Психологические особенности суицидального поведения несовершеннолетних - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Психологические особенности суицидального поведения несовершеннолетних

Чернова Г.Д. 1
1ФГБОУ ВО "ЧГПУ им. И.Я. Яковлева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Детство − это время новых открытий, знакомств, приключений, когда всё любопытно, когда любой новый день наполнен эмоциями и безумно хочется жить. В человеке заложен огромный потенциал прочности − инстинкт самосохранения. И только явление чрезвычайно сильного, противоестественного, религиозно противоречащего человеку фактора может победить инстинкт самосохранения в детстве.

В настоящее время добровольное лишение себя жизни, а также в подростковом обществе, становится массовым явлением. Согласно данным, ситуация с суицидом несовершеннолетних в России становится всё печальнее. Из года в год заканчивают жизнь самоубийством от 1,5 до 2,5 тысяч детей и подростков. По полученным данным последних 6-7 лет суицид в нашей стране встречается с частотой в 19-21 случай на 100 тысяч несовершеннолетних. А средний показатель во всём мире − 7 случаев на 100 тысяч. По количеству случаев суицида среди детей и подростков Россия занимает одно из первых мест в мире. Это удручающая ситуация последних лет.

Самоубийство − одна из вечных проблем человечества, так как существует она, как явление, практически столько же, сколько существует на Земле человек. 
Великие люди размышляли, и размышляют до сих пор, над этой проблемой. Сотни философов, социологов, психологов, врачей изучали, и продолжают изучать, проблему суицида в самых различных аспектах.
Суицид − умышленное самоповреждение со смертельным исходом.

По мнению ряда авторов, суицидальное поведение в детском возрасте очень редко бывает связано с  психическими заболеваниями, в подавляющем  большинстве случаев это ситуационно-личностные реакции, в первую оче­редь реакция  оппозиции. У подростков же роль психических  расстройств (де­прессивное состояние  и др.) в происхождении суицидального  поведе­ния несколько возрастает.

Существует и противоположное мнение, согласно которому в детском возрасте, по сравнению с подростковым, суицидальное поведение носит более серьезный характер.

Подростковое суицидальное поведение относится к области «пограничной психиатрии» − области психопатий и не психопатических реакций на фоне акцентуаций характера, свойственных данному возрасту (Личко, 1999). Только 5% суицидов, включая попытки, падает на психозы, тогда как на психопатии по европейской статистике приходится 20-30%, а остальное − на «подростковые кризы», а по отечественным данным, число попыток самоубийства среди юношей и девушек одинаково в случае психопатий и акцентуаций характера.

Суицидные действия у подростков часто носят демонстративный характер, который обретает черты «суицидного шантажа». По данным А.А. Александрова (1973), кроме истинного суицида и демонстративных попыток можно выделить особый юношеский тип суицидального поведения − «недифференцированный», где трудно определить истинность намерения. Такие «неясные» попытки окрашены острым аффектом при потере или угнетении сознательного контроля, расстройством рассудочной деятельности. Отнести попытку к истинным или демонстративным действиям бывает невозможно. Объективно малоопасный способ.

А.Е. Личко (1999) предлагает выделять три формы суицидального поведе­ния: демонстративное, аффективное и истинное. Исследования 300 подростков-юношей, проведенные А.Е. Личко, показали, что суицидальное поведение наблюдалось у 34%, из них демонстративное поведение − у 20%, аффективные попытки − у 11% и только 3% совершали обдуманные и спланированные покушения. В большинстве случаев суицидальное поведение в юношеском возрасте это «крик о помощи», адресованный близким людям, надежда быть услышанным и понятым. 80% суицидных попыток совершается в дневное или вечернее время дома.

Суицидальное     поведение     подростков   имеет    ряд   особенностей, свойствен­ных растущему организму  и личности.

Суицидальная активность резко возрастает с 14 лет и достигает своего максимума в 16 - 19 лет. 

Одной из  причин  выбора   суицидального способа   решения  проблем, носящих возрастной  характер, является неадекватное  отноше­ние к смерти. Особенностью детского понимания смерти является двойственность смерти и бытия.  В  сознании  происходит  как   бы  раздвоение:  с  одной  стороныподросток  видит себя  в  гробу,  горько  оплакиваемого  родственниками, сдругой  стороны,   предполагает,   что может   быть свидетелем   собственныхпохорон.  Свою «временную»  гибель  подросток  воспринимает  как  способ воздействия на значимых близких. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. 

А.Е. Личко приводит следующую статистику подросткового суицидного поведения: «Семейные» проблемы были ведущими при демонстративном или аффективном типе суицидального поведения в 52% случаев и только в 13% − при истинном суициде. «Школьные» проблемы связаны с 29% аффективных суицидов, 26% − демонстративных и 12% − истинных. «Сексуальные» проблемы доминировали при истинном суициде в 61% случаев, при аффективном − в 28% и при демонстративном − в 24%. При истинном суицидальном поведении мотивом поступков была чаще не неудачная любовь, а переживание собственной сексуальной неполноценности. 70% молодых людей пытающихся покончить с собой, в той или иной степени злоупотребляли наркотиками или алкоголем. 93%, пытавшихся покончить с собой, были знакомы с кем-то, кто уже совершал попытку самоубийства.

