Роль и место культуры Таджикистана в мировой культуре - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Роль и место культуры Таджикистана в мировой культуре

Асоев С.Х. 1, Постников С.В. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Таджикистан (тадж. Тоҹикистон, перс. تاجیکستان‎), официально Республика Таджикистан (тадж. Ҹумҳурии Тоҹикистон / перс. جمهوری تاجیکستان‎) – государство в Центральной Азии, бывшая Таджикская Советская Социалистическая Республика в составе СССР.

Таджикистан расположен в предгорьях Памира и не имеет выхода к морю. Это наименьшее по площади государство Средней Азии. Граничит с Узбекистаном на западе и северо-западе, с Кыргызстаном на севере, с Китаем на востоке, с Афганистаном – на юге. Столица – город Душанбе.

Таджикистан – единственное ираноязычное государство в бывшей советской Средней Азии. Большинство населения Таджикистана исповедует ислам суннитского толка.

Таджикистан богат природными ресурсами, но так как 94,1 % территории республики занимают горы, их добыча затруднена слаборазвитой инфраструктурой. Таджикистан расположен вдали от основных евразийских транспортных потоков.

Название «Таджикистан» происходит от самоназвания таджиков и суффикса «-истан / -стан». Название появилось в 1924 г. в результате национально-территориального размежевания Средней Азии и создания Таджикской АССР в составе Узбекской ССР (в 1929–1991 гг. – Таджикская ССР).

Предки таджиков называли свою страну «Aryānam Vaeja». Название происходит от древнеиранского «aryanam» и авест. «airyanam» (на среднеперсидском – «Erān», на таджикском – «Эрон») и означает «Страна Ариев». Предполагается, что в эпоху Ахеменидов (550–327 годы до н.э.) понятие «Aryānam Vaeja» трансформировалось в «Aryānam Xšaθram» – «Государство Ариев». Арийские племена (арьи) – Ариец (арья) – от авестийского слова «aria» и иранского «ariya» означает «благородный», «чистый» – название древних индоиранских племён, которые в начале II тысячелетия до н.э. отделились от индоевропейских племён и переселились в Центральную Азию («Айиряна Ваэджа» (авест.) – арийский простор, страна). В конце II тыс. до н.э. часть индоиранских племён переселилась в земли современного Ирана и Северной Индии. В исторических источниках арийцы (арьи) «aria» упоминаются как предки народов государств Ариана, Туран, Древняя Бактрия, Согд, Хорезм, Персия, Мидия и Хорасан.

Со времен Ахеменидов название Иран (на таджикском – «Эрон») закрепилось за государствами западно-иранских народов, создавших мощные централизованные империи. Erānšahr (Эроншаҳр) происходит от авестийского «Airyānam Xšaθram». Авестийский дифтонг «ai» трансформировался в среднеперсидский «е». Восточно-иранские народы, непосредственные предки таджиков, назвали свою землю Туран (на таджикском – «Турон»). Страна восточно-иранских народов – Туран – была политически раздроблена на четыре отдельных государства: Согд, Бактрия, Хорезм, Маргиана. Предками таджиков были также кочевые племена саков.

Условной границей между Ираном и Тураном в древние времена была сначала Сырдарья, а в более поздние времена – Амударья.

Первые государственные образования, существовавшие на территории современного Таджикистана – Бактрия и Согдиана, появившиеся ещё до начала нашей эры.

В последствии территория таджиков вошла в состав государства Саманидов. Саманиды (перс. سامانیان‎) – династия, правившая в Средней Азии и Иране в 819–999 гг.

Название получила от имени Саман-худата из селения Саман близ Балха. За помощь, оказанную при подавлении антиарабского восстания Рафи ибн Лейса (806–810), сыновья и внуки Самана получили в 872 г. в управление все наиболее важные области Мавераннахра. В 892 г. Исмаил Самани становится основателем (эмиром) Саманидского государства, объединив некоторые части Мавераннахра и Хорасана (Среднюю Азию и Афганистан) в единое централизованное государство.

Впоследствии Саманидским эмирам подчинялся и Хорасан, подконтрольный Аббасидскому халифату. Вскоре Саманидам удалось установить полную независимость от Багдада (875–999). Государство Саманидов перестало существовать в 999/1005 годах в результате нашествия тюркоязычных племен Караханидского и Газневидского государств.

Гуридский султанат (879–1215, перс. سلسله غوریان‎; тадж. Ғуриён, Шансабониён) – средневековое таджикское государство существовавшее на территории современного Афганистана, Ирана, Пакистана, Таджикистана и Индии с 1148 по 1206 г. Правящая династия – Гуриды, происходившие из рода Сури, от имени Сури ибн Мухаммада, первого вождя племени Гур в местности Мандеш. Центром государства была область Гур (отсюда название). Столицами были города Фирузкух и Газни. Основателем могущества династии является Изз уд-Дин Хусайн ибн Саам, мир хаджиб двора Газневидов. После завоевания Гура Махмудом Гезнавидом в 1011 г., династия Гуридов перешла из буддизма в суннитский ислам. Абу Али ибн Мухаммад (царствовал в 1011–1035) был первым мусульманским правителем династии Гуридов, который строил мечети и исламские школы в Гуре. Династия свергла государство Газнавидов в 1186 г., когда Султан Музиз ад-Дин Мухаммад из Гура завоевал последнюю столицу Газнавидов Лахора. Империя Гуридов охватывала Хорасан на западе и достигла северной Индии до Бенгалии на востоке.

