ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ У ДЕТЕЙ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ У ДЕТЕЙ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

Черных  А.В. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистр заочной формы обучения, первый курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие мотивации занятия спортом у детей в целом и у детей ЯНАО в частности, прежде всего предполагает учет того, что мотивация занятия спортом отличается специфичностью в силу своеобразия спортивной деятельности. Дело в том, что сама спортивная мотивация представлена двумя уровнями, а именно общей мотивацией и мотивацией на определенном тренировке.

Общая мотивация формируется на протяжении всего воспитательного процесса, когда перед ребенком ставятся и закрепляются в его сознании четко сформулированные цели.

Что касается мотивированности на определенной или данной тренировке, то преломляясь через общую мотивацию эта мотивированность актуализируется посредством осознания задач данного этапа подготовки и самооценки своего состояния, функционирования возможностей.

Для того чтобы повышать уровень спортивной мотивации у детей, необходимо развивать определенные свойства личности, а именно:

1) положительное отношение к спорту, а также стремление и желание преодолевать трудности спортивной деятельности;

2) эмоционально-волевые качества, в том числе такие как целеустремленность, решительность, настойчивость, уверенность в своих силах, самообладание, находчивость, эмоциональную устойчивость, чувство коллективизма и его проявлений.

Особенно важно формировать устойчивую мотивацию к спорту у детей на начальной стадии спортивной подготовки.

Исследование мотивации занятий спортом детей ЯНАО проводилось на базе МБУ ДО СДЮСШОР (г. Ноябрьск, ЯНАО) в 1-й сезонный период. В исследовании приняли участие родители воспитанников спортивной школы в количестве 50 человек (среди них 29 лиц женского пола и 21 – мужского). Средний возраст респондентов 37,5 лет.

Всем респондентам, принявшим участие в исследовании, было предложено пройти анкетирование. Анкета, которую заполняли респонденты, состояла из двенадцати вопросов, позволяющих определить направление и особенности мотивации детей. Ниже представлены полученные данные и анализ.

Вопрос анкеты «Каким видом спорта занимается Ваш ребенок?» позволил установить, что в большинстве случаях дети родителей, принявших участие в исследовании, посещают волейбол, плавание и хоккей (см. Рис. 1). Случаев, когда у одного родителя занимаются 2-3 ребенка разными видами спорта выявлено не было.

Рис. 1. – Ответы на вопрос «Каким видом спорта занимается Ваш ребенок?»

В целом полученные результаты свидетельствуют о том, что дети ЯНАО отдают предпочтение командным видом спорта, а, следовательно, при развитии мотивации стоит обращать особое внимание на общественные мотивы.

Вопрос «Сколько раз в неделю у ребенка тренировка?» позволил установить, что на данный момент дети посещают достаточно часто свои спортивные секции (см. Рис. 2).

Рис. 2. – Ответы на вопрос «Сколько раз в неделю у Вашего ребенка тренировка?»

Получается, что спорту отводится достаточно значимая часть жизни детей, которые уже на начальных этапах активно им занимаются.

Не только дети, но и родители в большинстве случаях занимаются спортом. Более того, многие родители отдают предпочтение совместным с детьми занятиям (см. Рис. 3).

Рис. 3. – Ответы на вопрос «Занимаетесь ли Вы физической культурой с ребёнком в свободное время?»

Большинство родителей убеждены в том, что двигательных режим их детей является достаточным для нормальной жизнедеятельности и сохранения здоровья (39 из 50).

Чаще всего для родителей здоровый стиль жизни это: отказ от вредных привычек (табак, алкоголь, наркотики, переедание), занятия физической культурой и спортом, наблюдение за состоянием здоровья, правильное питание, соблюдение гигиены, режим дня, создание психологического комфорта, гигиеничная одежда и обувь по погоде, закаливание.

Что касается форм физической активности, то родители для себя бы в большинстве случаях выбрали клубные формы по физкультурным интересам, а также самостоятельные занятия как дома, так и на улице. Что касается детей, то родители большее предпочтение отдают секционным занятиям по видам спорт и занятиям в школе.

Родителей мотивирует заниматься спортом желание занять свое свободное время, наличие необходимого инвентаря, наличие единомышленников.

В большинстве случаях родители оценивают состояние здоровье детей как удовлетворительное, что позволяет говорить о том, что спорт для многих стал необходимость для того чтобы поправить состояние здоровья.

Дети, которые занимаются спортом, реже болеют простудными заболевания. В то время, как свидетельствует статистика, дети, не занимающиеся спортом, более гораздо чаще простудными заболеваниями.

