ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД – ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД – ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

Кузнецов М.В. 1, Кучер М.И. 1, Френкель Е.Э. 1
1Вольский ВИМО
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В 1865 г. немецкий Фридрих Кекуле высказал предположение, что молекула бензола имеет форму правильного шестиугольника, образованного шестью углеродными атомами, с которыми связаны шесть атомов водорода. Объединив представление об образовании цепей с учением о существовании кратных связей, он пришёл к идее чередования в бензольном кольце простых и двойных связей. Несмотря на то, что эта теория сразу столкнулась с возражениями, она довольно быстро привилась в науке и практике. Концепция Ф. Кекуле открыла путь к установлению структуры многих циклических, ароматических химических соединений, что привело к развитию органической химии. И, не только. Структурно-иерархическое молекулярное устройство вещества Ф. Кекуле распространил и на естественные науки – он составил иерархическую последовательность наук по степени возрастания их сложности. Такая иерархия позволяла выводить одну естественную науку из другой. Это проявление редукционизма в науке, то есть стремление описать более сложные явления природы языком науки, описывающей менее сложные явления, например, сведение биологии к механике и т.п.

Редукционизм (от лат. «reductio» – уменьшение) определяется как аналитический подход, направляющего мышление на поиск простейших, далее неразложимых элементов. Редукционизм как метод необходим при анализе сложных объектов и явлений природы. Но при этом не следует рассматривать жизнедеятельность организма, сводя всё к физике или химии. Важно знать, что законы физики и химии справедливы и выполняются для биологических объектов. Не допустимо рассматривать поведение человека в обществе только как биологического существа, следует знать, что корни многих человеческих действий лежат в глубоком доисторическом прошлом и являются результатом работы генетических программ, унаследованных человеком от животных предков.

В настоящее время в науке достигнуто понимание необходимости целостного или холистического (от англ. «whole» – целый) подхода при изучении явлений и законов природы. Холизм, или интеграция можно рассматривать как противоположность редукционизму, как присущее современной науке стремление создать действительно обобщённое, интегрированное знание о природе.

Интеграция наук – это появление новых наук на стыках старых, процесс объединения естественнонаучного знания. Примерами такого рода наук являются: физическая химия, химическая физика, биофизика, биохимия, геохимия, биогеохимия, астробиология, синергетика. Интеграция наук происходит при создании технологий. Прикладная наука тесно связана с технологией.

Технология часто понимается как синоним техники. Технология – это совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, например, производственные, химические технологии, био-, когнитивные технологии, а также сами технологические процессы, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта или создание нового.

В более широком, философском смысле технология – это обусловленные состоянием знаний и общественной эффективностью способы достижения целей, поставленных обществом. Технологии используют междисциплинарный подход. Междисциплинарность подразумевает взаимодополняемость техник и методов из различных областей науки, в то время, как трансдисциплинарность предполагает функциональный синтез методологий, создание на их основе совершенно новых исследовательских концепций и программ.

Примером такого новаторского подхода является эволюционно-синергетическая парадигма современного естествознания, которая является основой современной естественнонаучной картины мира.

Сегодня на базе эволюционно-синергетической парадигмы происходит синтез наук на базе технологий, создающий новый экономический уклад, производящий коренные изменения в современном обществе.

Список литературных и информационных источников

1 Гребенщикова Е.Г. Трансдисциплинарная парадигма: наука-инновации-общество. – М.: «Либроком», 2011.

2 Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. – 11-е изд., перераб. и доп.– М.: КНОРУС, 2012. – 670 с.

3 Френкель Е.Н. Концепции современного естествознания: Учебное по-собие / Е.Н. Френкель. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 246 с.

Просмотров работы: 4