В наши дни наряду с отбором и спортивной ориентацией возрастает необходимость в теоретическом анализе и обобщении материалов многочисленных исследований, создании научно обоснованных программ отбора талантливых спортсменов на всех этапах многолетней подготовки. Для того чтобы целенаправленно разработать «золотую жилу» талантов, необходима научно обоснованная система спортивного отбора. Она позволит определить единственно верное направление совершенствования мастерства каждого юного спортсмена [1, С. 5].
При этом понятия «отбор» и «ориентация» трактуются по-разному. Наиболее распространенными являются следующие определения.
Спортивный отбор – это система организационно-методических мероприятий, включающих педагогические, психологические, социологические и медико-биологические методы исследования, на основании которых выявляются способности детей, подростков и юношей для специализации в определённом виде спорта или в группе видов спорта. Спортивная ориентация – это система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта [1, С.4].
Однако встречаются и другие определения, зачастую диаметрально противоположные представленным выше. Например, по мнению В. К. Бальсевича, есть принципиальное отличие отбора от ориентации. При отборе выбирают людей, наиболее подходящих к виду спорта, а при ориентации – вид спорта, наиболее подходящий способностям, задаткам и интересам ребенка. То есть ориентация более гуманна, в ней решается вопрос «спорт для человека», а не «человек для спорта» [2, С. 16].
В легкой атлетике применяется 4-этапная система отбора. На первом этапе отбираются дети 6-10 лет для предварительной (не связанной с конкретным видом легкой атлетикой) спортивной подготовки. Целью этапа является физическое развитие и физическая подготовленность, формирования интереса к занятиям спортом. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы. Данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные. В конце первого этапа проводятся контрольные испытания и тесты, в результате которых отбираются учащиеся для занятий в спортивных летних лагерях под руководством тренеров, которые продолжают выявлять способности детей и подростков. Так же нужно обращать внимание не только на навыки и умения, но и на задатки ребенка. Такой подход соответствует классическому подходу к первому этапу отбора.
В литературе на первичном этапе отбора обнаружены такие проблемы как:
– выраженная специализация высококвалифицированных тренеров исключительно на работе со спортсменами высокой квалификации, что исключает их участие в проведении первичного отбора и начальной подготовке юных спортсменов;
– поверхностный анализ физического развития, антропометрических данных, анализ характеристик родителей занимающихся;
– отсутствие материальной базы для проведения лабораторных и инструментальных методов отбора, предлагаемых учеными;
– отсутствие диагностики биологического возраста занимающихся [3, С. 68].
Однако мы считаем, что следует обратить внимание на формирование мотивации у детей в столь юном возрасте. Именно во время первичного этапа отбора начинающий спортсмен подвержен отговоркам со стороны сверстников, быстрой сменой интересов, монотонностью тренировок, неусидчивостью и страхом неудач. Задача тренера состоит в том, чтобы заинтересовать ребёнка в спортивной деятельности, выявить его способности, пригодность к физическому совершенствованию.
Список литературы
Волков В. М. Спортивный отбор / В. М. Волков, В. П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 176 с.
Семёнова Г. И. Спортивная ориентация и отбор для занятий различными видами спорта: учебное пособие / Г. И. Семёнова. – Екатеринбург: УрФУ, 2015. – 104 с.
Фатьянов И. А.Проблема отбора перспективных спортсменов для занятий легкой атлетикой на начальных этапах многолетней подготовки / И. А. Фатьянов, Е. Ю. Барабанкина // Физическое воспитание и спортивная тренировка, №4, 2016. – 162 с.