Родители, чьи дети занимаются спортом, знают показатели, которые характеризуют уровень физического состояния детей. Что позволяет говорить о том, что сами родители весьма мотивированы на то, чтобы стимулировать детей к занятию спорту, следить за результатами, контролировать уровень физического состояния и так далее.

В большинстве случаях стиль жизни родителей и детей, которые занимаются спортом, соответствует 7-8 баллом из 10 бальной шкалы здорового образа жизни. Что позволяет говорить, что в качестве основной мотивации родителей является, прежде всего, стремление приучить детей к здоровому образу жизни. Что касается детей, то судя по результатам анкетирования, можно предположить, что они берут пример с родителей и стараются им в этом соответствовать.

В результате проведенного исследования, было установлено, что на мотивацию, которая побуждает к занятиям спорта, оказывают влияние потребности, которые лежат в ее основе. Речь идет о физиологических, психологических, социальных и материальных потребностях. Физиологические потребности исходя из климатических особенностей региона ЯНАО меняются согласно сезонным периодам и поэтому должны особенно учитываться. Под психологическими особенностями прежде всего подразумеваются мотивационно-волевые особенности юных спортсменов. Эти особенности согласно возрастным периодам зафиксированы в психолого-педагогической литературе и поэтому позволяют скоординировать в целом работу по развитию спортивной мотивации у детей разных возрастных групп. Социальные потребности чаще всего связаны со стремлением быть признанным в определенной социальной среде. Что касается материальных потребностей, то это желание состояться в материальном плане благодаря спортивной деятельности. Все эти потребности по-разному проявляются в разном возрасте, так как они имеют разное значение для детей.

Так, например, для детей дошкольного возраста мотивация занятия спорта больше связаны с удовлетворением физиологических потребностей, в том числе потребностей, связанных с движением, стремление к совершенствованию в физическом плане и так далее. Все это делается, прежде всего, для того чтобы доказать что-то родителям, а точнее показать свои способности и получить похвалу. Часто дети дошкольного возраста соревнуются с родителями, стремятся быть похожими на них и так далее. Именно поэтому работая с этой возрастной группой необходимо привлекать к спортивной деятельности по возможности родителей, демонстрирую в показательных соревнованиях достижения детей.

В более старшем возрасте дети начинают подражать друзьям и вступают в соперничество именно с друзьями.

Пиком спортивной деятельности детей считается 12 лет. Согласно возрастной психологии, этот возрастной этап является критическим с точки зрения социального развития и становление самооценки ребенка. Именно поэтому при работе с юными спортсменами этой возрастной группы необходимо обращаться к принципам спортивной психологии.

В целом, мотивация занятия спортом у детей должна развиваться через:

1) повышение заинтересованности в занятии спортом;

2) расширение представлений детей о многообразии спорта;

3) внимательный и ответственный подход к выбору того или иного индивидуального или коллективного вида спорта, предполагающий учет желание ребенка, а также его физических данных.

Особая роль в мотивации занятия спортом отводится тренеру. Дело в том, что от поведения и деятельности тренера зависит успешность развития мотивации занятия спортом у детей. Для того чтобы развивать мотивацию занятия спортом у детей от тренера требуется:

1) проведение эмоционально насыщенных занятий, на которых дети получают большое количество положительных эмоций;

2) организация и проведение активной досуговой деятельности всей учебно-тренировочной группы;

3) создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Развитие мотивации занятия спортом у детей также зависит от использования различных видов поощрений и наказаний, успехов и неудач, от содержания деятельности (от степени привлекательности содержания), от поставленных целей (и от самой постановки этих целей), от акцентирования внимания на цели, от мотивации достижениями, от составления графика занятий и так далее.

Получается, что в целом развитие мотивации занятия спортом у детей могут осуществляться через удовлетворение физиологических, психологических, социальных и материальных потребностей. Однако, в каждой возрастной группе каждая из выделенных групп потребностей имеет разное значение. Так, например, для детей дошкольного возраста более значимым является удовлетворение физиологических и социальных потребностей. Для детей младшего школьного возраста удовлетворение психологических потребностей. У детей более старших возрастных групп это может быть удовлетворение социальных и материальных потребностей. Удовлетворение все перечисленных потребностей предполагает, прежде всего учет возрастных особенностей детей, а также физиологических изменений, которые свойственны определенному сезонному периоду. Более того, для успешной мотивации необходимо координировать работу тренера, а также привлекать родителей к спортивной деятельности детей. В целом можно наметить следующие три пути или три направления развития мотивации занятия спортом у детей в Ямало-Ненецком АО: мотивация через психологические и физиологические особенности детей, мотивация через работу тренера и мотивация через родителей.

Просмотров работы: 19