Государство Картидов (1244–1381). Картиды – средневековая династия таджикского происхождения, правившая на территории Хорасана в XIII–XIV вв. Картиды изначально были подвластны султану династии Гуридов Гийас уд-Дина Мухаммада, а затем стали вассалами Монгольской империи. При распаде государства Хулагуидов в 1335 г. правитель Картидов Муиз уд-Дин Хусайн ибн Гийас пытался расширить свои владения. Смерть Хусайна в 1370 г. и вторжение войск Тамерлана в 1381 г. поставили крест на амбициях Картидов.

В XV–XIX вв. государственности у таджиков не было.

В 1924 г. в результате национально-территориального размежевания в Средней Азии на территории Таджикистана была образована Таджикская АССР в составе Узбекской ССР. Город Душанбе стал её столицей. Душанбе образовался в 1924 г. в результате слияния трёх селений: Сари-Осиё, Шохмансур и Душанбе.

16 октября 1929 г. была образована Таджикская ССР, которая 5 декабря того же года вошла в состав СССР на правах союзной республики. Инициатором преобразования автономной республики в союзную был таджикский партийно-государственный деятель Шириншо Шотемор.

В 1930-е гг. и во время Великой Отечественной войны в стране проводилась плановая индустриализация, которая сопровождалась перестройкой национальной экономики и притоком квалифицированной рабочей силы из РСФСР и других республик СССР.

С 1937 по 1946 г. председателем Совета министров Таджикской ССР был М.К. Курбанов.

С 1946 по 1956 г. 1-м секретарём ЦК КП Таджикской ССР был политик и учёный-историк Б. Гафуров.

В сер. 1950-х гг. верх в руководстве Таджикской ССР взяли выходцы из Ленинабада, что имело свои последствия (все последующие руководители ЦК КП ТССР Ульджабаев, Расулов, Набиев, Махкамов были родом или работали ранее в Ленинабадской области). Для 1970-х и 1980-х гг. был также характерен кадровый застой.

Главной специализацией Таджикской ССР была хлопковая промышленность. Между тем, в 1960–1970-е гг. были созданы новые отрасли экономики – машиностроительная, текстильная, электротехническая, химическая промышленность, а также гидроэнергетика.

В 1991 г. Таджикская ССР в результате распада СССР стала независимым государством Таджикистан.

9 сентября 1991 г. – принятие на сессии Верховного Совета РТ Заявления и Постановления «О государственной независимости Республики Таджикистан». 9 сентября объявлен в республике как праздник День независимости Республики Таджикистан.

25 декабря 1991 г. – вступление в Содружество Независимых Государств.

26 февраля 1992 г. – в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

2 марта 1992 г. – в состав государств – членов Организации Объединённых Наций (ООН).

1 декабря 1993 г. – в состав государств – членов Организации Исламская Конференция (ОИК).

5 мая 1992 – 27 июня 1997 гг. – годы гражданской войны. Ущерб, нанесенный народному хозяйству республики в годы войны, составил более 10 млрд долларов.

В мае 1992 г. после попытки переворота в Душанбе, которую предприняли сторонники национально-демократической оппозиции, представители оппозиции были введены в «Правительство национального примирения». Противостояние между бывшей коммунистической элитой и национально-демократическими и исламскими силами перешло из политической сферы в этнически-клановую. В июне 1992 г. в южных районах Таджикистана вспыхнули вооружённые столкновения между сторонниками и противниками Рахмона Набиева. Так в стране началась гражданская война. 31 августа сторонники оппозиции захватили резиденцию президента и заложников (Президент Рахмон Набиев скрылся в здании Комитета национальной безопасности). 7 сентября 1992 г. в аэропорту г. Душанбе Р. Набиев под давлением вооруженной оппозиции был смещен с поста Президента РТ. В этот период сторонниками правительства РТ был создан Народный фронт Таджикистана (военно-политическая организация), провозгласившая своей целью восстановление «конституционного порядка». 27 сентября 1992 г. Народный фронт занял захваченный ранее исламистами Курган-Тюбе, а затем прилегающий к нему регион. Некоторую ограниченную политическую поддержку Народный фронт получил со стороны Узбекистана. Наступил паралич власти в центре и на местах. Правительство «народного согласия», созданное ещё в мае 1992 г., не контролировало республику.

24 октября 1992 г. – первая попытка занять Душанбе вооруженными формированиями Народного фронта закончилось неудачей, в городе погибли и были ранены сотни человек. Потерпев неудачу, они взорвали единственную железную дорогу, соединяющую главную магистраль с центральными районами страны, в Душанбе и в районах восточного региона нависла угроза голода.

Осенью 1992 г. многие жители юга Таджикистана, спасаясь от войны, стали переходить афганскую границу, и в более спокойные регионы Таджикистана и республики СНГ. По оценкам ООН ок. 1 млн жителей стали вынужденными переселенцами и более 200 тыс. беженцами, в т.ч. более 60 тыс. перешли границу Афганистана.

16 ноября – 2 декабря 1992 г. состоялась XVI сессия Шурои Оли (Верховного совета) Республики Таджикистан в г. Ходженте, на котором Рахмон Набиев ушёл в отставку с поста Президента РТ, 19 ноября 1992 г. Председателем Шурои Оли Республики Таджикистан (фактически главой республики) был избран Эмомали Рахмон. В декабре 1992 г., после решений XVI сессии Верховного совета РТ о прекращении вооруженного противостояния, отряды Народного фронта без боя заняли столицу. Однако демоисламистские силы неожиданно получили мощную политическую поддержку в лице Запада, мусульманских стран, ООН и вновь начали военные действия против Правительства РТ.

