ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА У СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА У СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Ситкина О.А. 1
1Финансовый университет при Правительстве РФ Орловский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из наиболее важных секторов в экономике Российской Федерации являются малые предприятия. Малый бизнес имеет влияние практически на все аспекты экономики государства: создание дополнительных рабочих мест, развитие конкуренции, а, следовательно, улучшение качества товаров и услуг, рост и развитие национальной экономики.

Субъекты малого предпринимательства – это коммерческие организации (юридические лица и индивидуальные предприниматели), деятельность которых направлена на извлечении прибыли от каких-либо видов деятельности [1]. Причем, предельная величина выручки от продажи своей продукции (работ, услуг) за предыдущий календарный год без учета НДС – не выше 800 млн. рублей [2], а предельное число работников – 100 человек.

По данным Росстата за октябрь 2018 года на территории РФ зарегистрированы 3 786 738 фактически действующих индивидуальных предпринимателей, 267 558 – малых предприятий[3].

Какой же системой налогообложения воспользоваться? Как регламентировать учет на предприятии? Нужен ли штатный бухгалтер или пользоваться услугами специализированных обслуживающих фирм? Это основные вопросы владельцев малого бизнеса.

Субъекты малого предпринимательства могут создаваться в различных организационно-правовых формах: полное товарищество, коммандитное товарищество или товарищество на вере, ООО, АО, ИП.

Кроме стартового капитала, огромная сложность для начинающего малого предпринимателя – это административные барьеры. Ведь для того, чтобы организовать свой бизнес нужно пройти немало процедур и проверок.

Поддержка малого и среднего предпринимательства, на данный момент, является одной из важнейших задач Российской Федерации. Существует большое количество программ для поддержки малого предпринимательства («субсидия на возмещение процентов по кредиту», субсидии начинающим предпринимателям и т.д.) Важной задачей нормативного регулирования является создание условий для успешного, полезного, последовательного и рационального исполнения системой бухгалтерского учета данных ей назначений в какой-либо экономической сфере.

У субъектов малого предпринимательства нормативное регулирование бухгалтерского учета состоит из четырех уровней:

1. Законодательный. Он представлен следующими документами: федеральные законы, указы президента России и постановления правительства России, утвержденные кодексы (Трудовой, Налоговый, Гражданский и др.). Важнейшим законодательным актом, устанавливающим единые методики построения и ведения бухгалтерского учета всеми субъектами, создающий единый правовой механизм регулирования бухгалтерского учета, является Федеральный закон « О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, принятый в 2011г, но регулярно терпящий изменения и дополнения. Еще один из главных федеральных законов для малых предприятий является закон « О развитии малого и среднего предпринимательства в российской Федерации» № 209-ФЗ, принятый в 2007 году, который так же регулярно подлежит дополнениям.

2. Нормативный уровень представлен такими документами, как ПБУ (положения по бухгалтерскому учету), утвержденные Минфином России и ориентированные на МСФО (международные стандарты финансовой отчетности). На сегодняшний день существует двадцать четыре положения по бухгалтерскому учету.

3. Методический. Он представлен документами: рекомендации, инструкции, методические указания по проводкам бухгалтерского учета, планы счетов, инструкция по применению плана счетов, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и т.д.

Субъекты малого предпринимательства имеют право самостоятельно выбрать форму бухгалтерского учета. Организации с материальной сферой производства могут использовать журнально-ордерную форму. Организации с торговой и посреднической сферой – регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета [4]. Особое место занимают планы счетов бухгалтерского учета.

4. Внутренний организационный. Этот уровень представлен внутренними документами по ведению бухгалтерского учёта конкретной организации. Пример: учетная политика организации, должностные инструкции, рабочий действующий план счетов, система документооборота и другие [5].

Для поддержки малого предпринимательства правительство Российской Федерации старается сделать процедуру оформления, регистрации, ведения деятельности, организации бухгалтерского учета максимально простой.

Согласно изменениям в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ субъекты малого предпринимательства, а так же некоторые некоммерческие организации могут формировать бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде, что значительно сэкономит время и деньги налогоплательщиков [6].

Упрощенная форма бухгалтерского учета на субъектах малого предпринимательства может быть с использованием регистров бухгалтерского учета и без использования регистров (простая форма).

