Влияние киноискусства на эмоциональную сферу подростков - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Влияние киноискусства на эмоциональную сферу подростков

Чижикова Д.И. 1
1ФГБОУ ВО "Адыгейский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная статья посвящена психолого – педагогическому осмыслению проблемы влияния киноискусства на эмоциональную сферу подростков. Рассмотрены теоретические аспекты изучения данной темы. При помощи экспериментального исследования было выявлено, что кинофильмы влияют на современное общество, в частности некоторые жанры оказывают отрицательное влияние на эмоциональную сферу личности подростка.

Киноискусство является одним из самых популярных и доступных видов искусства в настоящее время.  Говоря о кинофильмах, не многие воспринимают их как серьезный механизм влияния на школьников подросткового возраста. Подростковый период считается самым тяжелым этапом в возрастной периодизации человека. У подростков еще не сформировалось до конца собственное мировоззрение, нет четких представлений о ценностях, они эмоциональны, импульсивны, имеют слабую рефлексию и противоречивый не устоявшийся внутренний мир, подвержены влиянию современным тенденциям и моде. Следовательно, психологическое состояние подростков является уязвимым. В связи с этим современное киноискусство может оказывать негативное влияние на сознание и подсознание подростков, а также формировать отрицательные установки, девиантное и делинквентное поведение. Просматривая тот или иной фильм, подростки могут воспринимать его буквально, то есть совершать те или иные поступки в реальной жизни. Отмечаются случаи, когда подростки совершали действия из фильма в реальной жизни. На протяжении нескольких лет, фильмы в жанре слэшер (поджанр фильмов ужасов) обвиняли в том, что они провоцируют реальные случаи насилия. Так было и с фильмом У. Крэйвена «Крик». В 1998 году 37-летняя Джина Кастилло была зарезана 16-летним сыном и 14-летней племянницей, которые сознались, что планировали серию убийств и хотели подражать фильмам «Крик» и «Крик 2», для чего приобрели маски приведений и модификаторы голоса. Таким образом влияние киноискусства на эмоциональную и поведенческую сферы подростка, можно считать актуальной проблемой [1].

Исходя из вышесказанного, необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день проблема влияния киноискусства на эмоциональную сферу подростков является актуальной педагогической проблемой, так как нет конкретных методов для предотвращения негативного воздействия кинофильмов на подростков.

Изучением данной проблемы занимались зарубежные и отечественные исследователи и кинематографисты: Н. Агаджанова, Я. Алистер, К. Габбард, В.Л. Гинзбург, Л. Я. Дорфман, М. В. Зубакин, К. С. Карчевская, В. А. Колотаев, В. В. Константинов, З.Кракауэр, А. Менегетти, А.Н. Митта, Р. В. Осин, Д. Узнадзе, С. Г. Улыбина, Д. Харрис, К. Хоук, и многие другие.

Начиная с 20 – х годов прошлого века в отечественной психологии уже существовали различные психологические теории, которые позволяли ответить на ряд вопросов. К примеру, Д. Узнадзе (1938) занимался исследованием по психологии «установки», которые объясняли очень много, особенно механизм восприятия кино. В свою очередь, Л. С. Выготский смог дать достаточно полный анализ эстетической реакции поведения человека (переживание). Он привнес существенную ценность скрытому, то есть внутреннему процессу восприятия, который связан с фантазией, доказывая, что эмоция проявляется «не столько в мимике, пантомимике, а также секреционных и соматических реакциях, организма человека», сколько посредством фантазии. Н.Агаджанова описала главные аспекты сторон восприятия и указывает на знания, которые были получены до опытных и традиционных рефлексий. В свою очередь эти знания определяли отношения к фильму, что Д. Узнадзе и называет «установкой» (Л. С. Выготский, 1968) [2].

В современном мире существуют общепринятые определенные факты психологического влияния кино: умение воздействовать на Я – образы кинозрителя (при помощи отождествления зрителя с актером), влияние на психические состояния (через сопереживание персонажу, который попадает в разнообразные житейские ситуации). В исследованиях таких кинематографистов как В.Л. Гинзбурга (1974), А.Н. Митты (2007) и Д. Харриса (2001) устанавливается факт воздействия на зрителя при помощи социальных установок и стереотипов. Как показывают исследования, понимание основных механизмов воздействия кино, в последнее время осуществляются в психологии как на прикладном, так и на теоретическом уровнях (В. А. Колотаев, С. Г. Улыбина (2011); В. В. Константинов, Р. В. Осин (2013). Изучением наличия в кино воздействия и других психологических механизмов, в частности близко связанных со специфичностью монтажа кинокадров, которые «передают кинозрителю метод: “матрицу” психологического включения в проецируемую фильмом ситуацию», занимается М. Яновский (2014) [3].

