История военно-политической мысли - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

История военно-политической мысли

Волошин В.Д. 1, Курышова Л.А. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Война… Это слово тревожит сознание любого здравомыслящего человека. Чудовищное социально-политическое явление, заполнившее все историческое пространство, наиболее ярко, глубоко влияющее на все сферы и процессы общественной жизни…

Всю историю человечества от первых цивилизаций Древнего Востока до наших дней сопровождались войны, в процессе которых происходило зарождение государств, их развитие, расцвет и крушение, смена исторических эпох. Вооруженные конфликты между странами и народами полыхали на всех континентах. Гражданские войны раздирали общества многих государств. Человек придумал, развязал войну. Занимался тем, что постоянно изобретал и совершенствовал новые средства ее ведения.

Почему же люди воюют? К причинам войн можно отнести незнание законов природы, нежелание понять другого человека, ложные чувства собственной значимости, желание мести, ложную расстановку жизненных приоритетов, нежелание признать собственные ошибки. Никогда, ни в какие времена, ни на каких континентах никакая война не приносила ничего хорошего простым людям.

Только вдумайтесь в эти цифры! В течение 56 веков человеческой цивилизации произошло около 15 тысячи войн, и только около трех столетий можно считать мирными. В вооруженной борьбе погибло около 3,7 миллиарда человек. За последние 40 лет земное сообщество ввергалось в военные конфликты более 250 раз, участвовало 90 с лишним государств, потери составили 35 млн. чел. В 20 веке войны унесли более 150 млн. человеческих жизней, из которых треть приходится на Россию. И на сегодняшний день продолжаются войны на планете, в которых гибнут ни в чем не повинные люди.

В связи с этим возникают вопросы: "Если войны и военные конфликты были постоянными спутниками жизни человечества, а мир, причем не абсолютный, был лишь передышкой между ними, подготовкой к новым войнам, то не является ли такое поведение людей естественным состоянием их жизнедеятельности, первородной данностью?"; "А если это не так, то какие силы и почему заинтересованы в развязывании войн и имеют возможность втягивать народы в процесс взаимного уничтожения?"

Поскольку, начиная с глубокой древности, война являлась постоянным спутником развития человечества, что изначально предопределило особую роль знаний о войне. Предметом научных исследований войны как особого социально-политического феномена являлись вопросы ее генезиса, места и ее роли в формировании государственности; глубинных закономерностей и тенденций проявления и развития; проблемы ее предотвращения и минимизации последствий, а также другие аспекты, определяющие характер и содержание развития мировой цивилизации.

Взгляды на это социально-политическое явление отражены в высказываниях выдающихся деятелей. По мнению видного военного теоретика и историка Г.А. Леера: «Война – явление естественное в жизни народов, являясь одним из самых быстрых цивилизаторов человечества, в то же время истребляет и разрушает все в мире». А для известного французского мыслителя Виктора Гюго: «Мир – добродетель цивилизации. Война – ее преступление». Эти оценочные суждения о войне и мире были и пока остаются генерализирующими компонентами жизнедеятельности человечества. Несмотря на многочисленные заявления о своей приверженности миру, практически все государства продолжают совершенствовать свои военно-силовые структуры, разрабатывают новые военные доктрины, осуществляют многомиллиардные проекты оснащения армий современными видами оружия и боевой техники.

Истоки дошедших до нас из глубины веков военно-политических взглядов мыслителей Древнего Востока лежат в таких странах, как Египет, Вавилон, Китай, Индия имевших уже в XXIV и XXIII веках до н.э. богатую и разнообразную военно-политическую практику. Войны возвышали или разрушали государства, изменяли государственный строй, сменяли одних правителей на других. Поэтому в военно-политической мысли того времени, зафиксиро­ванной в многочисленных военно-политических договорах, надгробных надписях, обращениях, письмах и других лите­ратурных источниках, войны рассматриваются как эффективное средство расширения границ государства, захвата новых рабов, богатств, плодородных земель, установления господства над торговыми путями.

Первые упоминания о войне содержатся в древневавилонских хрониках XVIII в. до н.э. о деятельности царя Хаммурапи, в догматах брахманизма.

