Введение
"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом.Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени.
В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII и XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного" (в том числе образованности, нравов, форм культурного быта), русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Передовые страны Европы вступили уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной, хотя уже появились зачатки промышленности – первые мануфактуры. Утвердилась новая царствующая династия Романовых. В России сложилась сословно-представительная монархия, утверждается самодержавная власть – абсолютная монархия.XVIII век характеризуется на Руси поздним феодализмом. В это время русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры средневековья. Новые тенденции четко обозначились лишь в начале XVIII века. Делаются попытки преодолеть отставание России от стран Западной Европы, происходят существенные перемены во всех областях жизни. Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I. Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъему государства. Развиваются внешние экономические и культурные связи России с западными странами, способствующие вхождению её в мировой историко-культурный процесс. Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства.
Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого.
Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Постепенно происходит взаимопроникновение различных диалектов, складывается единый русский язык. Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры.Основным содержанием историко-культурного процесса в этот период были формирование и развитие национальной русской культуры. Появляются новые сферы культуры – наука, художественная литература, светская живопись, общедоступный театр и др.
Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.
В целом русское искусство XVIII века составляет важную веху не только в истории русской художественной культуры, но и большую роль сыграло в утверждении прогрессивных эстетических идеалов европейской культуры XVIII века в целом.
Просвещение
Эпоха просвещения в России принесла с собой журналы, газеты, портретную живопись. К XIII веку русское общество, считающееся более менее образованным, состояло только из представителей московского и петербургского дворянств, а также из очень малочисленных интеллигентов-разночинцев. Для Европы эталоном было французское Просвещение. Поэтому эпоха просвещения в России дала возможность расширению культурных связей с Францией, особенно после второй половины восемнадцатого столетия. Дворянам была дана возможность приобщаться к искусству и литературе во время их заграничных путешествий, а приличное владение языком Дидро и Вольтера позволяло им легко изучать труды этих просветителей. Образованное русское общество зачитывалось такими произведениями, как «Орлеанская девственница», «Монахиня», «Хромой бес», «Нескромные сокровища», «Персидские письма» и многими другими шедеврами просветительского направления, где описывался «быстротечный праздник, которым правили Венера и Вакх». Однако эпоха Просвещения в России многим отличалась от европейского варианта, и ее семена, «проросшие» на отечественной почве, дали несколько иной результат, чем на Западе. Эпоха Просвещения в России поддерживалась дворянами и самодержавием, которые использовали новые западно-культурные веяния для сохранения существующего крепостного порядка. И хотя после смерти Петра его реформаторство продолжила Екатерина II, мечтающая стать «просвещенной царицей», подлинными русскими просветителями были ДашковаЕкатерина Романовна, Голицын Василий Васильевич, Сумароков Александр Петрович, Фонвизин Денис Иванович и др., которые пытались осовременить российскую действительность.
На грани XIX века в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII века насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до восьми тысяч. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи.
Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т.д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся — в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.
В России XVIII века существовало три типа школ: солдатские школы, закрытые дворянские учебные заведения, духовные семинарии и школы
Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школы — это первый тип школ, общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Это — наиболее рано возникшаяначальная школа того времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. Не случайно во второй половине XVIII века отставной солдат наряду с дьячком становится учителем грамоты и в деревне, и в городе. Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских принадлежали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII века на Северном Кавказе.
Второй тип школ в России XVIII века— это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т.д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около четыре с половиной тысячи дворянских детей. Хоть и в шляхетских корпусах готовили офицеров для армии и флота, они давали широкое по тому времени общее образование. В них учились первые русские актеры братья Волковы и драматург А.П. Сумароков; ученики участвовали в спектаклях придворного театра. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы — частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т.д. Из них выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства: на один Смольный институт отпускалось 100 тыс. руб. в год, в то время как на все народные школы давалось по 10 тыс. руб. на губернию, да и эти деньги шли не только на народное образование, но и на нужды «общественного призрения» — больницы, богадельни и пр.
К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека. Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в нихне принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование, и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах.