6 ноября 1994 г. – принятие Конституции (основного закона) Республики Таджикистан по результатам всенародного референдума (26 сентября 1999 г. и 22 июня 2003 г. – внесение изменений и дополнений в действующую Конституцию РТ). Новый парламент (Шурои оли Республики Таджикистан) объявил 6 ноября государственным праздником День Конституции Республики Таджикистан.

6 ноября 1994 г. – избрание Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова. (1999 и 2006 гг. – повторное переизбрание).

27 июня 1997 г. – подписание «Общего соглашения о мире и национального согласия в Таджикистане» в г. Москве со стороны Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова и руководителя объединённой таджикской оппозиции (ОТО) Саида Абдулло Нури. Заключительное соглашение было подписано после 8 раундов переговоров между правительством РТ и ОТО (1994–1997). 27 июня объявлен в республике государственным праздником День национального единства.

4 июня 1997 – 1 апреля 2000 гг. – работа Комиссии по национальному примирению в составе 26 членов (13 членов – от правительства РТ и 13 членов – от бывшей оппозиции). КОМ осуществила реализацию в жизнь документов «Общего соглашения о мире и национального согласия в Таджикистане» от 27 июня 1997 г.

3–10 ноября 1998 г. – антиправительственный мятеж бывшего полковника спецбригады МО РТ Худойбердыева в Ходженте и Согдийской области, который закончился разгромом мятежников.

27 февраля 2000 г. – выборы депутатов в Маджлиси Намояндагон (1 депутатов), 23 марта 2000 г. – в Маджлиси Милли (33 депутатов) Маджлиси Оли Республики Таджикистан – создание профессионального парламента в республике.

30 ноября 2000 г. – введение национальной валюты – «сомони» в Республике Таджикистан.

10 октября 2000 г. – подписание Таджикистаном Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), вступление в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) (15 июня 2001) и в Организацию Договора о коллективной безопасности (14 мая 2002).

2005–2009 гг. – строительство и ввод в эксплуатацию ГЭС Сангтуда-1 (мощность 670 МВт) совместно с Российской Федерацией.

2006–2009 гг. – строительство и ввод в эксплуатацию высоковольтной линии электропередач «Юг–Север» (ЛЭП-500) и «Хатлон–Челанзар» (ЛЭП-220). Они позволили соединить энергосистему южных и северных районов Таджикистана.

5 октября 2009 г. – принятие нового закона РТ «О государственном языке Республики Таджикистан». 5 октября объявлен в республике «Днём государственного языка».

2006–2010 гг. – строительство и ввод в эксплуатацию автомобильных дорог Душанбе-Худжанд-Чанак (Узбекистан), Душанбе-Джиргиталь-Сариташ (Киргизия), автомобильных тоннелей «Истиклол» на Анзобском перевале, Шаршар и Шахристан.

Они обеспечили круглогодичное автомобильное сообщение между северными и южными районами Таджикистана с выходом на Узбекистан и Кыргызстан.

6 января 2010 г. – начало распространения акций Рогунской ГЭС среди населения республики. Продолжение строительства Рогунской ГЭС общей мощностью 3600 МВт.

Сентябрь 2011 г. – строительство и ввод в эксплуатацию первого агрегата Сангтудинской ГЭС-2 (мощность 220 МВт, совместно с Ираном). Завершение строительства моста через р. Пяндж в Афганистан совместно с Фондом развития Агахана IV и реконструкция автомобильных дорог Душанбе-Худжанд-Чанак (Узбекистан), Душанбе-Джиргаталь-Сары-Таш (Кыргызстан) согласно инвестиционным проектам Таджикистана и КНР.

14 августа 2012 г. – Таджикистан присоединился к Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йоркская конвенция 1958 г.).

10 декабря 2012 г. – Таджикистан вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Сентябрь 2014 г. – запущен второй агрегат Сангтудинской ГЭС-2 мощностью 110 МВт. После полной сдачи в эксплуатацию Сангтудинская ГЭС-2 способна вырабатывать до 1 млрд кВт/ч электроэнергии, или 220 МВт.

Декабрь 2014 г. – в Дангаринском районе началось строительство самого крупного в Центральной Азии текстильного предприятия, первая очередь которого может переработать свыше 52 тыс. тонн хлопка-волокна. Предприятие строится согласно совместному инвестиционному проекту РТ и КНР.

29 сентября 2015 г. – Верховный суд РТ запретил деятельность ПИВТ на территории Таджикистана. До запрета ПИВТ была единственной легально действующей политической партией исламского толка на постсоветском пространстве.

18 октября 2015 г. – реконструирована автотрасса Айни-Пенджикент. Азиатский банк Развития предоставил 100 млн долларов США грант на реабилитацию этой дороги протяжённостью 113 км.

15 декабря 2015 г. – Азиатский банк развития приостановил финансирование трансафганской железной дороги, в котором участвовали Туркменистан-Афганистан-Таджикистан, в связи с низким уровнем безопасности в Афганистане и в недостаточности финансовых ресурсов для реализации афганского участка.

22 мая 2016 г. – состоялся Конституционный референдум в Таджикистане.

26 мая 2018 г. – Население Таджикистана достигло 9 млн человек.

Таджикистан участвует в нескольких крупных инвестиционных проектах совместно с Россией, КНР и Ираном.

