Образовательная система в современном мире претерпевает значительные изменения. Основополагающей причиной этих изменений является информатизация образовательного процесса. На сегодняшний день социальный заказ на выпускника образовательного учреждения требует в первую очередь умения самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, активно реагировать на возникающие жизненные ситуации. Вслед за Н.А. Морозовой мы считаем, что в обществе намечается осознанный переход от концепции приобретения знаний, умений и навыков к новой образовательной парадигме, развивающей личность обучающегося [10, с. 3].
В качестве одной из важнейших задач сегодня декларируется создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования, отмечает Л.В. Свирская [9, с. 6]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования (далее – ФГОС НО) четко прослеживаются идеи непрерывного образования и воспитания личности, гуманизации учебно-воспитательного процесса [1, с. 5]. В качестве главной цели выступает приобретение детьми начальных представлений и опыта, которые позволяют им в будущем стать успешными в школе и в жизни. Исходя из этого, остро обозначается проблема формирования совокупности «универсальных учебных действий» (далее – УУД), обеспечивающих не только освоение ребенком конкретных предметных знаний и навыков, но и компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Овладение данной компетенцией выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду и семье.
Известно, что высокий уровень готовности к школе позволяет прогнозировать высокую степень успешности школьного обучения [2, с. 17]. Именно поэтому инновация в системе дошкольного образования сегодня основывается на внедрении в процесс обучения идей и методов компететностного подхода. Компетентностный подход нашел отражение в трудах многих исследователей в области дошкольного образования (О.В. Дыбина, А.Г. Гогоберидзе, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.). В рамках компетентностного подхода осуществляется формирование комплекса ключевых компетенций, которые к концу дошкольного детства переходят в компетентности. С точки зрения А.В. Хуторского, компетенция – это совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, другими словами, компонентов содержания образования, необходимых для эффективного осуществления деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов. По мнению И.А. Зимней, под компетентностью принято понимать формирование у ребенка - дошкольника адекватной его возрасту системы первоначальных знаний, опыта соответствующих той или иной области деятельностей, позитивных ценностно-смысловых отношений, желания и готовности реализовать их в своей жизнедеятельности [8, с. 4].
Среди ключевых компетентностей, представленных современными авторами (А.Г. Гогоберидзе, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.), особое значение в свете проблематики развития личности дошкольника, приобретает формирование учебно-познавательной компетентности. По мнению И.А. Зимней, А.Г. Гогоберидзе суть формирования учебно-познавательной компетентности рассматривается не в увеличении суммы знаний, а в поддержке развития интереса к познанию окружающего мира, способности работать с информацией, ориентироваться в ее неисчерпаемых потоках, умения извлекать ее из разных источников. Как пишет О.В. Дыбина, обязательным условием для формирования учебно-познавательной компетентности является тесное сотрудничество педагогов и родителей, задача которых – создать для этого соответствующие условия, предложить разные источники и способы извлечения интересующих знаний, обеспечить успешность в освоении разных сторон природного, предметного и социального мира [7, с. 15]. Эту же мысль продолжают А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, указывая, что важным моментом является формирование у детей самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, когда ребенок сам может ставить перед собой познавательные задачи, искать и находить пути их решения, обращаться к разным источникам информации, в том числе и к помощи взрослого [4, с. 49].
На базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 65» г. Читы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование, в котором приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 24 человек, их родители и педагоги. Содержание исследования базировалось на применении диагностического комплекса, включающего в себя методику «Кодирование», тест «Копирование точек», методику «Дополни набор», тест «Найди несколько различий», субтест «Закончи предложение», субтест «Расскажи». Проведенное опытно-экспериментальное исследование состояло из первичной и вторичной психодиагностики сформированности предпосылок познавательных УУД у детей старшего дошкольного возраста. Проанализировав полученные данные первичной психодиагностики можно сделать вывод, что 29, 2 % детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень сформированности предпосылок познавательных УУД, 61, 1 % детей имеют средний уровень и у 9, 7 % детей отмечается низкий уровень. В целом, по итогам первичной психодиагностики сформированности предпосылок познавательных УУД детям старшего дошкольного возраста можно определить как преобладающий в группе средний уровень.
По итогам первичной психодиагностики была реализована и апробирована коррекционно-развивающая программа «Ребенок на пороге школы», в рамках которой с детьми старшего дошкольного возраста была проведена работа по развитию познавательных способностей. Как известно, наиболее результативным в воспитании любознательности, познавательной активности, успешности ребенка в решении задач познавательной деятельности является активное внедрение метода проектов в практику дошкольного учреждения. Главным событием, произошедшим на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 65» г. Читы стало проведение масштабного развивающего проекта «Азбука». В проекте приняли участие педагоги, родители и дети старшего дошкольного возраста. Работа с воспитателями детей старшего дошкольного возраста включала в себя вводную беседу, проведение мастер-класса по ознакомлению с двумя способами проектной деятельности, консультативный час, семинар и решение психолого-педагогических ситуаций. Работа с родителями носила консультативно-просветительский характер: производилось информирование об особенностях и способах развития у детей творческого воображения, изобретательской смекалки, высокого познавательного уровня в процессе проектной деятельности и о важности участия в ней самих родителей; проводились мастер - классы по обучению родителей самостоятельной организации развивающих видов деятельности с детьми в домашних условиях; организовывались индивидуальные и групповые консультации для родителей по частным вопросам воспитания дошкольника. Работа с детьми осуществлялась посредством проведения занятий с участием их родителей, дидактических игр, обогащались знания детей о школе с помощью беседы и рассказов. Реализация проектной деятельности в детском саду способствует существенному повышению уровня формирования предпосылок познавательных УУД у детей старшего дошкольного возраста.