Знание особенностей разных типов характера позволяет прогнозировать поведение, предвидеть вероятность суицидов. Разные типы акцентуированных характеров также проявляют склонность к разным формам суицидального поведения.

Для гипертимного типа акцентуаций склонность к суицидальному поведению совершенно не характерна. Молодые люди этого типа не наносят себе ни физический, ни социально-психологический ущерб. Они скорее могут подвергнуться разрушительным воздействиям или саморазрушению вследствие тяги к риску, новым впечатлениям, острым ощущениям. Суицидные попытки или намерения им не свойственны, зато характерно аддиктивное поведение. Гипертимы пробуют на себе действие разнообразных дурманящих веществ, причем они избегают стадии привыкания, поскольку часто меняют свой выбор.

У циклоидов возможность суицида зависит от фазы. В гипертимной фазе они не отличаются от молодых людей гипертимного типа. Однако в субдепрессивной фазе для циклоидного типа акцентуаций характерно суицидальное поведение. Суицидные попытки совершаются обычно в стрессовой ситуации на высоте аффекта, когда самолюбие юноши, девушки уязвлено публично, его (ее) не покидают мысли о собственной неполноценности, непригодности, безволии. Молодого человека охватывает отчаяние, и он неосознанно или недостаточно осознанно идет к суициду.

Эмоционально-лабильные подростки склонны к суицидному поведению аффективного типа. Они быстро принимают решение и быстро его осуществляют (в тот же день). Мотивом этих действий служит не столько желание умереть, сколько сделать с собой что-то из-за невозможности переживать данное событие. Риск, приключения мало привлекательны для подростков этого типа. Они ищут эмоциональные связи и поддержку у друзей и близких. Эмоциональное отвержение, потеря поддержки значимых людей, на пример родителей, толкает подростков эмоционально-лабильного типа к суицидным попыткам. Это − крик о помощи, чувство вины из-за невозможности удержать значимого другого, агрессия на самого себя.

У подростков, как правило, нет совпадения конечной цели самоубийства – смерти – и его психологического смысла. Анализ результатов опроса подростков − суицидентов  позволили установить, что часть из них хотели «дать понять человеку, в каком он отчаянии», другие думали «заставить раскаяться человека, который плохо с тобой обращался», третьи своим поступком решили показать «как ты любишь другого», некоторые надеялись «повлиять на другого, чтобы он изменил решение», часть расценивали свою попытку как «призыв, чтобы пришла помощь от другого». Независимо от формулировки, более половины суицидов – это обращение к другому человеку, причем значимому другому. Подростком руководит не желание   умереть −  целью  самоубийства   выступает  желании  повлиять  надругого. 

У  несовершеннолетних  причины   суицидального  поведения равномерно распределяются между любовными  конфликтами, конфликтами с родителями и неприятностями в школе.
Причиной  суицида  подростка,   чаще  всего,  является  длительная конфликтная  ситуация  в  семье.  Чаще  всего  преобладают давящий  стиль воспитания,  требования   безапелляционного  выполнения  указаний,  что препятствует  формированию  у подростков  самостоятельности   в принятиирешений.  В  форме  наказаний  используются  унижающие  высказывания болезненные для самолюбия  и снижающие самооценку подростка.

Общей причиной подросткового суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением.

Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте яв­ляются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть, а лишь разыграть для окружающих спектакль, производящий впечатление  суицидаль­ной попытки с целью  привлечь к себе внимание, добиться каких – то преиму­ществ, избавиться от грозящих неприятностей.  Тем  не  менее,  различить   истинные  и  демонстративныепопытки не всегда легко.

К психологическим особенностям суицидального поведения несовершеннолетних относится характерные черты:

Суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе).

Конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий.

Суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.

Суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки игры на публику.

Суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета.

Средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).

Попытки самоубийства в большинстве случаев можно предугадать и предупредить. До совершения самоубийства подростки могут попытаться выразить протест в другой форме: уйти из дома, совершить антисоциальные поступки (воровство, хулиганство, напиться). Испробовав варианты и потерпев неудачу, подросток решается покончить с собой. Большинство покушавшихся на самоубийство говорили об этом окружающим до совершения попытки. Если вовремя обнаружить признаки надвигающейся катастрофы, то ее можно предотвратить. Иногда предвестники самоубийства трудно распознаваемы. Человек строит планы на будущее, а сам поглощен мыслями о самоубийстве. Это одна из самых тяжелых ситуаций для родных и близких молодого человека.

Список используемой литературы:

Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних: учебник / Б.Н. Алмазов. – Екатеринбург : Урал, 2009. – 231 с.

Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье / В. И. Гарбузов. – Санкт-Петербург : Питер, 2005. – 273 с.

Змановская, Е.В. Суицидальное поведение / Е.В. Змановская. – Москва : Академия, 2004. –2-е изд., испр. – С. 142-159.

Казаков, А.Н. Социальная обусловленность отклоняющегося поведения в современном российском обществе / А.Н. Казаков – Казань, 1996.217 с.

Реана, А.А. Психология подростка: трудный возраст от 11 до 18 лет / А.А. Реана. – Санкт-Петербург : Прайм - Еврознак , 2007. – 480 с.

Просмотров работы: 143