Государственный строй Таджикистана определяется Конституцией, принятой 6 ноября 1994 г. Таджикистан – президентская республика.

С 1994 г. пост президента занимает Эмомали Рахмон, переизбранный на этот пост в 1999, 2006 и 2013 гг. До избрания президентом в 1994 г. он являлся членом Коммунистической партии. В связи с избранием его президентом, по договорённости с партийным руководством, его членство в партии было временно приостановлено.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент – Высшее Собрание Таджикистана (тадж. Маҹлиси Олии Ҹумҳурии Тоҹикистон).

На парламентских выборах в феврале 2000 г. победила НДПТ, набравшая 65% голосов, КПТ получила 20%, ПИВТ – 7,5%, остальные – 7,5%. Согласно официальным данным об итогах выборов в нижнюю палату парламента 27 февраля 2005 г. НДПТ получила 75% голосов, КПТ – 14%, ПИВТ – 9%, ДПТ – 1%, СДПТ – 0,5%, СПТ – 0,3%. Из 22 депутатских мест, занимаемых в Маджлиси намояндагон (Собрании представителей) по пропорциональной системе, 17 достались народным демократам, 3 – коммунистам, 2 – исламистам. В 35 одномандатных округах победили представители правящей партии, в одном коммунист и в двух – независимые кандидаты (самовыдвиженцы). Повторные выборы в 3-х округах 13 марта принесли победу кандидатам от правящей партии.

Политический режим при внешней демократичности остаётся по сути авторитарным. По мнению многих наблюдателей и международных правозащитных организаций, права граждан систематически нарушаются, отсутствует независимость суда, действуют жёсткие ограничения свободы выражения убеждений. Вмешательство государства в избирательный процесс наблюдалось во всех кампаниях по выбору президента и парламента. Хотя гражданская война в Таджикистане официально закончилась подписанием Общего соглашения об установлении мира и национального согласия между правительством и ОТО в июле 1997 г., запрет на деятельность партий, входящих в оппозицию, был снят лишь в августе 1999 г. Главным возмутителем спокойствия с нач. 2000-х гг. стала интернациональная по происхождению и идеологии партия «Хизб-ут-тахрир-аль-исламийя» (Партия исламского освобождения). Деятельность организации запрещена, сотни людей по подозрению в принадлежности к ней подвергались аресту, десятки функционеров осуждены на различные сроки заключения. Осуждены и отдельные руководители ПИВТ. 29 сентября 2015 г. – Верховный суд Республики Таджикистан запретил деятельность Партии исламского возрождения Таджикистана на территории страны. До запрета ПИВТ была единственной легально действующей политической партией исламского толка на постсоветском пространстве.

2 Культура Таджикистана и ее место в мировой культуре

Многие века жители равнин, оазисов речных долин и предгорий Таджикистана, а также горных районов, включая высокогорные долины Западного Памира, занимались орошаемым земледелием. В некоторых местностях на склонах гор, там, где выпадает больше осадков, существовало и богарное (неполивное) земледелие. Возделывали пшеницу, ячмень, рожь (на Западном Памире), просо, бобовые, огородные, бахчевые и другие культуры, а из технических - преимущественно хлопок. Традиционным занятием таджиков было садоводство и виноградарство. Занимались они и скотоводством: разводили овец и коз, крупный рогатый скот, а ваханцы и шугнанцы, как и соседние с ними киргизы Памира, – яков. Транспортными животными были лошади, яки и ослы. Давним, характерным для таджиков занятием было шелководство.

Основным земледельческим орудием служило пахотное деревянное орудие типа рала с железным наконечником. Им разрыхляли почву, не переворачивая пластов. Тягловой силой при пахоте были два вола. Разнообразные ручные земледельческие орудия: деревянные вилы, серпы, а также различные приспособления для переноски тяжестей (в т.ч. сепа, травы и снопов зерновых в горах), виды колесного транспорта на равнине – все это было хорошо приспособлено к местным природным условиям. Наиболее рациональные виды этих орудий местами используются в личном хозяйстве и теперь. Разнообразие способов орошения, особенно в высокогорных долинах, и технических приемов полива свидетельствует о давности и сравнительной интенсивности земледелия даже в этих суровых природных условиях.

Из традиционных народных ремесел таджики достигли наибольшего совершенства в изготовлении различных шелковых, хлопчатобумажных, шерстяных и суконных тканей. Определенные города славились производством того или иного вида ткани. Ткачеством занимались мужчины. Большим успехом пользовались изделия таджикских мастеров: гончаров, кузнецов, ювелиров, резчиков по дереву, алебастру, а также декоративная вышивка, в которой прослеживаются древние художественные традиции. Древние традиции проявились и в народном таджикском жилище, которое можно разделить на два типа: равнинный, отличавшийся большей архитектурной сложностью, и горный, более простой по конструкции. Равнинный тип был распространен к северу от Гиссарского хребта – в бассейне Зеравшана и в Ферганской долине. Такой дом строили на цоколе, на деревянном каркасе, обычно заложенном сырцовым кирпичом. Иногда стены клали из битой глины или из сырцового кирпича. Кровля была плоская, земляная, с обмазкой из глины. Вдоль фасада строили террасу. Под потолком делали узкие световые проемы, заменявшие окна. Характерной особенностью жилища был камин или надочажный колпак с дымоходом. В Гиссарской и Вахшской долинах жилище имело несколько иную конструкцию. Иногда оно было с двускатной крышей (часто без потолка) или с двускатным навесом над традиционной кровлей.

