Политика реформ Петра I - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Политика реформ Петра I

Аветисян  Р.А. 1
1Российский университет транспорта (МИИТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В конце 18 века, когда престол занял молодой царь Петр Первый, страна переживала переломный момент своей истории. В России не было крупной промышленности ,которая могла бы обеспечить страну сельскохозяйственными орудиями, тканями, оружием. У России не было выходов к морям, через которую можно было развивать внешнюю торговлю, поэтому не было и собственного флота. Сухопутная армия была устаревшей и состояла из дворянского ополчения, а дворяне неохотно принимали участие в военных походах, не имели хорошего, современного вооружения и военной выучки.

Между боярами и дворянами шла ожесточенная борьба за власть. Страна постоянно воевала внутри себя: крестьяне и горожане с дворянами и боярами, поэтому Россия была слабой для иностранных врагов - Швеции, Речи Посполитой, которые были бы не против захватить и подчинить себе русские земли.

Таким образом, была необходимость реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, переделать систему управление страной, а для этого России нужен был умный и талантливый руководитель, таким был Петр Великий.

ПРИЧИНЫ ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМ.

Исторические условия и предпосылки петровских реформ:

-Страна стояла накануне великих преобразований, и для этого были предпосылки:

-Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.

-Промышленность по своей структуре была крепостнической. А по объему продукции явно уступала промышленности западноевропейских стран.

-Русское войско было плохо организованно вооружено и обучено

-Сложный и неповоротливый государственный аппарат не отвечал потребностям страны.

-В области духовном развитии тоже было отставание. В народ просвещение почти не шло, даже в высших кругах было много необразованных и неграмотных людей.

Таким образом, России требовались коренные реформы, чтобы занять достойное место среди государств Запада и Востока. Реформы были подготовлены всей предшествующей историей народа, «требовались народом». Данные реформы при мирном ходе дел могли отсрочиться на целый ряд поколений. Реформа же Петра была насильственной, но необходимой, внешние опасности государства подталкивали к этому.

Реформы коснулись буквально всех сфер жизни русского народа и государства.

- военную

- органов власти и управления

- сословного устройства русского общества

- податную

- церковную и в области культуры и быта.

Следует сказать, что основной движущей силой петровских реформ стала война.

Военная реформа

С раннего возраста у Петра была склонность к военному делу. Еще во времена его детства из двух дворцовых сел, Преображенского и Семеновского, в «потешные полки» были собраны ребятишки для военных игр. (Впоследствии они превратились в одноименные первые регулярные гвардейские полки, которые представляли собой внушительную силу как на поле брани, так и в решении вопросов престолонаследия.)

Самостоятельное царствование Петра начинается с Азовских походов 1695-1696г.г. Его войска также потерпели неудачу под Азовом и Петр начинает строить корабли. И ему это удается, ведь флот был любимым детищем Петра еще во времена его юности. Флот строился его на Яузе и Плещееевском озере у города Переславля-Залесского, а сейчас флот встал на реке Воронеж у впадения ее в Дон. Строительство флота проходило очень быстрыми темпами: за год было сделано 23 галеры, 2 корабля. 4 брандера и 1300 стругов, и 19 июля 1696 года крепость Азов была взята.

В октябре 1696 года по указу Петра в Голландию, Англию, Венецию для обучения навигации направили 61 русского юношу. В это время шла подготовка к Великому посольству, в состав которого входил и сам Пётр под другим именем. Это было действительно Великое посольство, ведь ходе пребывания в странах Западной Европы окончательно сформировалась личность Петра и приобщило его к культурным формам европейской жизни. В ходе этого Петр убедился, что сложилась благоприятная внешнеполитическая ситуация для борьбы за Балтику, потому что сильные государства Европы были заняты предстоящей войной за испанское наследство. После этого была Северная война, которая привела Россию к выходу в Балтийское море. Но этому предшествовало поражение русской армии под Нарвой.