После проведения коррекционно-развивающих мероприятий была проведена итоговая психодиагностика и дан анализ динамики формирования познавательных УУД у детей экспериментальной группы. Расчет полученных показателей осуществлялся с помощью Т-критерия Вилкоксона, что подтверждает достоверность результатов. Результаты итоговой психодиагностики показали положительную динамику формирования предпосылок познавательных УУД у детей старшего дошкольного возраста. У 50 % детей наблюдается высокий уровень сформированности предпосылок познавательных УУД, у 46, 5 % детей был выявлен средний уровень и низкий уровень был зафиксирован лишь у 3,5 % детей. Можно сказать, что основы познавательных УУД у детей старшего дошкольного возраста развиты достаточно. У детей проявляется стремление к приобретению новых знаний и умений. При поддержке взрослого они могут ориентировать собственную деятельность на планируемый результат, но не всегда правильно оценивают себя и свои поступки. Под руководством взрослого могут увидеть проблему, определить цель, участвовать в планировании действий.
Опираясь на мнение Ю.А. Афонькиной, Е.А. Грудненко, Е.В. Доценко и других, рассмотрим некоторые рекомендации, которые могут быть полезны для педагогов-психологов при формировании предпосылок познавательных УУД у детей на предшкольной ступени:
1. Особое внимание необходимо уделять развитию восприятия окружающего мира (рассматривайте с детьми всё, что будет в поле зрения (деревья, кусты, цветы, птицы, насекомые; легковые и грузовые машины, автобусы, камни, ветки и т. д.).
2. Старайтесь чаще заниматься продуктивной деятельностью (необходимо помочь понять ребенку принцип «подражания образцу», потому что в школе ребенку необходимо будет переписать текст задачи, перерисовать геометрические фигуры, вырезать точно так, как показано в книге).
3. Развивайте воображение в словесном и продуктивном творчестве (придумывайте вместе с детьми интересные описательные загадки по картинке, игрушке, по памяти; рассказы и сказки по заданной теме, например, «Я дома», «В гости к бабушке» и т.д.).
4. Формируйте у ребенка адекватную самооценку (хвалите его за правильно выполненное поручение, благодарите за оказанную вам помощь, поддерживайте его инициативы).
5. Помните, что каждый ребенок – это индивидуальная личность, со своими взглядами и убеждениями, увлечениями. Постарайтесь найти в нем его индивидуальные личные особенности и используйте их как опорные «точки роста» [3, с. 52].
При подготовке детей к предстоящему обучению в школе важно, во-первых, помочь своему ребенку овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности. Для этого используйте наглядные схемы, чтобы обеспечить прочное усвоение системы знаний [6, с. 111]. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте разнообразными способами, чаще практикуйте творческие задачи. Во-вторых, научите ребенка высказывать свои мысли, не боясь ошибиться. Во время его ответа на вопрос, если ребенок затруднятся продолжить, задавайте ему наводящие вопросы. В-третьих, помните, что в жизни ребенка взрослый это тот человек, который помогает ему понять и изучить реальный мир, сделать свои открытия. Помогите ему найти и раскрыть в себе сильные и позитивные личные качества, и умения. Особое внимание уделяйте формированию школьной мотивации. Рассказывайте ребенку интересные случаи из вашей школьной жизни, с чувством благодарности и гордости рассказывайте про своих школьных учителей. Настраивайте ребенка на кропотливый, трудоемкий, но такой захватывающий труд – познание нового и интересного [5, с. 12].
Таким образом, в своем опытно-экспериментальном исследовании мы сделали попытку максимально сблизить компетентностно-ориентированную теорию с практикой. На наш взгляд, в решении отмеченной проблемы мы достигли значимых результатов. Проведена плодотворная работа по формированию учебно-познавательной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством организации различных видов деятельности детей: познавательно-исследовательской, игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, продуктивной, трудовой, двигательной. Посредством организованной коллективной деятельности, наше исследование было направлено на овладение ребенком знаниями в результате собственного поиска. Нам удалось достигнуть цели – научить дошкольника самостоятельно добывать знания, чтобы в последующем быть успешным в школе и компетентным в жизни.
Список литературы
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 03.01.2019).
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 22 декабря 2009 г. № 15785). [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 03.01.2019).
Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель, 2016. 170 с.
Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. 464 с.
Грудненко Е.А. Психологическая готовность ребенка к школе. – СПб.: ООО ««Издательство «Детство-Пресс», 2013. 176 с.
Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных организациях (методики, тесты, опросники). – Изд.2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2017, 318 с.
Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2010. 64 с.
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004, 42 с.
Свирская Л.В. Организационно-педагогические условия становления начал ключевых компетентностей ребенка дошкольного возраста: дис. …канд. пед. наук. – М.: 2004.158 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http:// http://www.dslib.net (дата обращения 03.01.2019).
Морозова Н.А. К проблеме реализации компетентностного подхода в дошкольном образовании / Н.А. Морозова // Народное образование. Педагогика. 2014. (с.1-7). [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения 03.01.2019).