Около двух десятков специальных школ, а также основанная в 1757 г. Академия художествпредставляли четвертый тип учебных заведений. Хотя в них училось всего около полторы тысячи человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась. Подготовка специалистов велась и через университеты — Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину М.В. Ломоносова. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского университета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и русскую словесность.
Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал газету «Московские ведомости»,имел собственную типографию; при нем работали различные литературные и научные общества. Из стен университета вышли Денис Иванович Фонвизин, позднее Александр Сергеевич Грибоедов, Пётр Яковлевич Чаадаев, будущие декабристы Николай Иванович Тургенев, Иван Дмитриевич Якушкин.
Дворянская Россия имела Академию наук, университет, гимназии и другие учебные заведения, а крестьянский и мастеровой люд страны в массе оставался неграмотным. Школьная реформа 1786 г., так широко афишированная правительством Екатерины II, была народной только по имени, а на деле носила сугубо классовый характер.
Образование
При Петре I образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления реформ нужны были образованные люди. Открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии Наук, которую он сформировал в 1724 г. из приглашенных им ученых и с созданием которой тесно связана была организация среднего и высшего образования. В нее входили Академия, Университет и гимназия. При этой Академии уже после его смерти открылись два учебных заведения: гимназия и университет с тремя факультетами и преподаванием математики, физики, анатомии, философии, истории и права. За недостатком светских школ царь посылал дворян учиться за границу.
В первой четверти XIII века стали открываться цифирные школы, церковноприходские училища, духовные семинарии. В1701 г. в Москве была открыта Навигационная школа - первое светское государственное учебное заведение, создавался ряд профессиональных школ - Артиллерийская, Инженерная, Медицинская.В 1707 г. в Москве появилась медицинская школа при военном госпитале. В 1715 г. для подготовки кадров вновь построенного русского флота была открыта морская академия в Петербурге, инженернаяи артиллерийская школа. К 1720 г. в России насчитывалось до полусотни школ в провинциальных городах. В 1719 г. был создан первый естественно-исторический музей в России – Кунсткамера.
Петр I ввел новый гражданский алфавит, у которого написание букв было схоже с латинским. Им были изданы «Геометриа» и другие светские учебники, а также знаменитое «Юности честное зерцало», «Наставление по светскому поведению для молодых дворян», которое было переведенное с немецкого языка и которое только при жизни Петра выдержало три издания.
Михаил Ломоносов стал первым русским академиком. В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. Он был вторым русским университетом. В организованной при университете типографии издавалась газета "Московские новости". Кроме его медицинского факультета и уже упомянутой Московской госпитальной школы в Петербурге также уже существовали медицинские школы при госпиталях, которые в 1786 г. были объединены в Главное врачебное училище. В 1798 г. система здравоохранения и медицинского образования была дополнена созданием Московской медико-хирургической академии. Для высшего дворянства в 1731 г. был учрежден Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. — Морской кадетский корпус. В программу Шляхетского корпуса входили логика, математика, физика, риторика, история, география, латинский и французский языки, этика, право, экономика, навигация, артиллерия и фортификация, фехтование, музыка, танцы, архитектура, рисование и скульптура. Во второй половине XVIII века получили распространение также частные пансионы и домашнее образование.
Появились профессионально-художественные учебные заведения. В Петербурге - Танцевальная школа, в Москве - Балетное училище и Академия Художеств.
Наука
Впервые наука появилась в России при Петре I. Царь был заинтересован в составлении карт своих владений, в особенности на Дальнем Востоке, для чего посылал в Сибирь и Америку несколько экспедиций, в том числе знаменитую экспедицию Беринга. В 1719 г.Петр направил на Урал и в Сибирь Василия Татищева, одним из поручений которого также было географическое описание России. В ходе работы оно превратилось в историческое исследование, Татищев разыскал и подготовил к публикации Русскую правду, Судебник Ивана Грозного (1550 г.), целый ряд летописей и множество других ценных исторических документов. Его работа над «Историей Российской» продолжалась в течение всей жизни; первый том этого труда был опубликован лишь в 1768—1769 гг. Герхардом Фридрихом Миллером, а пятый — в 1848 г. Михаилом Петровичем Погодиным.