После которого Петр начал преобразование Русской армии: создавались новые полки, национальные офицерские кадры, были открыты школы для их подготовки : математических и навигационных наук, инженерная, артиллерийская и медицинская (были ликвидированы дворянское ополчение и стрелецкое войско, укреплялись города, создавалась новая артиллерия. Из-за нехватки металла Петр приказал переплавливать церковные колокола. Следствием овладения русскими войсками крепостью у истоков Невы - Шлиссельбургом (сейчас Петрокрепость) май 1703г. стал месяцем заложение города-Санкт-Петербурга. В дальнейшем русские войска овладели Нарвой и Дерптом, началось строительство флота, вышедшего на просторы Балтики. Так было «прорублено окно в Европу».

Итак военная реформа Петра привела Россию к следующему:

- появились постоянные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом.

-появился Военный и Морской устав;

- развивалась металлургия, поэтому и артиллерия, также создавались новые образцы орудий;

-появился военный флот

на высоком уровне военного кораблестроения того времени;

-введена рекрутская система комплектования армии, которая имела явное преимущество по сравнению с дворянским ополчением, которое закончило свое существование, но дворянство для дворянства обязательна была военная или гражданская служба.

Реформы органов власти и управления

В первой половине 18 века был проведён ряд реформ, связанных с преобразованием центральных и местных органов власти и управления.

С 1708 г. Петр начал перестраивать старые учреждения и заменять их на новые, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.

Вся законодательная, исполнительная и судебная власть была в руках Петра, после окончания Северной войны получивший титул императора. В 1711 году был сформирован новый высший орган исполнительной и судебной власти (вместо боярской думы) – Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. В него вошли 9 самых близких к царю сановников. Сенату предписывалась разработка новых законов, контроль за финансами страны и деятельностью администрации. Руководство сенаторской работой возглавлял генерал-прокурор, названный Петром «оком государевым».

В 1718-1721 годы были учреждены 12 коллегий вместо старой системы приказов, каждая из которых занималась определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату.

-Военная коллегия занималась сухопутными вооруженными силами; Адмиралтейская- флотом; иностранных дел- внешними сношениями; -Камер- коллегия – сбором доходов;

-Штатс-коллегия- бюджетом государства;

-Вотчинная- дворянским землевладением;

-Мануфактур- коллегия- промышленностью, кроме горной, которой ведала специальная

-Берг- коллегия и т.д

Своеобразной коллегией был Синод (Духовная коллегия), учрежденный в 1721 г. Вместе с отменой Петром в России патриаршества. За Синодом главенствовал обер-прокурор, таким образом церковь стала частью государственной машины.

Еще в 1708 году Петр провел административно - территориальную реформу, разделив Российское государство на 8 губерний:

Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангельскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую.

Во главе губерний стояли губернаторы, в руках которых была исполнительная и служебная власть.

Но исполнение законов осложняется тем, что губернатор подчиняется не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения которых часто противоречили друг другу.

Каждая губерния занимала огромную территорию и в свою очередь делилась на провинции. Во главе провинций были воеводы. Всего провинций было 50. Провинции были разделены на уезды.

Данная система органов власти и управления закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширяла объем и формы службы дворян, что вызывало их негодование.

Реформа сословного устройства русского общества

Как и во времена предшественников, социальная политика в эпоху Петра Первого была направлена, главным образом, на усиление роли, места и значения дворянства в стране. В 1714 г. был издан «Указ о единонаследии». Указ соединил два феодальных сословия в единый класс – дворянство. Указ предписывал передавать вотчины и поместья старшему сыну, остальные дворяне должны были нести обязательную государственную службу. В 1722 году появился «Табель о рангах», который разделил гражданскую, военную и придворную службы. Гражданские и военные должности подразделялись на 14 рангов или ступеней, которые нельзя было перескакивать. В 1718-1724 гг. в России провели перепись населения. Для этого ввели новую форму учета – ревизия. Ревизия стала основным видом учета в России до 60-х гг. 19 века.

