Социальная политика национального государства - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Социальная политика национального государства

Щелкунова Я.А. 1
1Орловский филиал Фин университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Социальная политика - это деятельность государственных и общественных организаций, направленная на создание экономических, политических и иных различных условий для социально востребованной и приемлемой “нормальной” жизни различных социальных слоев населения. Объектом социальной политики является только социальная сфера общества, которую можно рассматривать как процесс развития и функционирования человека и общества. Все основные компоненты общества по-своему инкорпорированы в социальную сферу, занимающую особое положение в обществе. Содержание социальной сферы состоит из всех этих общественных отношений. Делаем вывод, что если объектом социальной политики является социальная сфера, предметом его являются, прежде всего, институты политической системы - государство, партии, профсоюзы и другие ассоциации. Целью данной работы является изучение социальной политики нашего национального государства. В соответствии с поставленной целью рассматриваются следующие взаимозависимые задачи:

- необходимость, сущность и основные направления социальной политики;

- дилемма социальной справедливости и экономической эффективности;

- важнейшие особенности социальной политики в России в текущем и прошлых годах.

1 Необходимость, сущность и основные направления социальной политики

Социальная политика включает в себя развитую систему практических мероприятий, проводимых правительством страны через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни основных социальных групп, финансируемых из государственного бюджета и соответствующие идеологическим установкам государства на данный момент.

Социальная политика является неотъемлемой частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: конкретные мероприятия по разработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе в целом; предоставлять ему социальных гарантий с учетом всех особенностей различных групп населения страны, проведенной органом власти. Социальная политика, основанная на широкой общественной поддержке, призвана объединить, сфокусировать, отразить ситуацию в стране и, в частности, положение в обществе, потребности и цели социального развития людей.

С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет следующие важные роли:

- с экономического роста и накопления национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан страны становится одной из главных целей экономической деятельности, и в этом смысле, социальная политика аккумулирует цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики;

- социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается улучшением благосостояния людей, то люди утрачивают стимулы для проведения эффективной экономической деятельности. В то же время, чем выше очередная цель экономического развития, тем выше требования к людям, которые обеспечивают экономический рост, их приобретенные знания, культурные навыки, физическое и нравственное развитие. В свою очередь, это требует дальнейшего, еще более продуктивного развития социальной сферы.

Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых приведет к созданию важнейших элементов социального государства в нашей стране. К ним относятся: охрана труда и здоровья; установление гарантированной минимальной заработной платы; оказание государственной поддержки семьям, матерям и детям, инвалидам и престарелым; развитие социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и других видов социальной защиты населения.

1. Здоровье и безопасность. Каждый гражданин страны управляет своими способностями работать самостоятельно или на основании договора. Работа граждан организована на базе предприятий, учреждений и организаций.

Производственная деятельность граждан, которая связана с удовлетворением личных и социальных потребностей и которая не противоречит законодательству нашей страны и приносит им как основной, так и дополнительный заработок, называется занятостью. Граждане считаются занятыми:

- кто работает по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего дня неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу, включая сезонные, временные работы, кроме общественных работ;

- зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

работает в натуральном хозяйстве и продает продукцию по контрактам;

- выполнение работ по договорам гражданского характера, которые являются как постоянными, так и разовыми;

- избран, назначен или утвержден на оплачиваемую должность;

- военная служба как альтернатива государственной службе, а также Служба в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

- прохождения очной формы обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего и высшего профессионального образования и других учреждениях;

- временно отсутствует на рабочем месте в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановлением работы предприятия по причине забастовки, призыва на военную подготовку, участия в мероприятиях, связанных с подготовкой к военной службе, выполнением любых других государственных обязанностей или по иным уважительным причинам;

