ИССЛЕДОВАНИЕ СЕЛФИ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕЛФИ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Дробитько Я.Д. 1
1ФГБОУ ВО "Адыгейский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время является популярным фотографирование самого себя на мобильные устройства: телефон, смартфон, планшет и т.д. Такой вид фотографии называется селфи. С английского языка «self» в дословном переводе означает «сам», «себя». Это разновидность автопортрета, который создается с помощью фотокамеры или фотоаппарата. Отличительной особенностью селфи является ракурс, отражающий под углом голову человека, который достигается благодаря вытянутой руке [3, с. 328]. Первые селфи делали с использованием отражающих поверхностей и зеркал. Термин приобрел значительную популярность в начале 2000-2010-х годов, когда создатели портативных телефонов запустили в массовое использование мобильные устройства со встроенной функцией фотоаппарата, они легко помещались в кармане.

Е.П. Пчелкина отмечает, что современные дети уже рождаются с развитой способностью пользоваться различными электронными устройствами, легко и непринужденно ориентируются в сети Интернет. Зависимость от Интернета появилась достаточно давно, в отличие от селфи-зависимости. Они тесным образом взаимосвязаны и находятся в стадии активного массового распространения [5].

Сегодня многие отечественные специалисты (Д.Л. Демидов, А.Р. Дроздикова-Зарипова, А.С. Максимов, Г.Р. Шарипова и др.) бьют тревогу и называют «селфи – увлечение» зависимостью, трактуют его как личностное отклонение. Так Американская психиатрическая ассоциация в 2015 году включила селфи-зависимость в перечень психических расстройств. Уровень селфи-зависимости в России достиг критического уровня, что провоцирует в ближайшем будущем включение данного вида отклонения в перечень отклонений уже и в России.

В процессе изучения данного вопроса возникают несоответствия и неточности в его характерологическом описании, что связано с недостаточной разработанностью научного обоснования феномена «селфи-зависимости». А.С. Максимов полагает, что трактовать селфи-зависимость следует как разновидность аддиктивного поведения. Под аддикцией автор понимает осознанное избегание человеком реальности с помощью химических средств, определенных видов деятельности или устройств. Аддиктивное поведение несет в себе стремление реализовать потребность «огородиться», избежать реальных событий и ситуаций, происходящих в повседневной жизни, через искусственное изменение состояния своего сознания. Аддиктивное поведение может быть как приемлемо социумом, так и опасным для него. К приемлемым формам относятся: увлечение духовными практиками, использование медитативных техник, трудоголизм, творчество, экстремальные виды спорта. Социально опасные формы представлены табакокурением, употреблением алкоголя, наркоманией, игроманией, зависимостью от еды (ожирение, булимия и пр.), интернета, селфи-зависимость и др.[4].

Подростковый возраст является сензитивным периодом для появления данной аддикции у школьников. Нервная система подростка отличается гибкостью и мобильностью, легко подвергается воздействию и изменению, что ведет к трансформации сознания в целом. Это и определило наш интерес к изучению такого распространённого феномена как «селфи-зависимость» в подростковой среде.

Д.Л. Демидов утверждает, что селфи-зависимость относится к поведенческому нарушению, не имеет в своем основании химического воздействия, отличается постоянным стремлением фотографировать самого себя на камеру, а также является ярким проявлением нарциссизма и несогласованности структурных компонентов «Я-концепции» [1].

По мнению Г.Р. Шариповой, для осуществления профилактики селфи-зависимости среди подростков будет логичным формирование антизависимой (антиаддиктивной) установки, отработка навыков свободного поведения от потребности фотографировать себя на мобильное устройство. Работа в данном направлении включает в себя следующие компоненты:

когнитивный – совокупность специальных знаний о причинах возникновения и особенностях проявления чрезмерного увлечения селфи, признаках сформированной зависимости от фотографирования себя, разоблачении мифа о положительных сторонах селфи, возможных способах и приемах селфи-зависимости, формах ее профилактики;

эмоциональный – состоит из упражнений и техник, ориентированных на снижение уровня личностной тревожности, страхов самовыражения и несоответствия ожиданиям значимых взрослых, повышение настроения и общего самочувствия социально приемлемыми и доступными методами;

мотивационный – нацелен на формирование у подростка потребности в саморазвитии и совершенствовании;

ценностный – базируется на интеграции мировоззренческих взглядов и ценностей, которые личность получает путем обобщения уже имеющегося опыта взрослого поколения и полученного в среде сверстников;