В ревизские списки вносили только мужское население – от грудных младенцев до дряхлых стариков. Мужчины были обязаны платить ежегодный денежный налог – подушную подать, от него были освобождены только дворяне и духовенство. Увеличение налогового гнета вызвало массовое бегство крестьян. В 1724 г. Петр издал указ, который запрещает уход крестьян и прием их на работу другим хозяином без письменного разрешения помещика. Таким образом было положено начало созданию в России паспортной системы. Все ремесленники были обязаны жить в городах и записываться в цехи. Горожане делились на две категории: регулярные и нерегулярные граждане. В регулярные жители записывали купцов, промышленников и ремесленников; нерегулярными гражданами стали те, кто не имел собственности.

Итак, Петр поставил цель создать могущественное дворянское государство. Для этого надо было распространить среди них знания, повысить их культуру, т.к. дворянство в большинстве своем не было готово к пониманию и осуществлению целей Петра.

В начале Петр решил распространить среди дворян образование. Он установил новую обязанность дворян – учебную: с 10 до 15 лет должен был учиться «грамоте, цифири и геометрии», а потом должен был идти служить. Без справки о «выучке» дворянину не давали «венечной памяти» - разрешения жениться.

Указами 1712, 1714 и 1719 гг. был установлен порядок. По которому «родовитость» не учитывалась при назначении на должность и прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, могли получить любую военную или гражданскую должность. При выборе ближайшего окружения Петр руководствовался исключительно практическим соображением – деловыми качествами и благонадежностью человека. Никогда бывший пироженщик А. Меншиков не вознесся бы на вершину власти, если бы не встреча с Петром. А, например, генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга был юнгой на португальском корабле.

Генерал-прокурор Сената пас свиней, а вице-губернатор Архангельской губернии был из крепостных Шереметьева, который подал в 1699 г. Петру проект о введении изобретенной им гербовой бумаги, получил вольную и был принят на военную службу. По этим примерам видно, что Петр больше не руководствовался старыми установками о знатности происхождения и родовитости при подборе важных людей для руководства государством.

Церковная реформа

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа.

В 1700 г. Умер патриарх Андриан, и ему было запрещено выбирать приемника. Пётр поручал управление церковью одному из митрополитов, который выполнял функции «местоблюстителя патриаршего престола».

В1721 г. Патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан « Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия. Также подчинявшаяся Сенату.

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

Петр осуществил церковную реформу, которая выражается в создании коллегиального управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую» систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил её автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики.

Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди.

Превращение церкви в бюрократическую контору, которая охраняет самодержавия, которая выполняет его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа. В последствие довольно равнодушно смотревшего и на её гибель под обломками самодержавия и на разрушение её храмов.

Реформы в области культуры и быта

Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезных изменений в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации. Нововведения в области в области культуры, как и остальные реформы, подвергались явному и скрытому неприятию, многие элементы культурной жизни доводилось насаждать довольно резкими методами. После возвращения из-за границы с Великим посольством Петр произвел войну с бородами.

Принимая бояр, Пётр взял в руки ножницы и стал резать им бороды, что вызвало шок даже у сторонников царя. Так, в обычной для себя деспотичной и грубой манере, Петр решительно рвал со стариной в быту. Он не считался ни с боярамини с духовенством и в специальном указе приказал, чтобы бороды брили абсолютно все.

Те же, кто не хотел подчиняться царскому указу, должны были платить налог: купцы - по 100 руб., дворяне и чиновники – по 60 руб., горожане – по 30 руб., крестьяне – по копейке при въезде и выезде из города. В покое оставили только духовенство. После борьбы с бородами указом от 4 января 1700 г. Петр повелел российским дворянам, посадским людям и боярским холопам носить венгерские кафтаны. Это не было новшеством, еще при дворе царя Фёдора в моду вошли польские и венгерские кунтуши.

Так же Пётр ввёл новое летоисчисление. 19 декабря 1699 г. Царский указ известил, что отныне в России, как и в других европейских державах, летоисчисление будет вестись не от «сотворения мира», а от Рождества Христова. На следующий день указ повелел начинать год не с 1 сентября, а с 1 января.