- являющиеся учредителями или участниками организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов, объединений юридических лиц, которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Государство стремится создать благоприятные условия для полной занятости: равные возможности для всех граждан, проживающих в нашей стране, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических взглядов и отношения к религии в целом, в реализации права на свободный труд и свободный выбор работы. Поддержка трудовой и предпринимательской деятельности граждан, осуществляемая в рамках законодательства, посильное содействие развитию способностей каждого человека к продуктивному и творческому труду; социальная защита в сфере занятости, проведение различных специальных мероприятий, способствующих трудоустройству граждан, испытывающих трудности и затруднения в поиске подходящей работы; координация деятельности в сфере занятости с деятельностью в других различных областях экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, регулирование роста и распределения доходов, возможное предотвращение инфляции; все виды поощрения работодателей, создающих новые рабочие места, особенно для граждан, наиболее нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве; координация деятельности государственных органов, профсоюзов, их организаций, объединений предпринимателей по разработке, реализации мер, связанных с трудоустройством, и контроль за их реализацией.

Государство осуществляет программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Программы для работников, зарегистрированных в Службе занятости в качестве ищущих работу, могут осуществляться по направлению службы занятости в следующих случаях: невозможно найти подходящую работу из-за отсутствия у заявителя необходимой профессиональной квалификации; необходимо, иногда кардинально, чтобы изменить профессию (квалификацию) в связи с отсутствием работы, отвечающей; гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности); гражданин желает получить другую профессию (специальность).

Государство предоставляет своим гражданам гарантированные пособия по безработице и переподготовке. Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и иного заработка, зарегистрированные в Службе занятости с целью поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые ее начать. Так как заработок выплаты выходного пособия и сохранение среднего заработка гражданам, уволенным из организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации не является.

Государство предоставляет компенсацию гражданам, потерявшим работу, освобожденным от работы на предприятиях, в организациях и учреждениях, а также гражданам, впервые ищущим работу или желающим возобновить работу после длительного перерыва. Выплачивает стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплачивает временное пособие по безработице; создает возможности для участия безработных граждан в оплачиваемых общественных работах; компенсирует расходы в связи с добровольным переездом в другой населенный пункт в связи с вакансиями, предлагаемыми службой занятости. Каждый человек, достигший 16-летнего возраста и получивший статус безработного, может воспользоваться своим правом на пособие по безработице или компенсацию. Это право утрачивается по достижении гражданином пенсионного возраста. Люди пенсионного возраста не имеют права быть безработными.

2. Установление гарантированной минимальной заработной платы. Одной из отличительных черт социального государства является его ответственность за обеспечение каждого гражданина своей страны достойным прожиточным минимумом. Однако эта ответственность вторична. Социальное государство должно руководствоваться, прежде всего, тем, что каждый взрослый и трудоспособный гражданин должен быть способен и готов зарабатывать для себя и членов своей семьи. Ответственность государства за обеспечение гражданина прожиточным минимумом наступает только тогда, когда он, имея работу, не может обеспечить себя.

Одним из средств удовлетворения этой потребности является установление гарантированного минимального размера заработной платы. Этот размер зависит от многих факторов, и, прежде всего, от экономических возможностей общества в данный период и не всегда соответствует цели, для которой он устанавливается. Однако его главная цель-именно достижение этой цели, и наша страна, стремясь постепенно увеличивать гарантированный минимальный размер оплаты труда, стремится к ее достижению.

3. Оказание государственной поддержки семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и престарелым. В нашей стране семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой общества и государства.

2 Дилемма социальной справедливости и экономической эффективности

В процессе реализации программы перераспределения доходов экономисты рассматривают дилемму эффективности и справедливости. Его суть заключается в том, что общее стремление к большему равенству может привести к потере экономической эффективности и эффективности для страны. Ведь растущее финансирование социальных программ требует повышения налогов самое и их разумное перераспределение. Так, если налоговая часть доходов Иванова пойдет в надбавки Петрову, это уменьшит стимулы к эффективной работе обоих. Иванов имеет право спросить: "зачем трудиться, если значительная часть заработанных денег придется платить в виде налога?". А Петров будет рассуждать: "почему мы должны стремиться работать, а если так, то получать достаточную выгоду?".