Существенный толчок к развитию научных исследований был дан учреждением Петербургской Академии наук, куда были приглашены многие известные учёные Европы. Среди них был и Герхард Миллер, второй русский историк, автор «Описания Сибирского царства» (1750 г.) и норманнской гипотезы происхождения Руси. Географию и флору Сибири изучали академики Степан Крашенинников, Иван Лепехин и Петер Паллас. Русским академиком почти всю свою жизнь был и знаменитый математик Леонард Эйлер, который не только писал учебники на русском языке, но и стал в Петербурге автором множества научных трудов, среди которых «Механика, или наука о движении, в аналитическом изложении» (1736 г.) и «Всеобщая сферическая тригонометрия» (1779 г.), первое полное изложение всей системы сферической тригонометрии.
Большой вклад в развитие русской науки сделал академик Михаил Ломоносов, авторству которого принадлежит закон сохранения массы. Стремление к образованию было у него буквально естественной потребностью, но именно своей ученостью он был полезен отечеству. Получив образование, Ломоносов сделал все, чтобы оно стало доступным многим таким же, как он. Именно это придавало ему уверенность, что:«Может собственных Платонов и быстрых разумом НевтоновРоссийская земля рождать».Михаил Васильевич известен не только как ученый, но и как поэт. Он стал трактовать литературу уже не как развлечение, а как общественно полезную деятельность, сосредоточение мысли и разума. Кроме того, он заложил основы современной физической химии, молекулярно-кинетической теории тепла, изготовлял телескопы собственной конструкции, с помощью которых открыл атмосферу у планеты Венеры, а также был одаренным поэтом и одним из создателей современного русского языка. Среди российских естествоиспытателей эпохи Просвещения известны также химик ТовийЛовиц, натуралисты и этнографы Иоганн Георги и Иоганн Гюльденштедт, ботаник и географ Иоганн Фальк, географы Николай Яковлевич Озерецковский и Пётр Иванович Рычков.
Книгопечатание
В эпоху Петра I издательское дело в России получает значительное развитие. За короткие сроки было открыто несколько крупных типографий: Гражданская типография В.А. Куприянова (1705 г.), "Сенатская типография", типография Александро-Невского монастыря (1719 г.), типография Морской академии и т.д. В 1708-1710 гг. была проведена реформа шрифта, упростившая сложную кириллицу, что способствовало увеличению издания светских гражданских книг, учебников и журналов. При жизни Петра I вышло в свет около 380 гражданских книг, в том числе 350 на русском и 30 на иностранных языках. Были организованы библиотеки, открыты книжные магазины. Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Введение гражданского языка способствовало укреплению светского языка.
С 1703 г. стала выходить первая печатная газета «Ведомости», издававшаяся по указу Петра I. В «Ведомостях» публиковались военные сообщения, известия о состоянии торговли и промышленности, о новых школах, иностранная хроника и др.В 1728 г. начато издание газеты "Санкт-Петербургские ведомости". Появилась сеть книжных лавок.
Большая заслуга развития Российского книгоиздания принадлежит русскому просветителю, писателю, журналисту Н.И. Новикову. В его типографиях печаталось около трети издаваемых в последней четверти XVIII века книг. Он издавал книги по всем отраслям знаний, а также сатирические журналы «Трутень», «Живописец», Кошелёк», в которых выступал ярым противником крепостного права. Новиков – организатор библиотек и школ в Москве, книжных магазинов в 16 городах России.
Крупным русским мыслителем XVIII в. был Феофан Прокопович, современник и сподвижник Петра. В своих работах он разрабатывает русский вариант концепции просвещенного абсолютизма. Осмыслению прошлого России посвящены труды Василия Никитича Татищева — первого крупного русского историка, написавшего «Историю Российскую с самых древнейших времен». В ней он прослеживает историю России от Рюрика до Петра I.Литература
Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Введение гражданского языка способствовало укреплению светского языка. В это время были очень популярными стихотворные произведения –сатиры, оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира (1708-1744 гг.), одного из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры.