В то же время Петр разрешил подданным свободный выезд за границу для получения образования. Указом от 10 марта 1699 г. Царь учредил первый русский орден – Святого апостола Андрея Первозванного.

Подавляющая безграмотность была в прежние времена одной из отличительных черт русского человека. В посадах грамоте обучали священники, дьяконы, дьячки и подьячие.

Сам царь Петр с трех лет обучался грамоте у дьяка Никиты Зотова, но систематического образования так и не получил. Даже в зрелом возрасте царь писал с грамматическими ошибками, мать его царевна Софья была почти единственная образованная женщина из высшего сословия, потому что в то время обучали грамоте только мужчин и только Петр 1 учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин. Что означало серьезные изменения их положения в обществе.

Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», употреблению иностранного, преимущественного французского языка. К моменту наступления Петровских реформ грамотность пытались повысить, был даже выпущен букварь по доступной для простого люда цене – одна копейка. Издавалось много книг светского содержания: разные сборники по истории, литературе, географии, астрономии, медицине и т.д. Несмотря на это, грамотность в русском обществе внедрялась очень медленно. Связано это было не только с извечным нежеланием и ленью русского человека, но и с отсутствием системы учебных заведений. Обучение шло через домашних учителей.

Но к концу века обучение на дому перестало удовлетворять насущные потребности. Встал вопрос о создании школ.

Несмотря на вполне подготовленную почву, Петру пришлось силой сеять и взращивать семена знаний. В течение первой четверти 18 века по царскому указу была создана целая сеть школ ( прежде всего цифирных, т.е. математических) для начального образования. В них учились мальчики от 10 до 15 лет из дворян, приказных и подьячих.

Особое значение приобретали специальные школы, которые давали молодым людям промышленные профессии.

Было открыто много школ:

горная школа, школа для будущих канцелярских служащих, приуральских заводах основали школа для мастеровых и подьячих, была открыта школа переводчиков.

Однако более важными в свете Петровских реформ оставались специальные технические учебные заведения. Самой известной стала Московская Навигацкая школа, Морская академия, Инженерная школа, первое в России Медицинское училище.

Петр в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, вместо кирилловскому полууставу. Были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли. А также созданием и развитием библиотек. С 1702 г. систематически выходила первая русская газета «Ведомости». Она была обращена к народу, в ней печатался новый алфавит. Новости культуры.

При Петре Первом проводилась большая работа по созданию научных коллекций по минералогии, металлургии, ботанике и т.д. в связи с этим было организовано много экспедиций.

Была создана астрономическая обсерватория.

Создавались труды по русской истории, для целей которых был издан специальный указ о собирании по монастырям древних летописей, летописцев, хронографов.

А созданная Петром Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей. Это было началом музейного дела в России.

В живописи тоже произошли изменения в направлении: на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти 18 века относят и попытки создания русского театра, в это же время написаны первые драматические произведения.

Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения стало основание в 1724 году Академии наук в Петербурге.

С первой четверти 18 века был осуществлён переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стали определять дворцы, особняки и дома правительственных учреждений и аристократии.

Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти 18 века, имели большое прогрессивное значение. Но они ещё больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, которое стало презрительно относится к русскому языку и русской культуре.

РЕФОРМЫ: ЗНАЧЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Противоречия в реформах Петра

В стране не только сохранились, но укрепились и господствовавшие крепостнические отношения. Но изменения во всех сферах жизни страны постепенно переросли в качественный скачок в развитии. Средневековая Московская Русь стала Российской империей.

Сильно изменилось место России и её роль в международных отношениях того времени. Конечно, все эти изменения происходили на феодально-крепостнической основе. Но данный строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития, но формы в которых решались общенациональные вопросы все более явно показывали, что укрепление развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса России.