В южных, горных районах Таджикистана – в Каратегине и Дарвазе, на Западном Памире – был распространен горный тип жилища, встречающийся и в Закавказье. Аналогичные жилища распространены в афганском Бадахшане, Северо-Западной Индии, Северном Пакистане, Северо-Западном Китае (Синь-цзяи). Это жилище более массивно, больших размеров и рассчитано на многолюдные большие, или патриархальные, неразделенные семьи. Стены таких домов складывали из дикого камня, иногда из сырцового кирпича. Деревянная кровля имела особенность, наиболее ярко выраженную в домах памирских таджиков, – ступенчатый деревянный свод со светодымовым отверстием в центре. Кровля поддерживалась тремя-пятью опорными столбами, расположенными внутри дома. В плане это жилище было однокамерным. Вдоль двух продольных и торцовой (напротив входа) стен располагались нары, обмазанные глиной, с узким проходом между ними. В наши дни даже в отдаленных горных кишлаках жилища старой конструкции, без окон, обычно используют только как хозяйственные помещения. Современное жилище памирских таджиков сохраняет традиционную конструкцию только свода кровли и опорные столбы внутри дома, но вместе с тем значительно модернизировано: на пол и нары теперь настилают доски и красят их, делают большие окна, вместо очага пользуются разного вида печами, внутренние и наружные стены белят. Что же касается жилищ равнинного типа, то многие их традиционные черты довольно устойчиво сохраняются и в современном сельском доме.

В прошлом большие поселения и города имели сходную планировку. В центре возвышалась цитадель, окруженная глинобитными стенами. Вокруг этой наиболее древней части поселения располагалась более поздняя его часть с узкими улицами, на которые выходили глухие стены усадеб. За стеной с несколькими воротами находились предместья; здесь между усадьбами располагались пашни, огороды и сады. Старинные города (Ходжент, Ура-Тюбе, Исфара, Куляб, Курган-Тюбе и др.) были благоустроены и расширены. В них выросли новые кварталы с многоэтажными домами. Возникли новые города - Душанбе, Нурек, Хорог, Турсун-заде, Вахдат (быв. Кофорнихон / до Орджоникидзеабад) и др.

Кишлаки электрифицированы и радиофицированы, почти в каждом доме есть радио-приемник, телевизор, а во многих домах и телефон. Средствами массовой информации обеспечены и отдаленные районы Горно-Бадахшанской автономной области. В самых высокогорных кишлаках имеется электричество, радио.

Традиционный костюм таджиков в каждом районе имел свои особенности, но обладал и общими чертами. У мужчин он состоял из рубахи туникообразного покроя, широких штанов, распашного халата с поясом-платком, тюбетейки или чалмы и местной обуви: кожаных сапог на мягкой подошве и кожаных с заостренным носом галош (их носили отдельно, а иногда и вместе с мягкими сапожками - ичигами). У горных таджиков была деревянная обувь на трех шипах для хождения по горным тропам. Общими элементами традиционной одежды у женщин служили рубаха или платье туникообразного покроя, широкие шаровары с напуском у щиколотки, головной платок (в некоторых местностях – тюбетейка и платок), а у горожанок и равнинных таджичек также распашной халат и местная обувь. Этническая традиция и сейчас проявляется в одежде равнинных и горных таджичек. Вышитые платья горных таджичек, особенно в Дарвазе и Кулябе, представляют собой прекрасные образцы народного декоративного искусства. Горные таджики, особенно памирские, и мужчины и женщины, в холодное время года носят вязанные из цветной шерсти высокие (до колен и выше) носки с красивым геометрическим или растительным орнаментом.

В наши дни мужчины надевают главным образом современную, так называемую городскую, приобретаемую в магазинах или сшитую в ателье одежду: костюм или брюки с рубашкой, пуловер, свитер. Модны «водолазки», джинсы. В одежде молодежи преобладает спортивный стиль. Горожане часто носят традиционные тюбетейку и халат в сочетании с современным городским костюмом.

Современный женский национальный костюм сохраняет больше традиционных черт даже в городе. В него входит платье, часто уже не туникообразного покроя, а отрезное, на кокетке. Шьют его чаще всего из среднеазиатских видов шелка (такое платье с полным правом можно назвать общесреднеазиатским; оно широко распространено во всех среднеазиатских республиках, кроме Туркмении). Носят также шаровары (у девушек и молодых женщин - значительно выше щиколотки и более узкие), легкие косынки, платки, тюбетейки. Широко бытуют и элементы городского костюма: жакеты, вязаные шерстяные кофты, обувь фабричного изготовления или сшитая в обувном ателье. В зависимости от сезона носят плащи, пальто. В прошлом верхней одежды у горных таджичек вообще не было: считалось, что в холодное время года женщине не следует выходить из дому. Памирские таджички в крайнем случае, при необходимости выйти из дому зимой, надевали на себя два-три платья. В кишлаках современные городские женские костюмы, юбки носят редко. В городах их надевают в основном студентки и молодые женщины – служащие, представительницы интеллигенции. Из старинных видов женской одежды исчезла паранджа - сельские жительницы ее не носили и в прошлом, а в городской среде она была изжита уже в 1920-х гг. В предвоенные годы ее еще изредка надевали старые женщины. У памирских таджиков традиционный костюм тоже повсеместно заменяется современным общесреднеазиатским. В современной одежде памирцев немало таджикских элементов, однако они заимствуются не из традиционного, а из современного национального костюма таджиков. Такой же характер носят заимствования в области жилища, и в частности интерьера. Традиционная пища таджиков зависела не только от состоятельности семей, но и от характера хозяйства: состава и разнообразия возделываемых культур, видов разводимого скота. В горах, где преобладали посевы пшеницы и ячменя и жители занимались скотоводством, основной пищей были хлеб, лепешки, молочные продукты, сливочное масло, а в равнинных местностях кроме различных мучных изделий приготовляли множество блюд из риса, овощей, ели фрукты. Большинству крестьян-бедняков мясо как повседневная пища было недоступно, из него готовили только праздничные блюда. У таджиков, живущих на равнинах, блюда приготовлялись обычно на растительном (хлопковом) масле. Эта традиция сохраняется во многих семьях и сейчас.

