Роль армии в решении политических конфликтов - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Роль армии в решении политических конфликтов

Коровайный М.О. 1, Курышова Л.А. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Политический процесс в любой политической системе и любом обществе полон противоречий. И это понятно. В нем задействованы общественные группы, властные институты, элиты, многочисленные индивиды со своими интересами. Политические противоречия при определенных условиях выливаются в открытые столкновения, развиваются конфликты. Последние характеризуются своими особенностями, отличающими их от других типов общественных конфликтов.

Политический конфликт представляет собой определенный вид общественных отношений, причем, только тех отношений, которые возникают и существуют по поводу политической власти, ее функционирования в обществе.

В настоящее время политические конфликты внутри государства и на международной арене продолжают набирать обороты с большой интенсивностью. Причины их самые разнообразные: это вопросы экономического, социального, национального, религиозного характера. Несмотря на многочисленные заявления о своей приверженности решать спорные вопросы мирным путем, государства продолжают совершенствовать свои военно-силовые структуры, разрабатывают новые доктрины, осуществляют многомиллиардные проекты оснащения армии оружием и боевой техники.

Предназначение армии, принципы, особенности строительства и деятельности - есть реализация четко определенных и оформленных политических установок, политических решений, политических действий. Ее создает государство как орудие реализации своей воли, она может использоваться политикой в различных целях, в том числе не по своему прямому предназначению. Власть и оппозиция, государство и гражданское общество стремятся активно влиять на Вооруженные Силы.

Создается такое впечатление, что субъекты конфликта во имя своих целей и интересов в большинстве случаев отдают предпочтение вооруженной борьбе. И в самом деле, сколь это нежелательно для социально-политической практики, постоянно наблюдается увеличение вооруженного насилия в геометрической прогрессии.

Следует отметить, что вооруженное насилие применяется не только в политических аспектах жизни, но и во всех основных видах общественных конфликтов. Исследователи и политические наблюдатели пытаются обосновать это с целым рядом доводов. Например, выдвигается такая мысль, что во время конфликта для достижения поставленных целей мирными средствами требуется долгое время. В некоторых случаях после долгого периода времени объект конфликта может потерять свою значимость для субъектов. Средства вооруженной борьбы дают возможность субъектам конфликта достичь желаемых результатов в малый период времени.

В политической практике существуют различные пути урегулирования политических конфликтов, т.е. снижение их остроты, прекращение открытых враждебных действий сторон. Однако набор используемых для этого методов весьма не велик. Не найдя выхода разрешения конфликта мирным путем, субъекты прибегают к насилию.

Война и политика - неразрывно взаимосвязанные явления общественной жизни. Вопрос о происхождении армии, ее связи с политикой интересовал людей с давних времен. Особенно точно эту взаимосвязь подметил немецкий военный теоретик Карл Клаузевиц: «…война есть не только политический акт, но и подлинное орудие политики, продолжение политических отношений иными (насильственными) средствами».

Вооруженные Силы государства являются политическим инструментом ведения войны. Сущность войны второго порядка - это продолжение политики в форме решительного столкновения, противоборства сторон с использованием разнообразных средств насилия, соответствующих историческому времени.

Следует подчеркнуть, что в зависимости от экономических возможностей и традиций в мире сформировались различные типы вооруженных сил. Можно выделить основные:

1) профессиональные (разновидность – наемные); хотелось бы остановиться более подробно на этой разновидности.

Более чем в 50 государствах мира, включая такие достаточно крупные страны, как США, Великобритания, Канада, Пакистан и др., используют в основном "профессиональную армию". Профессия для работника означает постоянство данного занятия, определенный статус данного вида деятельности как источника дохода. Профессиональная армия, следовательно, характеризуется вышеперечисленными признаками и рядом достоинств: мобильность, компактность, оперативность в решении поставленных задач, высококвалифицированный подход к использованию возможностей современной техники.

В то же время у профессиональной армии есть и свои минусы. Во- первых, дороговизна ее содержания; не всякая страна может позволить себе такую роскошь. Специалисты выделяют и такой специфический недостаток профессиональной армии, как неспособность представить достаточное количество резервистов на случай войны. Еще один минус такой – это снижение морально-нравственных критериев службы. Готовность и желание служить ставится в прямую зависимость от вознаграждения.

Нравственные понятия у военнослужащих нередко перекрываются высокой платой за труд, коллективные связи заменяются корпоративными, обесценивается сам закон войскового братства: " Сам погибай, а товарища выручай".

В силу вышеозначенных причин в настоящее время в большинстве стран действует все же смешанный принцип комплектования. Кадрово-призывные армии имеют больше половины стран НАТО (Франция, Италия, Германия, Испания, Турция, Бразилия, Сирия и т.д.). Сроки обязательной службы – от 12 до 30- 36 месяцев. Отказники привлекаются к альтернативной службе (20 месяцев – в психиатрических больницах, домах престарелых и т. д.). Плюс к этому профессионалы, заключающие контракт на добровольное несение службы. Военнообязанные составляют многочисленный резерв армии.

2) армия на основе воинской обязанности (разновидность воинской повинности). Примером такого вида армии является Россия.