Уже во время правления Петр 1виднеется главное противоречие свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, активного содействия росту промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны. Но для решения данных вопросов требовалось сокращение сферы деятельности крепостничества, образования рынка вольнонаёмной рабочей силы, ограничения ликвидации сословных прав и привилегий дворянства. Но происходило противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Замедленное формирования буржуазии и превращение её в класс, который противостоит классу феодалов-крепостников, приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений.

Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и реформ осуществлённые им.

С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были направленны на устранение её отсталости.

С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства.

В результате реформ Петра Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений.

Но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития.

Реформаторская деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, огромным размахом и целеустремленностью, смелость в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта.

На тот момент не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Идеи рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлетворяя требованиям того момента. И каждая из них вызывала сопротивление со стороны самых разных соц.слоев, вызывала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, которая отличалась крайнейжестокостью.

Социально-экономическое развитие и политика правительства в первой половине 18 века

Реформы Петра почни не принесли каких-либо больших изменений в систему земледелия, прежними оставались орудия труда, агротехника и сельскохозяйственные культуры. Производство сельскохозяйственных продуктов выросло из-за распашки и включения в постоянную обработку новых территорий на востоке и юге страны.

Большие изменения произошли в системе феодальной собственности, владельческих и государственных повинностей крестьян, в податной системе, еще более укрепилась власть помещиков над крестьянами. Расширение и укрепление феодального землевладения и собственнических прав помещика способствовали удовлетворению возросших потребностей дворян в деньгах. Это влекло за собой повышение размеров феодальной ренты, которая сопровождалась ростом крестьянских повинностей, укрепляло и расширяло связь дворянской вотчины с рынком.

Указ о единовластии завершил объединение класса феодалов в единый класс – сословие дворян – и укрепил его господствующее положение.

Но здесь была и другая сторона, Помещики и бывшие вотчинники были обязаны нести службу в регулярной армии и флоте, в аппарате власти и управлении. Это была постоянная, обязательная, пожизненная служба. Это всё вызывало возмущение дворянства и приводило к тому, что известная его часть участвовала в различного рода заговорах.

В целях повышения налогов была произведена перепись всего податного населения и введена подушная подать, которая изменила объект обложения и удвоила сумму взымаемая с населения податей.

Так же вырос размер барщины и оброка, увеличились государственные повинности (дорожная, ямская, постойная), стоимость которой нередко превышала размеры подушной подати.

Все эти налоги и сборы были направлены на пополнение казны которая опустела в результате войн.

А также затраты на создание громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, на обеспечение регулярной армии и флота.

В 1722 г. был издан «Табель о рангах», устанавливавший обязательность службы дворян, причем они должны были начинать её с самых низших чинов служебной лестницы, которая состояла из 14 ступеней. В Российской промышленности в этот период времени произошел настоящий прорыв, выросла крупная мануфактурная промышленность, главными отраслями стали металлургия и металлообработка, судостроение, текстильная и кожевенная промышленность.

Особенностью промышленности было то, что она основывалась на принудительном труде. Это означало распространения крепостничества на новые формы производства и новые сферы экономики.

Изменился характер торговли. Развитие мануфактур и ремесленного производства, втягивание крепостного хозяйства в товарно-денежные отношения и получение Россией выхода к Балтийскому морю дали мощный толчок росту внутренней и внешне торговли.

Достоин упоминания и известный механизм мышления людей петровских времен в подходе к обществу, человеку и природе.

Выдающиеся успехи точных, естественных наук позволяли трактовать общественную жизнь как процесс, близкий к механическому. Все эти идеи и образы вместе с идеями реформ пришли из европейского общества в Россию, где видоизменились под воздействием российских условий, стали элементами политического сознания, которые в определенной степени повлияли на сознание великого реформатора.

В те года господствующие в Европе экономические концепции меркантилизма исходили из того, что основой богатства государства, необходимым условием его существования является накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки и препятствования ввозу иностранных товаров на свой рынок. Уже одно это само по себе предполагало вмешательство государства в сферу экономики.

Поощрение одних – «полезных» видов производства, промыслов товаров – влекло за собой ограничение или даже запрещение других – «неполезных» с точки зрения государства.