Поэт Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1768 гг.) стал реформатором русского языка и стихосложения. В работе « Новый краткий способ к сложению российских стихов» сформулировал принципы силлабо-тонического стихосложения (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Это дало мощный толчок дальнейшему развитию литературы в России.
Основоположником русской драматургии стал Александр Петрович Сумароков (1717-1777 гг.), поэт, автор первых комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни. В произведениях этих писателей нашли отражение идеи русского классицизма.
Вспомним еще раз Михаила Васильевича Ломоносова (1711 — 1765 гг.), он вошел в историю русской литературы как создатель од, торжественных стихотворений на "высокие" темы. Цель оды — прославление, и Ломоносов прославляет Россию, ее мощь и богатство, ее нынешнее и будущее величие под просвещенным руководством мудрого монарха. В оде, посвященной восшествию на престол Елизаветы Петровны (1747 г.), автор обращается к новой царице, но прославление превращается в поучение, в «урок царям». Новый монарх должен быть достоин своего предшественника — Петра Великого, доставшейся ему богатой страны, а потому следует покровительствовать наукам, сохранять "возлюбленную тишину", то есть мир: Оды Ломоносова прославляют и достижения науки, и величие Бога.
Последняя четверть XIII века стала временем расцвета творчества крупного поэта Гавриила Романовича Державина (1743-1816). Основным жанром его произведений была ода. В известной оде «Фелица» показывается образ идеального монарха. Автор призывает «истину царям с улыбкой говорить». Державин сочетает «высокие» и «низкие» стили, вносит элементы живой речи в русский язык.
Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях "Бригадир" и "Недоросль" Денис Иванович Фонвизин (1744/45-1792 гг.). Его комедии, сатирически изображавшие нравы дворянского сословия, обличавшие невежество, тиранию, крепостное право как корень зла всех бед в стране, положили начало обличительно-реалистическому направлению русской литературы.
Николай Михайлович Карамзин(1766-1826 гг.) – автор повестей «Бедная Лиза», «Деревня», «Наталья, боярская дочь» был основоположником русского сентиментализма. Основное сочинение Карамзина «История Государства Российского» (в 12 томах) – новый этап в развитии русской исторической науке и вместе с тем образец русской прозы. Свой труд автор адресовал всем слоям российского общества.
Музыка
Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной.
На улицах новой столицы - Петербурга - играют военные оркестры; во дворце устраиваются ассамблеи с танцами; музыка звучит и на торжественных мероприятиях, и на военном параде, и на театральных подмостках.
Особой популярностью пользовались танцевальные жанры.Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез - прочно укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе.Достаточно разнообразным был музыкальный репертуар петровских ассамблей.
Постепенно к музыке начинают приобщаться наиболее образованные представители русской аристократии. Некоторые из них хорошо владели искусством игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе входят в моду галантные песни любовно-лирического содержания ("арии"), исполнявшиеся под аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки.
В период 30-40-х годов музыка постепенно выходит из сферы прикладного искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные музыкальные жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные инструменты, в том числе клавикорды, скрипка и арфа, получают все более широкое распространение в дворянском быту. При дворе и в домах знатных вельмож устраиваются камерные концерты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и оперные труппы, русские музыканты овладевают исполнительским мастерством.
В России приобретают популярность различные жанры камерной музыки. В середине XVIII века камерные концерты при дворе становятся обычным явлением.Большим успехом камерное музицирование пользовалось в аристократических любительских кругах. К этому времени заметно выросла и роль придворного оркестра.
В начале 60-х годов оркестр был разделен на две самостоятельные группы музыкантов - исполнителей оперно-симфонической и бальной музыки. Такая дифференциация была несомненным признаком роста исполнительских сил.
Не случайно из среды музыкантов придворного оркестра выдвинулись в конце века такие даровитые русские композиторы, как Василий Алексеевич Пашкевич и Иван Евстафьевич Хандошкин.
Последняя треть XVIII века характеризуется значительной демократизацией музыкально-общественной жизни. Развивается музыкальное образование, нотопечатание и нотоиздательское дело. Музыка становится достоянием более широких кругов русского общества: домашнее музицирование получает распространение в мелкопоместной и городской мещанской среде.
