкретную должность, которую он иметь не хочет и которая ем не совсем соответствует, тогда коллегиальная система приходит ему на помощь. Однако, тут есть и отрицательный момент, потому что много времени идет на всевозможные совещания. До тех пор, пока решения не примет очевидный характер, все будут его «тянуть». Такой пример и является одной из причин того, почему японцы так долго задерживаются на рабочем месте. Японцы работают по субботам и даже по воскресеньям, а эффективность использования времени надо оценивать по видимым результатам.
Приведем сравнительную характеристику американской и японской моделей менеджмента в таблице.
Американская модель менеджмента |
Японская модель менеджмента |
Характер принятия решений является индивидуальным. Индивидуальная ответственность. Структура управления является строго формализованной. Процедура контроля также четко формализованная. Контроль является индивидуальным. Оценка результата труда быстрая, как и продвижение по службе. Главным качеством руководителя является профессионализм и инициатива. Все действия направлены на отдельную личность. Отношения с подчиненными являются формальными. Продвижение по службе происходит за счет личных результатов. Труд оплачивается по индивидуальным достижениям. Наем на работу происходит за короткий период. |
Решения принимаются коллективно. Ответственность лежит полностью на коллективе, а не на отдельном работнике. Структура управления нестандартная и гибкая. Организация контроля неформальная. Контроль коллективный. Оценка работы сотрудника и его карьерный рост замедленны. Основным качеством руководителя является умение осуществлять координацию действий и контроля. Все действия ориентированы на группу. Личные неформальные отношения с подчиненными. Продвижение по службе идет по стажу работы и старшинству. Труд оплачивается по показателям труда группы и служебному стажу. Руководитель компании имеет долгосрочную занятость. |
Обе модели менеджмента имеют как плюсы, так и минусы для какой-либо культуры или страны. Нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику какой-то другой страны не учитывая ее специфические условия и, конечно же, психологические и социально-культурные факторы.
Рассмотрим основные характеристики статуса группы в американской и японской моделях менеджмента.
Американская модель |
Японская модель |
Работа в группе является средством |
Работа в группе является целью |
Путь к рационализации |
Способ жизни |
Реализуемое поведение |
Естественное поведение |
Сознательность |
Привычка |
Производительность |
Эффективность |
Способ делать дешевле |
Качество и (или) способ делать лучше |
Подводя итог можно сделать следующие выводы:
Американская модель менеджмента внесла значительный вклад как в теорию, так и в практику управления. В крупных российских холдингах, корпорациях и акционерных обществах, с учетом специфики и конкретных условий, может использоваться опыт управления и планирования, взятый из корпораций и фирм Америки.
Японская модель менеджмента также имела значительное влияние на теорию и практику управления. В качестве примера можно взять комплекс форм и методов управления персоналом, который применяется в ведущих компаниях Японии и обеспечивает повышенную отдачу наемного персонала. Японские менеджеры разработали управленческий механизм, который активно использует «человеческий фактор» в управлении и направляет на обеспечение максимизации прибыли творческие возможности работников.
В настоящий момент имеет формирование обновленная российская модель менеджмента экономики и каждый ее успех или провал оказывает непосредственное влияние на уровень жизни населения. Так же развиваются новые термины и новое понимание роли тех, кто участвует в менеджменте, то есть складывается новый облик современного предпринимателя – облик человека, владеющего собственностью, который использует наемный труд и берет на себя все функции стратегического менеджмента с целью получения максимальной прибыли. Руководитель такого нового типа должен иметь ориентировку на общечеловеческие этические ценности, а также владеть теорией, техников и искусством воздействия на окружающих людей, быть открытым ко всем инновация и ко всему новому.
Список используемой литературы
Имаи М. - Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / Москва 2012.
Курицын А.Н. - Секреты эффективной работы: опыт США и Японии / Москва, 2013.
Докучаев М.В. - ЭКО // Проблемы корпоративного управления в США, 2012.
Ключко В.Н. - Менеджмент в России и за рубежом // Корпоративное управление в Японии: особенности, модели и тенденции развития, 2014.
Юрлов С., Левицкий П., Брегадзе К. - Искусство управления // Семь «самураев», 2013.
Американская, японская модели управления: сравнительная характеристика: [Электронный ресурс]. М., 2017. URL: https://studwood.ru/1237848/pravo/amerikanskaya_evropeyskaya_yaponskaya_modeli_upravleniya_sravnitelnaya_harakteristika (дата обращения 08.12.18)
Разнообразие моделей менеджмента: [Электронный ресурс]. М., 2016. URL: https://studref.com/371712/menedzhment/raznoobrazie_modeley_menedzhmenta_amerikanskiy_yaponskiy_evropeyskiy (дата обращения 08.12.18)