Петр, мечтавший о могуществе своей державы, не был равнодушен к данным концепциям.

Идея о руководящей роли государства в жизни общества вообще и в экономике в частности (с применением методов принуждения в экономической политике) совпадала с общим направлением идеи «насильственного прогресса», которому следовал Петр.

Наглядным примеров вмешательства государства в экономическую сферу является активное строительство многочисленных мануфактур, связанное с необходимостью обеспечить армию и флот оружием, амуницией, боеприпасами, обмундированием. В созданной за короткое время государственной промышленности отрабатывались принципы и приемы управления экономикой, характерные для последующих лет и незнакомые России предшествующей поры.

Похожая ситуация возникла и торговле. Создавая собственную промышленность, государство создавало (точнее- резко усиливало) и собственную торговлю, стремясь получить максимум прибыли с ходовых товаров внутри страны и экспортных товаров при продаже их за границей.

Государство захватывало торговлю примитивным, но очень эффективным способом – введение монополии на заготовку и сбыт определенных товаров, причем круг таких товаров постоянно расширялся. Среди них были соль, лен, кожа, пенька, сало, воск и другие.

Установление государственной монополии вело к повышению цен на эти товары внутри страны, а самое главное к ограничению торговой деятельности русских купцов. Петровская эпоха осталась в истории купечества как подлинное лихолетье. Резкое усиление налогов с купцов, как наиболее состоятельной части горожан, насильственное сколачивание торговых компаний.

Это только часть средств и способов принуждения, которые Петр применил к купечеству, ставя главной целью извлечь как можно больше денег для казны.

Также было и принудительное переселение купцов в Петербург, и административное регулирование грузопотоков, когда купцам указывалось, в каких портах и какими товарами они могут торговать, а где это делать категорически запрещено.

Это привело к разрушению и без того зыбкой основы благосостояния многих богатых купцов. Все это делалось, прежде всего, для победы в Северной войне и цену этой победы ощутило на себе и сельское население, которое было доведено до обнищания сверхвысокими налогами.

Примерно с конца 10-х годов 18 века, когда в успешном завершении войны никто уже не сомневался, Петр пошел на существенное изменение торгово-промышленной политики.

Была ликвидирована монополия на экспортную торговлю.

Изменилась и промышленная политика правительства, суть которой была в принятии различных мер по поощрению частного промышленного предпринимательства.

Особое распространение получила практика передачи государственных предприятий (в особенности убыточных для казны) частным владельцам или специально созданным для этого компаниям.

Новые владельцы получали многочисленные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной торговли и т.д.

Также был утвержден таможенный тариф, облегчавший вывоз за границу продукции отечественных мануфактур и одновременно затруднявший ( с помощью высоких пошлин) ввоз товаров, производившихся на заграничных мануфактурах. Но суть происшедшего состояла в смене не принципов, а акцентов промышленно-торговой политики.

Именно для этого были созданы государственные учреждения, которые должны были направлять экономическую жизнь страны в нужном направлении.

Следует отметить, что до этого времени Россия не знала органов управления торговлей и промышленностью. Создание и начало деятельности коллегий и Главного магистрата составляло суть происшедших перемен. Эти бюрократические учреждения явились институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия на основе меркантилизма.

Организация или передача новых предприятий компаниям или частным предпринимателям представляли формы фактической аренды. Условия этой аренды четко определялись и при необходимости изменялись государством, имевшим право, в случае их неисполнения, конфисковать предприятие. Главной обязанностью владельцев было своевременное выполнение казенных заказов, только излишки сверх того, что теперь называется «госзаказом», предприниматель мог реализовать на рынке. Это резко снижало значение конкуренции, как вечного двигателя предпринимательства.

Итак – было два самых важных последствия активного государственного промышленного строительства: создание мощной экономической базы, столь необходимой развивающейся нации, и одновременно существенное торможение имевшихся тенденций развития страны по капиталистическому пути, на который уже встали европейские страны.