Следствием этого является риск подрыва экономических стимулов, сокращения производственной деятельности и сокращения национального пирога. Из этого следует, что способ распределения общественного богатства влияет на размер совокупного произведенного продукта. Кроме того, необходимы затраты в процессе перераспределения доходов.

Еще одной проблемой, тесно связанной с дилеммой эффективности и справедливости, является явление, отмеченное большим числом экономистов: число людей, которые могут быть отнесены к категории бедных, может быть умножено в результате усилий по борьбе с нищетой. Дело в том, что перераспределение доходов в целом сильно меняет экономическое поведение людей. Государство способно изменить правила игры, введя новую систему налогообложения, или значительно изменив уже существующую. Но никто не может сказать, что в результате этих изменений перераспределяемый национальный доход фактически перейдет от богатых к беднейшим. Это особенно трудно определить тех, кто имеет право на государственную помощь и поддержку.

Можно сделать вывод, что слишком глубокое неравенство подрывает стабильность общества, выравниванию доходов подрывает эффективность, а также стимулы к труду и предпринимательству. За большее равенство все чаще платят неэффективно. Самое сложное в реализации социальной политики государства - найти приемлемую "социальную цену", или плату за более плавное распределение доходов.

Социальная справедливость действует в определенной степени на равноправие по отношению к средствам производства, как соблюдение законности действий. Из этого следует, что любое неравенство является несправедливостью, а равенство приближается к справедливости. На современном этапе развития нарушение социальной справедливости заключается в следующем:

- в значительном отчуждении прямых производителей и основной массы населения от владения средствами производства, выражающемся прежде всего в их слабом участии в его использовании и отстранении от принятия решений по управлению основными процессами;

- в присутствии и развития теневой экономики, спекуляции, присвоение, взяточничество, воровство и т. д., в том числе за счет использования руководителей служебного положения;

- при наличии разрыва между сферами и регионами в распределении основных фондов, социальной инфраструктуры, интеллектуальных сил;

- в повышении полярности между богатыми и бедными;

- отсутствие социальной защиты рядовых граждан, исполнителей перед органами власти и отдельными руководителями, а также малообеспеченных семей, детей, пожилых людей;

- в заметном отставании уровня материального потребления и уровня отдельных форм демократии от уровня развитых стран.

3 Проблемы социальной политики в России и пути их решения

После рыночных реформ на рубеже XXI века в социальной сфере наблюдались такие негативные последствия, как неадекватность уровня жизни между различными слоями и регионами; рост скрытой безработицы; скудный пенсионный уровень; ослабление трудовой мотивации; острая нехватка средств в образовании, здравоохранении, культуре; криминализация общественных отношений. Исходя из этого, можно выделить основные проблемы в социальной политике.

Во - первых, агрегация ситуации в ЖКХ. На сегодняшний день проблема состояния и развития ЖКХ является одной из наиболее острых проблем нашего общества. Эта проблема возникла в связи с длительным недофинансированием капитального ремонта и реконструкции жилищно - коммунальной инфраструктуры. За последнее десятилетие значительно возросло определение объектов жилищно - коммунального хозяйства, что привело к увеличению объемов ветхого и ветхого жилья, снижению надежности, экологической безопасности инженерных систем, увеличению текущих затрат на их содержание.

Проблема, связанная с дискриминацией количественных и качественных параметров построенного жилья платежеспособному спросу населения. Основная причина этого процесса - ограниченные возможности привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций, отсутствие кредитных ресурсов. Стоимость нового жилья не отвечает эффективному спросу потребителей.