Особое место в истории военно-политической теории занимают древнекитайские мыслители. Среди них, несомненно, выделялся полководец и философ Сунь-цзы (V-IV вв. до н.э.), связавший войну с политикой государства и сформулировавший принципы её ведения.

Проблемы войны и политики неоднократно затрагивал в своих трудах выдающийся философ античности Платон (427-347 гг. до н.э.). Следует отметить несомненное стремление Платона раскрыть и показать связь войны с общественными отношениями, и, прежде всего, с политикой, под которой он понимал руководство общественными и государ­ственными делами.

Более детально исследовал взаимосвязь политики и войны и дал всестороннюю характеристику ее причин и источников выдающийся представитель древнегреческой философии Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Особое внимание он уделил военным вопросам, разработав такие понятия, как «наука о войне», «военное искусство», «справедливость в войне» и др.

Эпоха средневековья характеризуется многочисленными войнами и военными нашествиями, господством грубой во­енной силы. Войны продолжались десятилетия (Тридцатилетняя, Столетняя войны). Военное насилие было неотъемлемой чертой феодального общества. Поэтому проблемы военной политики занимали одно из центральных мест в общественной мысли того времени. В эту эпоху данные проблемы рассматривались с религиозных мировоззренческо-методологических позиций.

Так, Августин Блаженный определял войну как непрекращающуюся борьбу сил добра и зла, как акт божественной воли, а армию – орудием божьего суда. Схоласт Фома. Аквинский (1225-1274 гг.) с позиций объективного идеализма объявил армию и воинов организацией и людьми, находящимися на службе господней.

В период Ренессанса началось освобождение от чрезмерно идеологизированного восприятия данного явления. Особую роль в этом сыграли труды выдающегося мыслителя того периода Никколо Макиавелли, который по своему убеждению был реалистом и воспринимал события так, как они происходят, а не как должны были бы происходить, исходя их чьих-либо желаний и представлений. В частности, касаясь военной проблематики, Н. Макиавелли отмечал, что «цель всех тех, кто когда-либо начинал войну, всегда состояла в том, − и это вполне разумно, − чтобы обогатиться самим и сделать врага беднее». Современные политические реалии, связанные с вооруженными конфликтами последних десятилетий, подтверждают актуальность взглядов и выводов Н. Макиавелли.

Немалый интерес представляют военно-политические идеи видного представителя английского материализма Томаса Гоббса (эпоха Просвещения). По мнению Гоббса, первопричину всех войн, потрясений и политических катаклизмов следует искать в изначальном человеческом несовершенстве. В армии философ видел орган государства, орудие осуществления внешних и внутренних войн. Он считал необходимым подчинение армии, военного руководства политическому.

В целом военно-политическая мысль Средневековья носила крайне противоречивый характер, что обуславливалось засильем теологического подхода к осмыслению военно-политических реалий, особенно в начальный период эпохи, и интеллектуальным «прорывом» Возрождения, вследствие которого зародились научные основы современной военной политологии.

Конец XVIII и начало XIX веков в истории человечества характеризовались не только ростом количества кровопролитных войн, но и появлением новой их разновидности – войны революционной. Это подтолкнуло военно-политическую мысль того времени к всестороннему исследованию соотношения войны и революции, к познанию их сущности.

Традицию реализма в осмыслении войны развил немецкий военный теоретик Карл Клаузевиц, абсолютизировавший политическую природу войны, трактуя ее как продолжение политики иными (насильственными) средствами. По его мнению. в любой политике в скрытом виде уже содержится схема войны, поэтому война «...есть не что иное, как продолжение политических отношений при вмешательстве иных средств». Будучи тесно связанной с политикой, она должна в полной мере принимать ее свойства и характер.

Конец XIX - начало XX в. характеризуются стремительным прогрессом во всех областях науки и техники, следствием чего стало появление еще более разрушительных средств вооруженной борьбы. Войны стали сопровождаться еще большим количеством жертв, и не только из числа непосредственных участников сражений. Резко увеличились потери среди мирного населения, наносился огромный экономический и экологический ущерб территориям, находившимся в зоне боевых действий. Подобная ситуация вызвала появление новых идей, касающихся необходимости ограничить губительные последствия войны.