Для понимания многих явлений в истории России необходимо подчеркнуть огромную роль государства в жизни общества. Во многом все прогрессивное и реакционное идет сверху.

Для России с давних пор стало естественным явление, когда не общественное мнение определяет законодательство, а наоборот, законодательство формирует общественное мнение и сознание.

Петр придавал огромное значение писанному законодательству, которое в его эпоху отличалось всеобъемлющей регламентацией и бесцеремонным вмешательством в частную и личную жизнь.

Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту – как к уставу, а к служащему – как к солдату или офицеру. Он был убежден, что армия – наиболее совершенная общественная структура, что она достойная модель всего общества, а воинская дисциплина – это то, с помощью чего можно воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность.

Петр сознательно хотел придать государственной машине черты грандиозной военно-бюрократической организации, созданной и действующей как единый военный организм.

С петровских времен армия заняла выдающееся место в жизни русского общества, став его важнейшим элементом.

Создание бюрократической машины, пришедшей на смену системе средневекового управления, в основе которого лежал обычай, естественный процесс, т.к. бюрократия – необходимый элемент структуры государств нового времени.

Однако в условиях российского самодержавия, когда ничем и никем не ограниченная воля монарха – единственный источник права, когда чиновник не ответственен ни перед кем, кроме своего начальника.

Начиная с петровских времен, он начал работать по присущим ему внутренним законам, ради конечной цели – упрочения своего положения.

В основе военно-бюрократической системы, созданной Петром, лежала четкая иерархичность, соподчиненность всех звеньев.

Петровская эпоха примечательна окончательным оформлением самодержавия.

Ликвидация последних следов сословного представительства, создание сводов законов, закрепляющее право личности управлять, владеть миллионами на основании своей юридически ничем не ограниченной воли с помощью бюрократической машины, - суть главных процессов, происшедших при Петре.

Оценки реформ.

Реформы в России предпринимались неоднократно, но все попытки не увенчались успехом. Главная причина этого состоит в том, что периодически возникавшее у власти стремление к переменам сосредоточивалось не на изменении общества, а на реформировании государства. Интересы человека игнорировались всеми реформами без исключения.

Правила реформирования в России совсем иные, чем в западном обществе. В России не существовало социальной базы для реформаторства в силу господства традиционной культуры, ориентированной на идеальную имперскую власть.

Чтобы осуществлять реформы, нужно по крайней мере сформулировать их конечную цель. Россия же вместо этого всегда начинала подражать странам западного типа, с тем, чтобы стать государством, способным активно противостоять Западу. Кроме того, для реформы необходимо не единовременное усилие, их реализация предполагает достаточно длительный цикл – 2-3 поколения, именно на протяжении этого срока полностью меняется стереотип сознания человека.

Развитие государства осуществлялось за счет массовых репрессий, уничтожения целых укладов жизни, за счет дальнейшего ограничения свободы личности.

В России за счет отсутствия гражданского общества или его слабости реформы, которые в Европе шли снизу, от общества, как результат выхода на поверхность новых укладов, новых типов производств в борьбе со сложившимися, - в России производились в интересах власти перед лицом внешней и внутренней угрозы, в частности со стороны собственного общества. Поэтому эти реформы осуществлялись прежде всего посредством подавления общества, породив феномен отчуждения общества от власти.

В России налицо особенное, ни с чем не сравнимое развитие, в котором движение вперед переплетается с подавление свободы, а технический прогресс – с отчуждением общества от государства.

Реформы Петра заморозили процессы эмансипации частной собственности, особенно на самом массовом, крестьянском уровне. Подтверждение этому – разрушение права частной владения землей вследствие введения уравнительного подушного (вместо поземельного) налога на государственных крестьян.

Своей реформаторской деятельностью Петр I, добивался преодоления того, что он считал социально-экономической, социально-политической отсталостью страны, и осуществлял то, что сегодня называют модернизацией. При этом он стремился к достижению тех идеалов общественного устройства, которые предлагала в своѐ время западноевропейская общественная мысль.

Просмотров работы: 113