Проблема социально-психологической адаптации студентов является весьма значимой в современной психологии. На первом этапе процесса обучения в вузе главной целью является адаптация студентов и формирование положительного отношения к избранной профессии [2, с.21]. Современность бросает вызов прикладной психологии, остро ставит вопрос подготовки в вузе не только квалифицированного, но и адаптивного, коммуникабельного, стрессоустойчивого, умеющего работать в группе педагога-психолога. Проблема адаптации студентов, в свою очередь, актуальна для последующего трудоустройства и роста их конкурентоспособности.
Овладение вузовской учебной программой во многом зависит от адаптации к новой образовательной среде в связи с изменениями её характеристик, в сравнении с обучением в школе. Новая ситуация связанная с процессов обучения в вузе требует от студента умения самостоятельно работать, думать, осмысливать учебный материал, уметь применять свои знания на практике. Многие первокурсники испытывают трудности и сталкиваются с рядом психологических проблем.
Если процесс адаптации не происходит не своевременно время, то приобретается и накапливается неудовлетворенность обучением в ВУЗе, повышенной конфликтности, снижении работоспособности, что может привести к дезадаптации.
Важность и значимость деятельности, как педагогов, так и психологов, востребованность профессионалов данного профиля во всех областях жизнедеятельности человека выдвигают серьезные требования к качеству подготовки будущих специалистов. Мы полагаем, что существует актуальная потребность в модернизации, оптимизации уже имеющихся, разработки и апробации новых высокоэффективных, тренинговых методов способствующих успешной адаптации первокурсников. Успешности учебной деятельности во многом зависит от социально-психологической адаптации студентов первокурсников.
Студент, обучающийся по психолого-педагогическому направлению – это будущие учителя, воспитатели, психологи и педагоги-психологи, создающий благоприятные условия для полноценного обучения, воспитания и развития детей (дошкольного, школьного, подросткового возраста) и эффективного взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Студенты этого направления чаще всего активные, открытые, отзывчивые, но они, как и студенты других направлений сталкиваются с трудностями, которые начинаются уже на этапе подготовки будущего первокурсника к поступлению в вуз. Выпускные экзамены, подготовительные курсы, занятия с репетиторами сопровождаются напряженной умственной деятельностью, и приводят к стрессам. Однако, как известно, стрессовые ситуации, в свою очередь, ведут к утомлению и переутомлению. Когда период поступления оказывается позади, первокурсник погружается в мир опасной свободы. Кроме того, это связано и с тем, что в школе и дома молодежь находятся под постоянным контролем родителей и учителей. В настоящее время многие студенты приезжают учиться из области (поселка, деревни, села) и, живя в городе, они уходят из-под опеки родителей и начинают свою самостоятельную жизнь. Поэтому контроль со стороны родителей невозможен, а сами студенты не привыкли к самоконтролю.
В связи с этим существует необходимость всестороннего анализа процессов происходящих в социуме студентов, проходящих обучение на первых курсах, целью которого являются особенности взаимодействия студентов, способы адаптации, фрустрации определенных потребностей и сфер деятельности.
Профессиональная, вузовская подготовка студентов является фундаментальной основой закладки профессионально важных качеств будущих специалистов. Особо важным инструментом, проявляющимся в социально-психологической адаптации студентов первокурсников, является коммуникативная компетентность. Эффективному развитию коммуникации способствуют психологические тренинги.
Тренинги является одной из наиболее эффективных, продвинутых форм психологической работы со студентами, он включает в себя совокупность терапевтических, обучающих и развивающих приемов, которые необходимы для адаптации и формирование профессиональных навыков первокурсников.
Участие студентов в тренингах различной направленности обеспечивает успешное погружение в образовательное пространство, формирование и развитие коммуникативных навыков, а также закрепляет возможность переноса знаний полученных на тренинге, в реальную жизнь[1,с. 9].
Нами была разработана программа социально-психологической адаптации студентов первокурсников включающая в себя три блока психологических тренингов направленных на снижение уровня тревожности, развитие стрессоустойчивости, развитие коммуникативной компетентности.
Реализованная нами тренинговая программа по развитию социально - психологической адаптации первокурсников оказала позитивное влияние на их эмоциональное благополучие. Студенты получили помощь и поддержку в формировании положительного отношения к обучению в вузе. Тренинги способствовали развитию эффективной коммуникации, эмпатии, групповой сплоченности, командообразованию и повышению чувства ответственности. Участникам тренингов стало легче договариваться, считывать невербальное поведение партнёров по общению. Психодиагностика на контрольном этапе эксперимента свидетельствует о снижении уровня тревожности первокурсников, повышения уровня стрессоустойчивости, адекватности самооценки и самоотношения студенческой молодежи.
ЛИТЕРАТУРА:
Шавернева, Ю.Ю. Прикладные аспекты подготовки практических психологов методом тренингов/ Ю.Ю. Шавернева. – Майкоп: редакционно-издательский отдел АГУ.- 2016. -126 с.
Шамионов, Р.М. Формирование адаптационной готовности старшеклассников и студентов вузов/ Р.М. Шамионов // Психология обучения. — 2013. — № 9. — с. 20-30. ISSN 1561-2457