Особое место хотелось бы уделить исследованию военно-политической мысли в России, так как это история самой России, ее национального политического самосознания.

Военно-политическая мысль Древней Руси развивалась на основе военно-политической практики славянских народов, вынужденных вести борьбу против нашествий как с Запада, так и Востока, преодолевая феодальную раздробленность.

После революции 1917 года в период 1920-х – начала 1930-х годов в Красной Армии проводятся масштабные эмпирические исследования, 80% которых были посвящены изучению военно-социальных проблем через призму социально-классовой структуры армии и флота и социально-классовых отношений. Результаты исследований нашли свое воплощение в реформе Красной Армии 1924-1925 годов.

Наибольший вклад в изучение войн внесли российские ученые А. Введенский, Б. Гуревич. Д. Демчинский, В. Заболотский, М. Зенченко, Г. Комаровский и др.

Проведением конкретных военно-социологических исследований занимались военные социологи Н. Корф, Г. Леер, Н.Н. Головин, П. Режепо, А. Резаков, Г. Шумков, А. Свечин и др.

Особого внимания заслуживает вклад русских военных теоретиков и практиков.

Николай Андреевич Корф(1866-1924) – русский военный теоретик, генерал-майор, участник японской войны. Основатель трудов по стратегии и тактике ведения боя, практических пособий для командиров и начальников отрядов.

Николай Николаевич Головин (1875-1944) – русский военный теоретик, педагог, военачальник, генерал-лейтенант, Один из основателей русской эмигрантской высшей военной школы, автор «Науки о войне», «О социологическом изучении войны».

Генрих Антонович Леер (1829-1904) – русский военный теоретик, генерал от инфантерии, участник боевых действий на Кавказе, член Военного совета, главный редактор «Энциклопедии военных и морских наук».

Война – это сложнейший социально-политический феномен. Войны, вооруженные конфликты порождаются сложными социально-политическими, экономическими, идеологическими, религиозными и другими процессами, происходящими в различных обществах. Война означает не только военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей в мирной жизни, разделенных социальными и нравственными барьерами.

Военная угроза, особенно на региональном уровне, на сегодняшний день постоянно возрастает. Более того, многие очаги локальных войн и вооруженных конфликтов находятся вблизи российских границ. Поэтому наша страна вынуждена наращивать военный потенциал. Здесь уместными, пожалуй, будут слова президента РФ В.В. Путина: «Мы никогда больше не должны допустить повторения трагедии 1941 года, когда неготовность государства и армии к войне была оплачена громадными людскими потерями»

В связи с этим, знание и активное использование в профессиональной деятельности офицеров военно-политологического анализа войны, военных конфликтов, замечательного наследия выдающихся военных теоретиков и практиков России в исследовании данной проблемы значительно расширяют горизонты военно-политологического знания военных кадров, совершенствуют современные подходы, технологии, методики исследования военной действительности, социального и морально-психологического состояния войск. Актуальность данной проблемы как нельзя лучше подчеркивают слова великого классика русской литературы Алексея Максимовича Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего».

Список использованной литературы.

1. Агаев Э.К. К новой модели стратегической стабильности // Междунар. жизнь. – 1989. – №2.

2. Антология мировой политической мысли: в 5 т. / Нац. обществ.-науч. фонд, Акад. полит. науки; ред.-науч. совет: Г.Ю. Семигин (пред.) [и др.].– М.: Мысль, 1997.

3. Аристотель. Политика. Афинская полития / предисл. Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1997.

4. Арон Р. Мир и война между народами. – М.: Nota bene, 2000.

5. Военная политология: учеб.пособие / под ред. Н.И. Резника. – М.,2006.

6. Кравченко А.И. Политология. Учебник. – М.: Проспект, 2015.

7. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 663 с.

8. Платон. Сочинения: в 3 т. / пер. с древнегреч.; под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. – М.: Мысль, 1972. – Т. 3. 880 с.

9. Фукидид и его «История» / Г.А. Стратановский, А.А. Рейнхард, А.М. Боровский. – Л., 1981.

Просмотров работы: 353