В конце XVIII века роговые оркестры исполняли также и достаточно широкий концертный репертуар классической музыки. И все более систематический характер приобретает концертная жизнь. Ораториальные, хоровые концерты пользовались большим успехом у публики. Одновременно устраивались и сольные концерты.Большим успехом пользовались выступления клавесинистов и органистов ВильгельмаПальшау, ИоганнаГесслера, известных в России также и по своей педагогической деятельности.
Успехи музыкального образования создали прочную основу для дальнейшего роста музыкальной культуры. Если в начале века домашнее музицирование процветало лишь в узком кругу русской аристократии и было в значительной степени данью «иноземному вкусу», то теперь оно сделалось потребностью.К музыкальному искусству, несмотря на сословные ограничения, тянутся все более широкие слои населения, и даже представители крепостного сословия теперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов. К концу XVIII века можно говорить о вполне сложившихся, устойчивых национальных традициях в области музыкального исполнительства, оперного театра, концертной жизни.
На рубеже XVIII-XIX вв. появился жанр камерной лирической песни – русский романс. Одним из создателей русского романса стал Осип Антонович Козловский, написавший «Российские песни», героико-патриотические полонезы.
Опера
Основным жанром, характеризующим развитие музыкального искусства XVIII века в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре ярче всего проявились впоследствии творческие возможности русских композиторов XVIII века. Именно опера в эту эпоху становится наиболее развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом музыкального творчества. Опера привлекает к себе и широкую аудиторию и лучшие творческие силы, вызывает живые отклики в общественном мнении, в поэзии, литературе и критике. С большой непосредственностью и полнотой она отображает передовые, демократические тенденции русского искусства.В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные проблемы русской действительности, и в первую очередь вопрос о социальном неравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного крестьянства.
Русская опера XVIII века - это прежде всего реалистическая опера-комедия бытового плана, тесно связанная со всем укладом русской общественной жизни.
На оперной сцене в конце XVIII века выступает галерея типических персонажей, давно знакомых зрителю по комедиям того времени.Опера по-своему метко высмеивала отсталые нравы русского общества.
Критическая, обличительная направленность определяет главную, основную тенденцию реалистической оперы-комедии XVIII века, вошедшей в круг самых значительных, прогрессивных явлений русского искусства радищевской поры. Молодое искусство оперы XVIII века со всей очевидностью свидетельствует об удивительном разнообразии путей развития русской композиторской школы.
В опере коренились основы и русского симфонизма, и русской хоровой классики. Тесно соприкасаясь с народной песней и бытовым романсом, она оказывала воздействие и на профессиональную вокальную лирику.
Активное развитие оперной драматургии в XVIII веке во многом заранее обусловило ту важную роль, которую суждено было играть оперному жанру в творчестве композиторов-классиков.
Балет
Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера в антрактах сначала драматических, затем оперных спектаклей. Постепенно стали складываться балетные группы. Для подготовки танцоров придворные балетные группы в 1738 г. был утвержден проект (Собственной Её Величества танцевальной школы). В 1741 г. дочь Петра I Елизавета издала указ об учреждении в Петербурге русской балетной труппы. Первым русским балетным либреттистом был А.П. Сумароков. Тимофей Бубликов стал первым танцовщиком Петербурга, получил придворный чин и звание танцмейстера двора. Известными артистами балета были Иван Лаврентьевич Еропкин, Василий Михайлович Балашов, Гаврила Райков. Первые русские балетмейстеры Балашов и Райков ставили в Москве комические балеты и дивертисменты. Ведущей московской танцовщицей была Арина Матвеевна Собакина.
Театр
Первые годы царствования Петра I положили начало активному развитию театральной жизни в России. Впервые театр стал доступным для сравнительно широкого круга зрителей. Неизменной участницей всех спектаклей была инструментальная музыка.
В 1702 г. по велению Петра был создан Публичный общедоступный театр, рассчитанный на массовую публику. Ставились спектакли, прославляющие дела Петра I.