Ведение простой формы бухучета заключается в том, что все бухгалтерские операции (первичная документация, денежные суммы по совершению операций, себестоимость товаров, работ и услуг, непосредственно финансового результата) совершаются в одной ведомости, в регистре – Книга учета хозяйственных операций (форма № К-1), предусмотренном Федеральным законом « О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ ст.6 ч.4.

Все субъекты малого предпринимательства на основе учетной политики выбирают себе рабочий план счетов. Количество счетов на каждом субъекте предпринимательства индивидуально.

Этот вид учета так же нужен для тех, кто не ведет бурную деятельность. Рациональнее применять простую форму бухгалтерского учета когда на предприятии не более тридцати хозяйственных операций в месяц [7].

Если же субъекты малого бизнеса используют форму бухгалтерского учета с применением регистров для учета операций, то применяются следующие ведомости:

- ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений – форма № В-1, которая подтверждает наличие и перемещение основных средств, списания по амортизации. Обороты и суммы перемещения основных средств, когда они имеются, подсчитываются, на первое число месяца следующего за прошедшим, отчетным, определяется остаток.

- ведомость учета производственных запасов и товаров, а так же НДС, уплаченного по ценностям – форма № В-2. Она предназначается для учета производственных запасов, товаров и готовой продукции, денежных сумм налогов на добавленную стоимость. Если движение ценностей не имелось, регистр все равно должна быть веден материально-ответственным лицом, причем раздельно по товарам и общепроизводственным запасам по всем видам ценностей.

- ведомость учета затрат на производство – форма № В-3. Следует помнить, что для регистрации учета по капитальным вложениям открывается своя ведомость. Все операции по 20 счету собираются из первоначальных документов, а, так же, из других ведомостей.

- ведомость учета денежных средств и фондов – форма № В-4. Все операции по расчетным субсчетам в банке определяются на основании выписок по данным счетам из банка. По результатам каждого месяца выводится детализированное сальдо (на основании первоначальных документов) в разрезе каждого дебитора, кредитора и подотчетного лица. По итогам месяца все операции по каждому счету просчитываются, выводится переходящее сальдо.

- ведомость учета реализации – форма № В-6 (оплата). Ведомость нужно применять только в том случае, если малое предприятие использует метод начисления, то есть определяет финансовый результат по мере отпуска товаров или исполнения работ и услуг и сдаче платежных документов в банк.

- ведомость учета расчетов и прочих операций – форма № В-6 (отгрузка). Ведомость применяется только в том случае, если малое предприятие применяет кассовый метод, то есть определяет финансовый результат по мере расчета за товары или услуги и зачисления денежных средств на расчетный счет в банке.

- ведомость учета расчетов с поставщиками – форма № В-7. Здесь фиксируются проводки по счету 60.

- ведомость учета расчетов с персоналом по оплате труда – форма № В-8. Здесь производятся операции по счету 70. И, вместе с этим, эта ведомость приходится и платежным документом. Ведомость предназначена удостоверять выдачу работникам заработной платы. Одновременно с этим производятся и отчисления во внебюджетные фонды.

- ведомость шахматная – форма № В-9. По итогам отчетного периода все хозяйственные операции завершаются обобщением в этой ведомости. «Шахматка» обобщает данные бухучета, а так же проводит контрольную поверку операций по каждому счету. Операции по кредиту и дебетовым записям производятся врозь [8].

Еще одной популярной формой бухгалтерского учета является автоматизированная форма. На данный момент она является самой распространённое и позволяет автоматизировать все учетные процессы. Самым распространенным программным обеспечением для данной формы бухгалтерского учета является программа 1С «Предприятие», используется в подавляющем большинстве коммерческих организаций.

Автоматизированные программы для ведения бухгалтерского учета позволяют оперативно управлять учетными процессами в организации, повышать точность учетных данных, повышать производительность учетных сотрудников (бухгалтеров).

К ведению бухгалтерского учета предъявляют основные требования, установленные Приказом МИНФИНа от 29 июля 1998г. №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»

На сегодняшний день в России существует несколько видов налогообложения для субъектов малого предпринимательства:

- общая система налогообложения;

- упрощенная система налогообложения;

- налогообложение в виде единого налога на вмененный доход;

- налогообложение в виде единого сельскохозяйственного налога;

- налогообложение в виде патента.