3) милиционные (отсутствуют кадровые формирования);

Такая разновидность армии возможна в небольших государствах, например, в Швейцарии. Здесь, в армии, служит 90% населения, при отказе от службы у тех, кто отклонился от армии, изымается со счетов 3% прибыли, плюс ко всему от трех суток до трех лет тюрьмы. Страна за восемь часов в состоянии поставить 650 тыс. вооруженных бойцов от общей численности населения - более 6 млн. Военная подготовка осуществляется в свободное от рабочего дня время. Вооружение хранится в районах проживания и обучения личного состава. Военным делом граждане занимаются по месту жительства.

Какой тип армии сейчас наиболее эффективен, приемлем, и служит идеальным инструментом реализации политических интересов, каждая страна решает для себя индивидуально. Он определяется ее целями и экономическими возможностями общества.

Можно выделить следующие формы участия армии в политическом конфликте.

Во-первых, использование войск без боевой техники, оружия и боеприпасов, оцепление или блокирование мест проведения массово-политических мероприятий, зданий и учреждений противостоящей стороны под видом "поддержания порядка и предупреждения провокаций", обеспечение контроля над оппонентами, морально-психологического давления и т.д. Типичным является оцепление войсками Кремля в марте 1991 г., когда открывался Съезд народных депутатов России. Решение о таких действиях принял М. Горбачев, чтобы продемонстрировать силу, вызвать страх и подавить морально своих политических противников во главе с Б.Ельциным.

Во-вторых, войска могут применяться с боевой техникой, оружием и боеприпасами, но без открытия огня, чтобы подчеркнуть решимость усилить угрозу, поставить оппонентов перед опасностью физического подавления и уничтожения.

В-третьих, использование войск с открытием огня для устрашения и на поражение из стрелкового и артиллерийского оружия, с применением бронетехники, авиации и т.д.

Наконец, в-четвертых, полномасштабное участие армии в политическом конфликте, переросшем в войну или вооруженный конфликт. Таким образом, глубинные причины применения военной силы в политических конфликтах коренятся в экономических, социальных, духовно-идеологических проблемах общества.

Для вовлечения армии в политический конфликт необходимо иметь безраздельный контроль над Вооруженными Силами (или значительной их частью), подготовить их к этому в морально-политическом, психологическом и оперативно-организационном отношениях, найти или создать (спровоцировать) поводы для этого.

Исторический опыт дает нам следующие основные виды практического участия вооруженных сил в политическом конфликте: инструментальный - армия выступает послушным орудием (полностью или по частям) государственной власти в целом или ее отдельных органов, какой-либо партии или политической группы, не проявляя никакой политической самостоятельности; инструментально-субъектный, при котором, выполняя преимущественно функции инструмента власти, армия обретает известную долю самостоятельности, достаточной для воздействия на власть и политику; превращение в самостоятельный субъект политики, это не что иное, как военный переворот.

Как видим, отношения политической власти и армии сложены и противоречивы, обусловлены множеством факторов. В зависимости от конкретных обстоятельств, складываются различные модели взаимосвязи армии и органов власти. Опыт цивилизованных государств показывает, что наиболее приемлемой формой взаимодействия армии и власти является модель, основанная на демократических принципах общественного устройства.

Таким образом, в современном общественном сознании, как и в политической науке, в настоящее время сложилось устойчивое убеждение, что армии, как средству политики, по-прежнему принадлежит важнейшая роль в реализации внутренних политических противоречий государства и разрешении конфликтных международных проблем, с которыми в настоящее время сталкивается человечество.

Список использованных источников.

1. Армия государства Российского и защита Отечества» / Под ред. В.В. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009.

2. Бабанов А.А. Армия и политическая власть в правовом государстве: Дис. … канд. филос. наук / А.А. Бабанов. – Тверь, 1998.

3. Военная политология: учеб.пособие / под ред. Н.И. Резника. – М.,2006.

4. Глухова А. В. Политические конфликты: основания, типология, динамика (теоретико-методологический анализ). М.: Эдиториал УРСС, 2000. 171 – 182 с.

5. Денисова Т. Политические конфликты в Африке: причины возникновения и способы урегулирования. // Восток. 2010. № 4. –168-176 с.

6. Дубровский В.А. Политика и армия. – М., 2000.

7. Емельяшин В.П. Армия и политическая власть в современной России: проблемы взаимодействия и тенденции развития: Дис. … канд. полит, наук. – М.: РАГС, 2001.

8. Клименко А.Ф. К вопросу о теории военных конфликтов//Военная мысль. – М.: 1992. – Вып. 10. – с.34.

9. Клаузевиц К. О войне. М.: Логос, 1998.

10. Кравченко А.И. Политология. Учебник. – М.: Проспект, 2015.

11. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 663 с.

12. Насиновский В., Скакунов Э. Политические конфликты в современных условиях // США: экономика, политика, идеология. - 1995.

13. Панарин А.С. Политология: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2003. – 424с.

14. Слипченко В.И. Войны шестого поколения. Оружие и военное искусство будущего. М.: Вече, 2002.

Просмотров работы: 13