Рассмотренные исследования изучают влияние кинофильмов на Я – концепцию и Я – Образ подростков. Но мало изучено воздействие киноискусства на эмоциональную сферу. Таким образом тема нашего исследования является актуальной.

Нами было проведено экспериментальное исследование по выявлению влияния киноискусства на эмоциональную сферу подростков, которое проходило на базе МБОУ СШ №7 г. Майкопа. В эксперименте принимали участие 50 респондентов, обучающихся в девятых классах. Из них 27 девушек и 23 юноши.

Для обучающихся нами была предложена анкета «Кинематографические предпочтения» Е.С. Ильина, а также модифицированная анкета И. А. Морена.

Целью эмпирического исследования являлось выявление влияния киноискусства на эмоциональную сферу подростков.

Объект исследования: эмоциональная сфера подростков.

Предмет исследования: влияние разных жанров киноискусства на эмоциональную сферу подростков.

Задачи:

выявить кинематографические предпочтения подростков:

определить, как влияют разные жанры киноискусство на эмоциональную сферу подростков.

Метод анкетирования является средством для получения первичной социально-психологической информации. Именно поэтому мы выбрали анкету «Кинематографические предпочтения» Е.С. Ильина для того, чтобы определить какие кинематографические предпочтения у подростков, обучающихся в общеобразовательной школе №7 г. Майкопа.

Анализ результатов анкеты показал следующее:

Гистограмма 1

наиболее предпочтительными жанрами у юношей являются: приключение, фантастика и триллер; наименее предпочтительные – мелодрама, драма, биографический;

наиболее предпочтительными жанрами у девушек являются: приключение, фантастика и ужасы; наименее предпочтительные – детектив, исторический, биографический.

Для выявления влияния кинофильмов на эмоциональную сферу подростков была использована модифицированная анкета И. А. Морева. Данная анкета позволяет узнать мнение подростков о влиянии кинофильмов на современное общество.

По итогам опроса мы получили следующие результаты.

Гистограмма 2

По результатам исследования, было выявлено, что 50 % юношей и 69% девушек, считают, что кино влияет на современное общество. В своих ответах респонденты указали, как положительное так отрицательное влияние кинофильмов.

Был задан такой вопрос: какое отрицательное влияние оказывает фильм на человека? Были получены следующие данные:

40 % респондентов считают, что кино может развивать у зрителей склонность к насилию;

30 % считают, что кино может подталкивать людей к употреблению алкоголя, табакокурения, и наркотиков;

15 % посчитали, что просмотр определенных кинофильмов может способствовать деградации подрастающего поколения;

10 % ответили, что у зрителей может появиться склонность к асоциальному поведению, что может привести к нарушению закона (поджигание, кража, убийство и так далее);

5 % дали другие ответы (изменение взглядов на жизнь, уход от реальности, смена ценностных ориентаций и так далее).

Таким образом большинство подростков считают, что просмотр определенных жанров кинофильмов оказывает отрицательное влияние на эмоциональную сферу человека. Это воздействие может способствовать развитию насилия в отношении к себе (то есть, причинять себе вред, моральный или же физический), а также причинять вред окружающим людям, совершая преступления различного характера. Респонденты, которые посчитали, что кино может подталкивать людей к употреблению алкоголя, табакокурения, и наркотиков, аргументировали свои ответы тем, что в некоторых фильмах это пропагандируется и считается нормой.

Ответы на вопрос: «Чувствовали ли вы влияние различных жанров фильмов на эмоциональное состояние?» продемонстрировали следующее:

Гистограмма 3

Анализируя полученные данные, можно отметить, что сильные эмоции вызвали у девушек следующие фильмы: «Я – начало»; «Дневник памяти»; «Сумерки»; «Аннигиляция»; «Мстители»; «Один дома» и так далее.

По итогам проведенного исследования, мы выявили мнение подростков по отношению влияния кинофильмов на эмоциональную сферу человека. Большинство респондентов посчитали, что кино оказывает негативное воздействие на общество в целом. Данная проблема может стать источником для дальнейших исследований, так как необходимо разработать рекомендации для родителей, педагогов и подростов, а также программы и профилактические мероприятия для предотвращения отрицательного влияния некоторых жанров кинофильмов на эмоциональную и поведенческую сферы.

Список литературы.

Влияние киноискусства на психическое состояние человека / Грошева Л.Н., Белобрагин В.В.// Изд. МГОУ.— 2016. — С. 3-4.

Дмитриева В.А. Киноискусство. Психология восприятия. Учебно-методические пособия. Изд.: Изд. СПб гос. универс.—2016. — 44 с. ISBN: 978-5-288-05680-2.

Яновский М.B. Проблема изучения кинематографа в психологии / М.В. Яновский // Психологический журнал, 2010 – Т. 31, №5. С. 78–88.

Просмотров работы: 1833