В середине XVIII века во многих городах выступали иностранные актерские труппы, но среди публики рос интерес к русскому театру, связанный с общим подъёмом национального самосознания.Открывались новые театры, ставились спектакли по пьесам русских авторов - Сумарокова, Фонвизина.
В конце XVIII века возник крепостной театр – дворянские театры с труппами из крепостных. В основном такие театры создавались в Москве и Подмосковье. В историю русского театрального искусства вошли имена крепостных актёров Прасковьи Жемчуговой и Михаила Щепкина. Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.
Начав свое существование в первые годы царствования Петра I, русский театр продолжал расти и развиваться в течение всего XVIII века.
Ведущая роль в музыкальной жизни России по-прежнему принадлежит оперному театру. Однако развитие музыкального театра к этому времени приобретает новое направление. Огромное значение для развития оперного жанра в России имели успехи отечественного драматического театра. Большого подъема театральная жизнь достигла в период 1770 - 1780-х гг., в эпоху деятельности передовых русских драматургов Д.И. Фонвизина, Якова БорисовичаКняжина, Василия Васильевича Капниста. В 1776 г. в Москве состоялось открытие Петровского театра, на основе которого впоследствии возник Большой театр.
Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.
Изобразительное искусство
В XVIII веке претерпевает изменения и изобразительное искусство – живопись, скульптура и др. Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь ко всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств.
XIII век - время расцвета портретной живописи. В этот период в России творили величайшие мастера своего дела – представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее известные художники этого времени - Андрей Матвеев (1701-1739 гг.) и Иван Никитин (1690-1742 гг.) - основоположники русской светской живописи.
Иван СаввичНикитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Портреты, созданные Никитиным в ранний период, уже представляют собой вполне европейские по характеру изображения, наиболее близкие произведениям французской школы начала XVIII века. Используя общеевропейский опыт, русский художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Так возникает свой вариант портрета - общепонятный и вполне неповторимый.
Портреты Андрея Матвеева отмечены непринужденностью поз и правдивостью характеристик.
Крупнейший портретист того времени Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822 гг.) создал великолепную серию парадных портретов – от портрета Екатерины II до портретов московских купцов.
Творчество Владимира ЛукичаБоровиковского (1757-1825 гг.) отличает сочетание декоративной тонкости и изящества с верной передачей характера.
В конце XVIII века формируется одна из богатейших художественных коллекций мира – Эрмитаж. В его основе – частное собрание картин западноевропейских мастеров Екатерины II. В Эрмитаже также устраивались спектакли, музыкальные вечера.
Архитектура иСтроительство
В Петровскую эпоху вносятся новшества в архитектуру и строительство, обусловленные требованиями правительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжении века. Русское искусство «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка, рост промышленности и торговли приводит к тому, что в феодальной по укладу еще стране растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в целом.
Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Большой Каменный мост, Арсенал в Кремле и др. Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург, задуманная как образец новой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки. Для этого строительства и были приглашены иноземные зодчие Доменико Трезини,Карло Растрелли. Новая столица была задумана как регулярный город, с длинными лучевыми проспектами, с городскими ансамблями кварталов и улиц, площадей. Трезини выступил как автор жилых зданий трех категорий: для "именитых" граждан - каменных, для "зажиточных" и "простых" людей - мазанковых. Общественные сооружения Трезини отличались простотой стиля- здание Двенадцати коллегий . Самым значительным сооружением был Петропавловский Собор Петропавловской крепости.В числе общественных зданий выделялись Гостиный двор, Биржа, Адмиралтейство. Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями - Петергоф и др.
Технической новинкой Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было широко распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала 45 метров.
С размахом же каменного строительства усовершенствовались и его инженерные основы, стало возможно уменьшить толщину стен, строившихся зданий, без существенного снижения прочности. Например, во дворце Меншикова на Васильевском острове толщина стены в верхних этажах всего в полтора или даже в один кирпич.
Город был создан в рекордные сроки - временный деревянный Петербург быстро сменился каменным. К концу царствования Петра I он уже удивлял приезжих иностранцев величием и красотой.
