Практически все государства в мире живут в долг. Большинство стран терпит нехватку собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и погашения внешних займов. Почти во всех странах сложилась долговая экономическая система.
Государство, для удовлетворения постоянно растущих потребностей общества, помимо основных способов получения средств в бюджет, очень часто для покрытия своих расходов привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов. Главным способом их получения является государственный кредит, использование которого ведет к образованию государственного долга.
Актуальность и значимость выбранной темы во многом определяется тем, что в настоящее время в России, как и во многих странах мира, присутствует такое явление как государственный долг. Именно поэтому необходимо понимать, чем он опасен и как с ним бороться.
Что же представляет собой государственный долг РФ на данный момент? К нему относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса[1].
Говоря кратко, государственный долг – это накопление всех бюджетных дефицитов прошлых лет, за исключением излишков бюджета. Это неизбежно приводит к дефициту бюджета, что, в свою очередь, является предпосылками к прекращению или сокращению социальных выплат.
Причин возникновения бюджетного дефицита можно привести множество. Это войны, экономические спады, снижение налогов, отсутствие политической решимости касательно сокращения расходов и экономии бюджета. Также отрицательно влияют инфляция, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.
Внутренний долг Российской Федерации - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)[1].
В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:
– номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, выраженная в государственной валюте;
– объем основного долга по кредитам, полученным выраженным в валюте РФ;
– объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
– объем иных (за исключением перечисленных) долговых обязательств РФ, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие Бюджетного Кодекса [1].
Внутренний государственный долг не вывозит капитал из страны. Таким образом, государственные резервы идут на повышение благосостояния собственных граждан. Однако, при этом наблюдается перераспределение доходов внутри страны. Иными словами менее обеспеченные слои становятся беднее, а богатые приумножают свой капитал.
Помимо стоимости ценных бумаг выпущенных государством, на размер внутреннего госдолга влияют депозиты населения, размещенные в государственных банках страны.
Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах на 1 ноября 2018 года – 7 651 800,712 млн. руб. [7].
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2019 года, предположительно, 10 501,8 млрд. руб. [2].
Внешний долг Российской Федерации - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) [1].
В объем государственного внешнего долга РФ входят:
– номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, выраженная в иностранной валюте;
– объем основного долга по займам, полученным РФ и выраженным в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам, привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
– объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте [1].
Внешний долг является предметом особого внимания правительства страны.
Главными мировыми организациями, предоставляющими займы странам мира, являются Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Они выдают кредиты государствам при условии выполнения различных рекомендаций. Среди них обычно проведение разных социально-экономических реформ. Кроме официальных международных организаций, существуют неформальные объединения кредиторов. Самые известные из них – это Лондонский и Парижский клубы. В Парижском клубе постоянными участниками является 21 государство, в том числе и Россия.
Существенное значение имеет и то, что увеличение внешнего долга подрывает авторитет государства; укрепляет неуверенность населения в завтрашнем дне; происходит перенос долгового бремени на будущее поколение.
Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2019 года составит, предположительно, 71,6 млрд $ [2].
Риски увеличения госдолга связаны не с тем, что правительство может обанкротиться, так как подобное невозможно, а с тем, что, как правило, правительство не гасит долг, а рефинансирует, тем самым образовывает финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и влезая в новые долги для погашения имеющихся. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может увеличить налоги или эмитировать дополнительные деньги, что приводит к инфляции.
Серьезные проблемы и негативные последствия увеличения государственного долга состоят в следующем:
снижение эффективности экономики в целом из-за выведения средств из производственного сектора на погашение и обслуживание долга;
перераспределение дохода от частного к государственному сектору;
усиление дифференцирования доходов;
рефинансирование долга приводит к увеличению процентной ставки, что приводит к вытеснению инвестиций в краткосрочном периоде, а в долгосрочном к сокращению резервов капитала и понижению производственного потенциала государства;
из-за необходимости оплаты процентов, может произойти повышение налогов, что, в свою очередь, влечет за собой подрыв действия экономических стимулов;
потенциальное возникновение инфляции в долгосрочном периоде;
бремя выплаты долга будет на будущих поколениях, что отражается на снижении уровня их благосостояния;
погашение долга или процентов нерезидентам вызывает вывоз определенной части ВВП за границу;
угроза долгового и валютного кризиса [5].