отношенческий – направлен на развитие умения успешно взаимодействовать с окружающими людьми, выбирать конструктивные формы разрешения конфликтных ситуаций;

эмпатический – базируется на становлении чувства взаимного уважения, принятии как себя, так и других, одобрении и интересе к личностным особенностям окружающих;

деятельностно-рефлексивный компонент строится на самоанализе личностного развития, стабильности самооценки, уверенности в себе, социальной адаптации, саморегуляции и способности контролировать собственное поведение и его проявления, своевременно предупреждать возникающие аддикции, а также умении аргументировать свою точку зрения [2].

Нами было организовано исследование уровня развития «селфи-зависимости» подростков с помощью теста с аналогичным названием, который разработали А.Р. Дроздикова-Зарипова и Г.Р. Шарипова [2]. Эмпирической базой явилась МБОУ «Средняя школа №7» г. Майкопа, Республики Адыгея. В качестве респондентов выступили обучающиеся 8 класса в количестве 34 человек. По результатам диагностики получены следующие данные: высокий уровень зафиксирован у 9 подростков, что составляет 27% от общего числа учеников в классе; 13 человек имеют средний уровень селфи-зависимости – 38%; 12 респондентов обладают низким уровнем – 35%. Таким образом, две трети опрошенных подростков имеют тот или иной уровень селфи-зависимости.

Анализируя ответы подростков, мы отметили, что все учащиеся с высоким и средним уровнем селфи-зависимости делают от 320 до 400 снимков в день и выкладываются максимум одно-два фото в различных приложениях и социальных сетях Интернета.

Далее мы продолжили диагностику подростков более углубленно с целью определения антиаддиктивной установки и поведенческих особенностей фотографирования себя. Респонденты в достаточной степени ориентируются в данной проблеме. Все обучающиеся знакомы с рассматриваемым понятием, называют его признаки, перечисляют ключевые черты, констатируют у себя и своих одноклассников наличие данного феномена, осознают его негативное влияние (большие временные и энергетические затраты на выбор ракурса, фона и редактирование фото и т.д.).

Ценности, которые выделяют подростки по результатам методики, можно разделить на несколько групп: терминальные (материальное благополучие, активный образ жизни, здоровье); инструментальные (образованность, аккуратность, упорство, усидчивость, смелость); личностные (профессионализм, успешность, самостоятельность, рациональность). 76% (26 человек) подростков имеют высокий и средний уровень проявления потребности в одобрении среди не только значимых взрослых, сверстников, но и посторонних, незнакомых людей.

Более 50% респондентов испытывают эмоциональный дискомфорт. Наиболее распространённым фактором высокого уровня тревожности подростков является страх не соответствовать ожиданиям окружающих (59%) и низкая сопротивляемость стрессовым состояниям (62%). Уважение к самому себе возрастает в ситуации успеха у 19 испытуемых (56%) и снижается при неудачах у 26 учащихся, что составляет 76%. Такие показатели как адаптивность, стремление к лидерству, интернальность находятся в нормативных границах.

Следующий этап нашей работы будет посвящен разработке и апробации программы профилактики селфи-зависимости у подростков. Ее ключевая цель – актуализация личностного развития обучающихся подросткового возраста через отработку навыков саморегуляции, самоконтроля и самоанализа. В качестве основополагающих задач программы выделяются: расширение знаний подростков о негативном влиянии селфи-зависимости; формирование в подростковой среде социально одобряемых жизненных установок, системы ценностей; развитие волевых качеств личности, адекватного уровня самооценки и уверенности, коммуникативных навыков и культуры общения.

Таким образом, селфи-зависимость подростков является острой проблемой на современном этапе развития общества, отличается негативными последствиями и требует к себе особого внимания со стороны практической психологии и педагогики.

Список литературы

Демидов Д.Л. Двойственная природа социально-психологического феномена селфи: контент-анализ анкетирования // ИСОМ. 2015.

Дроздикова-Зарипова А.Р., Шарипова, Г.Р. Профилактика селфи-зависимости у младших подростков // URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016023613

Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2010.

Максимов А.С. Диагностика влияния рисков интернет-пространства при использовании школьниками старшего подросткового возраста гаджетов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. №1 (31).

Пчелкина Е.П. Индикаторы и последствия институционализации феномена селфи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №11-1.

Просмотров работы: 121