Выдающимся зодчим Москвы того времени был Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774 гг.), представитель стиля русского барокко. Наиболее значительное его творение – колокольня Троице-Сергиевой лавры, отличающаяся многоярусной композицией и богатством декоративного убранства. В 1749 г. Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу, в которой под его руководством прошли ученичество такие выдающиеся архитекторы: Василий Иванович Баженов, Матвей Фёдорович Казаков, Иван Егорович Старов. Творения В.П. Баженова отличаются смелостью композиций, разнообразием замыслов, сочетанием западного и русского стилей (дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, дом Пашкова – самое красивое здание XVIII века в Москве, Михайловский замок в Петербурге).По проектам М.Ф. Казакова (1738-1812 гг.) были построены: Сенат Московского Кремля, Московский Университет, Голицынская больница, Петровский дворец, Дворянское собрание.И.Е. Старов (1745-1808 гг.) – автор ряда замечательных архитектурных творений в Петербурге: Троицкого собора, Александро-Невской лавры и Таврического дворца.
Архитектура и строительство XVIII века и сегодня являются не только украшениями русских городов, но шедеврами мирового значения.
Заключение
Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки. В это время русская культура сделала большой шаг в своем развитии, появились новые направления - реалистическая бытовая и историческая повесть, стихотворный, драматический, исторический и сатирический жанры в литературе; переход от церковных канонов к нарядности и декоративности стиля московского барокко в зодчестве; приближение изображения к оригиналу в живописи, появление парсунной живописи; проникновение светских мотивов в музыку и, наконец, появление нового вида искусства – придворного и школьного театра.
XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры,для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство,но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии.
Русское искусство, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен.
Однако в отличии от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев.
В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования – этого требовала эпоха.
В развитии просвещения России второй половины XVIII века отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения.
С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.
Итоги историко-культурного развития России в XVIII веке весьма значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства. В то же время укрепление связей с зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру. Укрепление могущества Русского государства, которое стало одним из крупнейших государств мира, способствовало формированию русской нации и единого русского языка, ставшего величайшим культурным богатством русского народа. Получили развитие все направления культуры - образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Произошло обмирщение, секуляризация культуры, проникновение в Россию идей Просвещения. Это способствовало появлению новых видов культуры – первых литературных журналов, художественной литературы, общедоступного театра, светской музыки. Идет становление русского классицизма. Значительно расширилась сфера духовной деятельности русских людей.
Развитие культуры России XVIII века подготовило блестящий расцвет русской культуры в XIX веке, ставшей неотъемлемой частью мировой культуры.
Список используемой литературы
«Русская архитектура первой половины XVIII века.» А.Н. Петров. 1954 г.
Большая Советская Энциклопедия, — М.: 1975 г. Тома 18,19,20,21.
«Рождение новой России.», В.В. Мавродин - М.,1998 г.
Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ. Б.А. Рыбаков. 1990 г.
История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины XVIII века. О. Левашёва, Ю. Келдыш, А. Кандинский. 1973 г.
Русская лира. «Очерки о музыкальной России».1971 г.Миронов А.Г.
О русском искусстве. Собрание сочинений т. 24. М., 1953 г. Горький А.М.
У истоков русского театра. 1984 г. Кузьмин А.И. М.
История СССР с древнейших времен до конца XVIII века М.: Высшая школа. 1983 г. Рыбакова Б.А.
Взлеты и падения особого пути России // Знание — сила. № 8, 9. 1990 г. Криворотов В.
Рождение империи // кн. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX вв. М.: Политиздат. 1991 г. Анисимов Е.В.
«История мировой культуры. Культурология» Москва 2003 г. А.Н. Маркова
«Культурология» Москва 2007 г. А.Н. Маркова
«История мировой культуры» Ростов-на-Дону 2005 г. Г.В Драч
«Культура России IX-XX вв.» Москва 1996 г. В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, М.Р. Зезина
«Энциклопедический словарь русского художника.» Педагогика. 1983 г.
https://yandex.ru
https://yandex.ru/images/
http://fb.ru/article/159457/kultura-rossii-v-veke-kratko-hudojestvennaya-kultura-rossii-veka
https://www.syl.ru/article/361343/kultura-rossii-veka-razvitie-dostijeniya