Общая система налогообложения присваивается всем вновь зарегистрированным предпринимателям. Эта система является самой сложной для ИП и наиболее распространенной для ООО и АО. Помимо обязательных платежей НДФЛ с заработной платы работников предприятия, нужно уплачивать налоги в виде НДС 10% или 18% (зависит от проданных товаров, работ или услуг) и так далее.

Упрощенная система налогообложения создана специально для субъектов малого предпринимательства. Есть два вида такого налогообложения: УСН объект «Доходы» и УСН объект «Доходы минус расходы».

В системе УСН «Доходы» существует налоговая ставка 6%. Налог платится с доходов без вычетов расходов. Декларация сдается один раз в год. Налог на прибыль и НДС субъектам малого предпринимательства, которые выбрали упрощенную систему налогообложения не нужно. Обязательными остаются платежи по НДФЛ с заработной платы сотрудников организации. В системе УСН «Доходы минус расходы» есть налоговая ставка 15%. Налог платится с доходов за минусом документально подтвержденных и обоснованных расходов. Так же, как и во всех режимах налогообложения, платежи по НДФЛ сотрудников предприятия остаются обязательными.

Единый сельскохозяйственный режим налогообложения (ЕСХН). Как видно из названия, могут применять предприятия и организации, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции. Ставка налога по ЕСХН составляет всего 6% с доходов за минусом документально подтвержденных и обоснованных расходов.

Единый налог на вмененный доход – специальный режим налогообложения. Данный режим выгоден предприятиям, у которых высокие доходы. Вмененный доход зависит от базовой доходности, то есть потенциального дохода, которое предприятие может получить за месяц, физического показателя бизнеса, выраженного в квадратных метрах, численности персонала и прочее, и коэффициентов-дефляторов, которые устанавливает государство и местное самоуправление. Организациям, которые применяют ЕНВД не нужно платить НДС и налог на прибыль. Декларация по ЕНВД подается в налоговый орган один раз поквартально.

Патентный режим налогообложения появился сравнительно недавно: с 01 января 2013 года. Данный вид налогообложения применяется только для ИП.

Перечень допустимых видов деятельности для патентной системы налогообложения:

- ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;

- ремонт, чистка, окраска и пошив обуви;

- парикмахерские и косметические услуги;

- ремонт мебели;

- услуги по обучению населения на курсах и репетиторство;

- розничная торговля;

- услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления и прочее.

Патент выдается предпринимателям на срок от одного до двенадцати месяцев календарного года. Объектом налогообложения признается потенциально возможный доход, который корректируется в зависимости от видов деятельности на коэффициент-дефлятор. Налоговая ставка составляет 6% от потенциально возможного дохода. Налогоплательщики, применяющие систему патентного налогообложения, не освобождены от уплаты налогов во внебюджетные организации, а так же другие федеральные, региональные и местные налоги (налог на транспорт, налог на землю и прочее).

Патентная система налогообложения более всего выгодна тем субъектам малого предпринимательства, деятельность которых носит сезонный характер.

Подводя итоги, стоит отметить, что главной задачей на сегодняшний день является создание комфортных условий для развития малого бизнеса и его поддержки.

Список литературы.

1. Лапуста М. Г. Предпринимательство. – М.: ИНФРА, 2011. – С. 48-50.

2. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196415/ (дата обращения 20.11.18)

3. Статистика по индивидуальным предпринимателям // [Электронный ресурс] URL: http://www.vestnik-gosreg.ru/info_ip/ (дата обращения: 20.11.2018).

4. Ершова И.В. Бухгалтерский учет: системные изменения правового регулирования // Право и экономика. – 2012. – №9. – С. 52-57.

5. Пучкова С. И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. – М.: Вагриус, 2013. – 48 с.

6. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения 20.11.2018).

7. Селютина С.В. Учёт в субъектах малого бизнеса. – М.: ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. – 104 с.

8. Горина Г. А. Упрощенная система налогообложения: методологический аспект // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. – 2012. – № 5. – С. 24-30.

Просмотров работы: 146