Проблема низкой доступности жилья для граждан с низким и средним уровнем доходов и связанная с этим проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Решение актуальных проблем жилищного строительства требует значительных инвестиций. Концепция жилищной политики, основанная на анализе ситуации и проблем, существующих в жилищном секторе, предполагает определение приоритетов жилищной политики органов государственной власти, путей, методов и механизмов решения проблем в жилищном секторе. Концепция жилищной политики предполагает объединение всех ее составляющих в единое целое и уточняет основные направления жилищной политики, определенные Федеральной целевой программой, с учетом особенностей жилищного сектора в современных экономических условиях. Исходя из этого, могут быть предложены следующие решения жилищной проблемы:

1) Развитие содержания и содержания жилищного фонда;

2) реформа жилищного строительства, землепользования и городского планирования;

3) развитие рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья;

4) Выполнение обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Во - вторых, пенсионная система в нашей стране в настоящее время переживает трудный период и справедливо критикуется с различных сторон. Пенсионеры считают ее несправедливой из - за низкого размера пенсии, а работники считают пенсионную систему дорогостоящей и малоэффективной, так как вносят в Пенсионный фонд немалые суммы страховых взносов, которые не обеспечивают достойных пенсий работникам.

4 Пенсионная реформа в России

Весной 2018 года Правительство объявило о старте по своей сути новой и еще для многих людей непонятной пенсионной реформы в России, которая начнет внедряться и реализовываться уже в 2019 году. Первым этапом очередной реформы станет повышение пенсионного возраста до 65/60 лет для мужчин и женщин - такой закон уже был принят и подписан Президентом В. Путиным 3 октября 2018 г. Необходимость в очередной раз проводить реформы в пенсионном законодательстве, по мнению чиновников из так называемого «финансового блока», планировалась уже давно. Попытки провести реорганизацию в старой структуре российской пенсионной системы (в том числе с принятием в 2013 году новых законов о страховой и накопительной пенсии, вступивших в силу с 1 января 2015 года) не дали ожидаемых результатов, из - за влияния новой волны финансово - экономического кризиса и падения мировых цен на нефть. Последствия которых Правительству удалось стабилизировать только к 2017 году. В том числе за счет не очень приемлемой среди населения бюджетной экономии по социальным статьям расходов (заморозка пенсионных накоплений населения, отмена индексации пенсии работающим пенсионерам, проведение индексации пенсий в 2016 году ниже значения прошлогодней инфляции и т.д.).

Обсуждаемые сейчас изменения в реформе кардинальным образом затронут все основные составляющие пенсионной системы. Из основных вопросов, которые планируют решить в ходе внедрения данной реформы, можно отметить следующие:

- повышение пенсионного возраста;

- внедрение добровольной накопительной системы (путем отмены действующей сейчас накопительной пенсии и замены ее индивидуальным пенсионным капиталом - ИПК);

- внедрение добровольной накопительной системы (путем отмены действующей сейчас накопительной пенсии и замены ее индивидуальным пенсионным капиталом - ИПК);

- изменения в общих правилах выплаты накопительной части пенсии для тех, кому она будет назначена в 2019 году;

- отмена пенсионных баллов (бальной системы пенсионного обеспечения).

- повышение роли корпоративных пенсий в уровне пенсионного обеспечения россиян;

- корректировка системы для досрочного выхода на пенсию (например, для учителей).

Законопроект с подробными корректировками относительно пенсионного возраста и предложенных правил назначения досрочных пенсий был внесен Правительством в июне 2018 года, одобрен Госдумой 27 сентября и подписан Президентом 3 октября. Ожидается, что окончательное содержание пенсионной реформы в целом с еще внесением в нее возможными измерениями будет представлено до конца 2018 года. Срочность представления данных законопроектов на рассмотрение в Госдуму обосновывается необходимостью внесения ряда поправок в настоящее пенсионное законодательство до момента окончательного формирования бюджета страны на 2019 год и следующий плановый период 2020 - 2021 гг.

