К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «НЕГАТИВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «НЕГАТИВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Семенова И.Л. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема психических состояний до сих пор имеет статус не до конца изученной. Н.Д. Левитов дал следующее определение психическим состояниям: это «целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и свойств личности» [2]. То есть, по мнению Н.Д. Левитова, психическое состояние – это целая система, она включает в себя такие составляющие, как внешний мир (предметы и явления действительности), внутреннее состояние человека и его психологический портрет.

Изучением структуры, функций и динамики психических состояний занимались такие исследователи, как Н.Д. Левитов, Ю.Е. Сосновикова, А.Н. Леонов, Л.Г. Дикой, Е.П. Ильин и др. Исследования, связанные с психическими состояниями в учебных ситуациях, проводились А.О. Прохоровым.

Что же такое функциональное психическое состояние? Функциональное состояние — это относительно устойчивая структура актуализируемых субъектом средств деятельности в конкретной ситуации, которая отражает специфику сложившихся на текущий момент времени механизмов регуляции деятельности и определяет эффективность решения трудовых задач [1]. Следовательно, можно прийти к следующему заключению: функциональное психическое состояние – это некое внутреннее состояние человека, которое является отражением таких взаимосвязанных между собой компонентов, как предметы и явления действительности, предшествующее состояние человека и его психические и психологические особенности как личности. Все эти особенности, как мы уже сказали, переплетаются между собой, тем самым, создавая единую картину внутреннего психического состояния человека, что непосредственно будет очень ярко отражаться на его внешней деятельности, будь то работа или учёба (что характерно для школьников).

Функциональные психические состояния могут быть личностными или ситуативными, глубокими или поверхностными, положительными или отрицательными, продолжительными или кратковременными, более или менее осознанными, установившимися или переходными, разными по динамике.

Наша задача – это выявления и коррекция негативных функциональных психических состояний, которые испытывают ученики в учебной деятельности.

Какие же негативные функциональные состояния в учебной деятельности могут испытывать школьники? Чаще всего в образовательном процессе дети могут испытывать апатию, сонливость, усталость, скуку, лень, волнение и другие. Наверное, нет ни одного ученика, которому были бы незнакомы данные состояния. Все эти негативные функциональные состояния вызывают стресс. Стресс – это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Он может негативно повлиять на психическое здоровье ребёнка, даже затормозить развитие, вызвать переутомление или развитие психических расстройств, например, невроза. Также частое и длительное пребывание ребёнка в стрессовом состоянии может ухудшить и его общее здоровье [3]. Поэтому обязательно нужно проводить профилактические занятия в школе по снижению стресса у учеников. И важно вовремя диагностировать негативные последствия, которые оставило отпечаток на психике ребёнка данное состояние.

Чтобы помочь ребёнку избавиться от негативных функциональных психических состояний, обязательно проводится психолого-педагогическая коррекция школьным педагогом-психологом. Психолого-педагогическая коррекция – это комплекс учебно-воспитательных мер, которые направлены на преодоление у детей отклонений, связанных с психическими процессами: познавательными, эмоциональными и волевыми.

Проблему негативных функциональных психических состояний у школьников в учебной деятельности, пожалуй, можно поставить на первое место по актуальности в современном образовательном процессе. Большие классы, увеличение объёма изучаемой информации, злоупотребление информационными системами, проблемы в социальной среде класса, межличностные отношения между учениками и учителем (конфликты), нехватка педагогов-психологов в школе – всё это, и не только, отражается на психическом состоянии учеников, стоит ещё учитывать, что школа является «вторым домом» для детей, так как они проводят в ней очень много времени. Поэтому очень важно следить за психическим состоянием учеников, проводить профилактику и коррекционные занятия, которые помогут ученикам оставаться спокойными, здоровыми и, самое главное, устойчивыми к данным негативным состояниям.

Список литературы

Большой психологический словарь. / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В.– Олма-пресс, 2004.

Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. / Н.Д. Левитов. – Москва: Издательство Просвещение. 1964. – 343 с.

Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979. – 385 с.

Просмотров работы: 13