Исходя из вышесказанного, не трудно понять, что необходимо сводить к минимуму государственный долг. Именно поэтому, целями управления долгом являются: поддержание объема на экономически безопасном уровне; сохранение стоимости обслуживания государственного долга; предотвращение неисполнения обязательств.
Управление государственным долгом – это непрерывный процесс, в котором можно выделить три последовательных этапа: размещение ценных бумаг; погашение самого госдолга; его обслуживание.
Погашается государственный долг из средств бюджета, золотовалютных резервов, при наличии таковых, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а, кроме того, с помощью новых заимствований. Управление госдолгом охватывает две обширные группы методов: административные и финансовые.
Основные меры управления включают следующие мероприятия.
конверсия (изменение доходности уже существующих кредитов);
консолидация (увеличение срока выплаты уже взятого кредита);
унификация (объединение нескольких кредитов с заменой облигаций);
отсрочка погашения (в случае, если дальнейший выпуск новых займов не эффективен);
реструктуризация (установление иных условий обслуживания и сроков погашения);
рефинансирование (погашение старого долга путем нового кредитования);
пролонгация долга (выпуск новых ценных бумаг, чтобы погасить задолженность по уже взятым);
аннулирование долга (радикальная мера, заключающаяся в том, что государство отказывается от своих обязательств, связанных с займом);
секьюритизация (перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке);
капитализация (реструктуризация государственных облигаций в частные акции путем перепродажи на бирже)[3].
Отдельно стоит отметить долг Российской Федерации после распада СССР. Официальные российские службы в настоящий момент не обнажают сведений за тот период — первые сведения, предоставленные Центробанком, относятся к 1994 году. По эти данным, включая проценты, обязательства перед внешними кредиторами составляли 104 507 млн. долларов.
Эти обязательства были разделены на три группы:
1. Долги перед странами Парижского клуба (Ирландия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия и др.). Эту задолженность Россия погасила досрочно — в 2006 году, таким образом сэкономив $7 700 млн. на процентах.
2. Обязательства перед социалистическими государствами: Чехия и Словакия, Польша, Болгария, Румыния, Венгрия, Германия, страны бывшей Югославии.
3. Займы у прочих государств (Кувейт, ОАЭ, Турция и другие) [6].
По сведениям официальных соглашений РФ наша страна уплатила, например, Чехии — $352,5 млн, Уругваю $1,2 млн, Болгарии — $38,5 млн, ОАЭ — $580 млн. Часть этих долгов была оплачена не в денежном выражении, а поставками продукции (в основном строительной). Долг перед КНР был погашен в 2015 году, путем передачи 400,97 млн швейцарских франков. В 2016 году Россия окончательно рассчиталась с Кувейтом, оплатив проценты российской высокотехнологичной продукцией. В конечном итоге, Россия оставалась в долгу только перед Боснией и Герцеговиной, и он был погашен 08.08.2018 г.
Главная задача политики, проводимой в данный момент правительством РФ в отношении управления внешним долгом, заключается в урегулировании связей с внешними кредиторами бывшего СССР и учреждении новых графиков платежей по его задолженностям. В целом есть несколько вариантов выхода из данной ситуации. Однако основная задача состоит в мобилизации собственных усилий по улучшению состояния российской экономики. Имеется в виду реализация политики, нацеленной на приумножение государственных доходов и сокращение его расходов, наращивание и диверсификацию экспортного потенциала, сокращение импорта и максимальное импортозамещение, повышение эффективности сотрудничества с внешними кредиторами и т.п.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. от 11.10.2018) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 15.11.2018).
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" от 05.12.2017 N 362-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_284360/ (дата обращения 15.11.2018).
Государственный долг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://1-fin.ru/?id=281&t=1294 (дата обращения: 11.03. 2018).
Государственный долг, его виды, последствия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economics.studio/ekonomicheskaya-teoriya/gosudarstvennyiy-dolg-ego-vidyi-48906.html (дата обращения: 15.11.2018).
Государственный долг Российской Федерации. Единый портал бюджетной системы РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://budget.gov.ru/epbs/faces/ (дата обращения 15.11. 2018).
Долг красен: Россия заканчивает расплачиваться с займами СССР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://banki.in.ua/news/74183-dolg-krasen-rossiia-zakanchivaet-rasplachivatsia-s-zaimami-sssr.html (дата обращения 15.11.2018).
Структура долга. Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_ debt/external/structure/ (дата обращения 15.11.2018).