В общественном быту сохранялись некоторые общинные обычаи: различные формы коллективной взаимопомощи и производственных артелей (например, женщины коллективно заготовляли молочные продукты на весенних пастбищах), общественные трапезы и увеселения в дни религиозных и народных праздников. Одним из таких праздников является Науруз - Новый год, приходившийся на день весеннего равноденствия; он совпадал во многих местах с праздником дня первой пахоты (проведения ритуальной первой борозды). Празднуется также день уборки урожая, весной были в обычае гулянья – сейли. Хотя у таджиков преобладали малые семьи, существовало и много, особенно в горных районах, семей неразделенных. Бытовала и полигамия: по мусульманскому закону (шариату) разрешалось иметь четырех жен одновременно, но это было доступно только богачам; человек со средним состоянием имел двух жен, а бедняки обычно одну. И в больших, неразделенных, и в малых, моногамных семьях господствовали патриархальные порядки. В семье и в обществе женщина занимала приниженное положение. У горных таджиков бытовал калым, т. е. выкуп за невесту.

В семейных обрядах таджиков сохранились региональные различия. Так, например, у таджиков северных районов, согласно древнему свадебному обряду, новобрачную перевозят в дом мужа после захода солнца, при свете факелов и трижды обводят вокруг костра, зажженного перед домом мужа. В Южном же Таджикистане с давних пор этот переезд происходит только днем. Лишь вдову или разведенную перевозят ночью. Преобразование социальных отношений, приобщение таджиков к передовой социалистической культуре резко изменили и их семейный быт. В наши дни женщина раскрепощена и занимает равноправное с мужчиной положение на производстве, в общественной жизни и в семье. Браки заключаются теперь в подавляющем большинстве по взаимной любви. Растет число национально-смешанных браков, хотя преобладают однонациональные. У некоторой части таджиков в семейной жизни еще встречаются пережитки патриархальных отношений, однако повсеместно развиваются, новые, равноправные отношения между супругами, а старшее поколение все больше считается с интересами и взглядами младшего.

Фольклор таджиков необычайно богат и отличается разнообразием жанров: это песни (трудовые, обрядовые и др.), четверостишия (рубай), героический эпос, сказки, пословицы и поговорки, анекдоты. Цикл эпических песен «Гуруглы» исполнялся под аккомпанемент дутара. Исполнители эпоса пользовались в народе популярностью и уважением. Сложилось много циклов таджикских народных сказок. В XIX – нач. XX в. возникли новые виды фольклора, отражавшие изменения в социальной жизни общества, например песни батраков, а также «чужбинные» песни, которые сочиняли крестьяне-отходники, покидавшие родные кишлаки в поисках работы. В кон. XIX в. народ создал эпос «Достон о Восе», повествующий о героическом восстании дехкан Восточной Бухары в 1885 г.; восстание это было жестоко подавлено эмиром.

Творчество народных поэтов и певцов – хафизов пользуется любовью и в наши дни. Сохранились и некоторые традиционные жанры (рубай и др.). Однако в наше время характер таджикского фольклора меняется: из него исчезают песни, имеющие религиозное или магическое содержание, и в то же время устное народное творчество обогащается новым содержанием, отражающим современный образ жизни и мировоззрение. Литература таджиков связана своими корнями с устным творчеством далеких предков таджикского народа, создателей древних героических сказаний. Один из любимых героев таджикского эпоса – Рустам; некоторые сюжеты, связанные с этим образом, сохранились в дошедших до нашего времени согдийских памятниках письменности первых веков нашей эры.

Герои древнейших преданий и легенд вошли в таджикскую классическую литературу, в т.ч. поэзию, уже на ранних этапах ее становления – в IX–Х вв. – в государстве Саманидов. В X в. творили основоположник таджикской литературы поэт Абу-Абдаллах Рудаки, а также Дакики, положивший начало поэтическому изложению героического эпоса «Шахнаме» («Книга царей») и описанию подвигов богатыря Исфандиара. К X – нач. XI в. относится творческая и научная деятельность великого таджикского поэта, автора эпопеи «Шахнаме» Фирдоуси (934 – ок. 1020) и выдающегося ученого-философа, медика, естествоиспытателя и поэта Абу Али ибн-Сины (ок. 980–1037). Философская таджикско-персидская поэзия развивалась в поэмах Насира Хосрова (1004 – после 1072) – поэта-мыслителя и ученого, прославившегося в области философии, астрономии и других наук. Попав под влияние исмаилитов, Насир Хосров стал проповедником исмаилизма, в частности в Бадахшане. Идеи Фирдоуси сильны в творчестве поэта и ученого Омара Хайяма (1048–1131). Он прославился своими рубай, вошедшими в мировую литературу. Из суфийских поэтов, отражавших феодальную тенденцию в поэзии XI–XII вв., наиболее известны Ансори (1006–1088), Санои (сер. XI в. – 1150), Аттар – автор поэмы «Маньтик-уттайр» («Беседа птиц»).

Кочевые племена, пришедшие из восточных степей, разрушили центры таджикской культуры в Средней Азии и Хорасане, поэтому лучшие литературные произведения XII–XIV вв. были созданы вне их пределов. Мухаммад Ауфи (ок. 1176 – ок. 1232) составил в Индии антологию таджикской поэзии от древности до XIII в. – «Лубоб-ул-албоб» («Лучшее из лучших»). В историю таджикской литературы вошли персидский поэт Саади (между 1203 и 1210–1292) и персидско-таджикский поэт-лирик Хафиз (ум. в 1389), который в своих газелях высмеивал высокомерие, ханжество власть имущих. В XV в. возрождаются старинные культурные центры Средней Азии и Хорасана (Герат), наступает новый этан развития таджикской литературы. Самым известным среди поэтов этого времени был Джами (1414–1492). В его произведениях ярко выражены идеи гуманизма, но в некоторых нашли место и реакционные идеи суфизма.

В XVI в. усилилась феодальная раздробленность, и некоторые таджикские местности левобережья Амударьи попали под власть Сефевидов. Дальнейшее развитие таджикской литературы продолжалось в пределах Средней Азии. Наиболее известны для этого периода произведения Бинои, лирические газели Хилоли, мемуары Восифи, отражающие городскую жизнь. Уже упоминавшийся придворный поэт Мушфики был известен и как сатирик, осуждавший и высмеивавший феодальные порядки. Сатирическая направленность свойственна и творчеству крупного поэта XVII в. Сайидо Насафи (он был ткачом), воспевавшего в своих поэмах трудовой народ. Поэт Фитрат Зардуз Самарканди (1657 – нач. XVIII в.), выступая в защиту городской бедноты, также бичевал порядки феодального строя. Таджикский поэт Мирза Абдулкадыр Бедиль (1644–1721) жил и писал в Индии (на языке фарси). Он был не только поэтом, оказавшим большое влияние на развитие таджикской литературы, но и философом с передовыми взглядами, выступившим против социальной несправедливости.

После присоединения Средней Азии к России под влиянием русской передовой культуры и классической литературы кон. XIX – нач. XX в. в таджикской литературе появились писатели-просветители, вдохновителем которых стал Ахмад Дониш (1827–1897). Пропагандируя русскую культуру, он призывал к коренным социальным преобразованиям в Бухарском эмирате, вплоть до свержения власти эмира.

Среди писателей XX в. крупнейшим был классик таджикской литературы, ученый Садриддин Айни (1878–1954). Он заложил основы современного таджикского литературного языка и создал первые поэтические произведения на этом языке, а позднее и реалистическую прозу. С. Айни стал основоположником таджикской советской литературы. Созданные им первые таджикские романы «Дохунда» (1929), «Рабы» (1935), повесть «Смерть ростовщика» и др. благодаря своей реалистичности представляют большой интерес и для историков (как и «Воспоминания» – мемуары, не завершенные из-за смерти писателя). Создателями таджикской советской литературы были также поэты А. Лахути (1887–1957), М. Рахими (р. 1901) и др. Некоторые стихи Лахути вошли в таджикский фольклор. В нач. 30-х гг. в литературу влилась молодежь – М. Турсун-заде (1911–1978), М. Миршакар (р. 1912), Д. Икрами (р. 1909), Р. Джалил (р. 1909), А. Дехоти (1911–1962) и др. Впоследствии они стали крупными поэтами, писателями, драматургами с мировой известностью. М. Турсун-заде посвятил свое творчество и общественную деятельность защите мира и освобождению народов Азии и Африки от колониализма. Его поэмы «Голос Азии» и «Хасан-арбакеш» удостоены Государственной премии СССР.

Развитию таджикской литературы способствовали переводы на таджикский язык произведений классиков русской и советской литературы – А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.П. Чехова, Максима Горького, В.В. Маяковского, М.А. Шолохова, А.А. Фадеева и др.

Новый вклад в таджикскую литературу внесли писатели, поэты, драматурги Советского Таджикистана – М. Каноатов, Ф. Мухаммадиев, Ю. Акобиров, Л. Шерали и др. Памятники изобразительного искусства на современной территории Таджикистана восходят к глубокой древности: орнаментированная керамика, наскальные изображения датируются неолитом. Искусство эпохи рабовладения представлено найденными при археологических раскопках в Таджикистане прекрасной скульптурой, настенными росписями, образцами керамики, изделиями из золота, серебра, резьбой по камню. К начальному этапу феодализма (VII–VIII вв.) относится известнейший комплекс памятников Пенджикента: здесь сохранилась стенная живопись с яркими, многоцветными фигурными композициями, скульптура.

С распространением ислама характер искусства изменился. Мусульманские догмы запрещали изображать людей и другие живые существа. В этот период преобладало орнаментальное искусство. Развивались виды декора, связанные с архитектурой: узорчатая кирпичная кладка (комплекс мавзолея Ходжи-Нахшрона XI–XII вв.; мавзолей Мухаммеда Башаро XIV в., покрытая цветной глазурью изразцовая мозаика и майолика, резьба по алебастру и по дереву. Растительный орнамент, распространенный в архитектурном декоре, был характерен и для художественной керамики и вышивки. К XV–XVI вв. относится расцвет искусства миниатюры в оформлении ру-кописных книг. В гератской школе под влиянием которой были мастера Средней Азии, известны миниатюристы К. Бехзад, Касим Али, X. Мухаммед, в бухарской и самаркандской школах – М. Музаххиб, Абдулла.

В XVI–XIX вв. развивается в основном народное декоративно-прикладное искусство: вышивка шелком (у горных таджиков), вязание джурабов с растительным и геометрическим орнаментом (памирцы, таджики Дарваза и Куляба), Декоративная вышивка Ура-Тюбе и Ходжента – сузани – пользуется большой известностью и в наши дни. Шелковые ткани, изготовлявшиеся ткачами Исфары, Ура-Тюбе, Ходжента, были одними из лучших на Востоке. Искусство резьбы по дереву применялось в украшении не только общественных зданий, например мечетей, но и жилищ (резные деревянные двери, ставни, капители опорных столбов-колонн внутри помещения, детские колыбели и т.п.) и было распространено повсеместно. Ходжент славился поливной керамической посудой с росписью.

В наше время народное прикладное искусство – керамика, резьба по дереву, вышивка, художественная обработка металлов – продолжает развиваться, обогащается новыми художественными мотивами, сохраняя в то же время старинные традиции. Возникли и развиваются новые виды изобразительного искусства: станковая живопись, книжная графика, скульптура. Работы художников-таджиков М.Р. Хошмухамедова, А. Ашурова, А. Хайдарова, 3. Хабибуллаева и др. пользуются широкой известностью. С древних времен известен народный традиционный музыкальный и хореографический театр. Музыкальный театр издавна бытует у памирских таджиков. Большого развития достигло песенное и танцевальное искусство. В Бухаре существовал народный театр танцовщиц. Кукольный театр был известен уже в XI в. Большой популярностью пользовался устный театр народных актеров, причем в сельской местности выступали актеры-любители, а в крупных городах – профессионалы. На основе народного театра выросло современное профессиональное театральное искусство – драма, комедия, опера, балет.

Первые таджикские профессиональные театры – Государственный академический театр драмы им. А. Лахути, Государственный театр оперы и балета им. С. Айни и др. Создан женский танцевальный ансамбль «Зебо» («Красивая»).

В 1933 г. была создана киностудия «Таджикфильм», но еще с 1929 г. начато производство документальных и хроникальных короткометражных фильмов. Выросли кадры национальных кинодраматургов и режиссеров. С созданием киностудии был начат выпуск художественных фильмов. Особой популярностью пользуются у зрителей фильмы режиссеров Б. Кимягарова, К. Ярматова, Т. Сабирова, А. Рахимова.

Существенную роль в развитии культуры таджиков, в особенности народного образования, сыграл перевод в 1940 г. таджикской письменности на русскую графику, облегчивший учебный процесс.

В Таджикистане более 11 высших учебных заведений: Таджикский государственный национальный университет (в Душанбе), институты: политехнический, сельскохозяйственный, медицинский, искусств, физкультуры, педагогические (в Душанбе, Ленинабаде, Кулябе), русского языка и литературы и 40 средних специальных учебных заведений. К тому же появились частные школы и различные колледжи.

В 1951 г. была создана Академия наук Таджикской ССР. На Памире, на базе высокогорного ботанического сада им. Рурского, был создан Памирский биологический институт Академии наук Таджикистана.

Современную культурную жизнь Таджикистана невозможно представить без государственных университетов, исторических музеев, музеев изобразительных искусств, ботанических садов и прочих культурных заведений.

Список использованной литературы.

1 Важные страницы истории таджикского народа [Текст]. – Душанбе, 2008.

2 Важные страницы из истории таджикского народа. 2-е изд. [Текст]. – Душанбе, 2010.

3 Весь Таджикистан [Электронный ресурс] / Информационный веб-ресурс о Таджикистане. – Режим доступа: http://tajikistan.turkestan.ru/tj/main/culture.html, свободный.

4 Гафуров Б. Таджики. Кн. 1 [Текст] / Б. Гафуров. – Душанбе, 1989.

5 История древнего Востока: От государственных образований до древних империй [Текст] / под ред. А.В. Седова; редкол.: Г.М. Бонгард-Левин (пред.) и др.; Ин-т востоковедения. – М.: Вост. лит., 2004. – 895 с.

6 История таджикского народа. Т. 1. Древнейшая и древняя история [Текст]. – Душанбе, 1998.

7 История таджикского народа. Т. 6 (1941–2010) [Текст]. – Душанбе, 2011.

8 Каримова, Р.Н. История развития культуры Таджикистана в годы независимости: дис. … канд. ист. наук: 07.00.02 [Текст] / Р.Н. Каримова. – Душанбе, 2012. – 173 с.

9 Курсом независимости, реформ и прогресса [Текст] // Народная газета. – 2011. – 14 сент.

10 Самобытная древняя культура Таджикистана [Электронный ресурс] / Культура Таджикистана. – Режим доступа: https://www.advantour.com/rus/tajikistan/culture.htm, свободный.

11 Саъдиев Ш.С. Таджикистан: путь к миру и согласию [Текст] / Ш.С. Саъдиев. – Душанбе, 2002.

12 Усманов И.К. Миростроительство в Таджикистане [Текст] / И.К. Усманов. – Душанбе, 2006. – 160 с.

Просмотров работы: 510