Вопрос о необходимости таких глобальных изменений в пенсионной системе обсуждается властями уже довольно длительное время. И вот 8 мая 2018 года в своем плановом выступлении перед депутатами Госдумы премьер - министр Дмитрий Медведев предложил перейти от данных обсуждений к конкретным действиям (наиболее остро стоял вопрос о повышении пенсионного возраста).

Необходимость изменений пенсионной реформы наше Правительство обосновывает, прежде всего, изменившейся в последнее время социальной и экономической обстановкой в стране. Из числа наиболее значительных и важных причин новой пенсионной реформы можно выделить следующие:

изменилась в сторону увеличения продолжительность жизни россиян. Во времена установления в СССР текущих сроков выхода на пенсию (при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 - для мужчин) средняя продолжительность жизни граждан была немногим больше 40 лет. На конец 2018 года прогнозируемая средняя продолжительность жизни россиян составит 72,9 года;

ежегодно увеличивается доля пенсионеров в общем количестве населения. Росстат прогнозирует, что до 2030-го года количество трудоспособных граждан уменьшится примерно на 4 млн. человек. Для реализации национальных проектов 2018 - 2024 годов не хватает средств в федеральном бюджете. Для их выполнения Правительству в расчете на 6 лет (до 2024 года) необходимо изыскать где-то дополнительные 8 трлн. рублей, что составляет почти половину годового бюджета страны;

3) фактически не работающая последние несколько лет система накопительных пенсий. В 2014 году взносы на накопительную часть пенсии были впервые «заморожены», То есть уже несколько лет все пенсионные отчисления работодателя за своих работников направляются только в Пенсионный фонд на страховую пенсию и не попадают в систему пенсионных накоплений. То есть накопительная пенсия россиян не формируется из их заработной платы уже несколько лет.

5 Черты социальной политики в России в текущем и прошедшем годах

Одна из важнейших задач в сфере социальной политики является существенное повышение ее эффективности, концентрация усилий на решении наиболее острых и значимых социальных проблем, внедрения новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих сокращение большого количества непродуманных бюджетных расходов и более рациональное распределение финансовых и материальных ресурсов в социальной сфере.

Одним из важнейших аспектов изменения модели социальной политики является переход от преимущественно социальной поддержки к социальному страхованию. В зависимости от размера страховых выплат из страховых взносов.

Еще одной особенностью системного изменения модели социальной политики является ее "муниципальность", в том смысле, что социальная политика должна смещаться вниз по иерархии управления - к людям, что должно дать возможность максимально эффективно расходовать все бюджетные средства, предоставляя возможность в большей степени определять социальную политику на муниципальном уровне. В то же время в стране должно сохраняться единое социальное пространство за счет внедрения Федеральных минимальных стандартов в социальной сфере.

Сложившаяся на данный момент ситуация в социальной сфере наиболее красноречиво характеризует антикризисное управление социальными процессами. Управление социальными процессами во многом осуществляется на базе "пожарной команды", когда основные усилия направлены на решение наиболее актуальных и важнейших проблем, которые могут представлять угрозу существованию единого социального пространства в нашей стране.

Задача социальной политики и достижение социальной стабильности в развитии нашего общества. Социальная стабильность - это состояние социальных агрегатных процессов в стране, которое позволяет обеспечить поступательное развитие экономики, сохранить стабильность в сфере политики в обществе. Социальная стабильность способствует поддержанию баланса между социальными и экономическими интересами населения. Достижение социальной стабильности в обществе предполагает долгосрочное сохранение социальных конфликтов на контролируемом и регулируемом уровне.

В условиях кризиса государство принимает следующие меры:

- увеличение государственных пособий на каждого несовершеннолетнего ребенка, материнский капитал, а также выплат, производимых в рамках законодательства о социальной поддержке отдельных категорий малообеспеченных граждан, имеющих право на государственную социальную помощь и поддержку;

- повышение среднего уровня пенсий до прожиточного минимума, в основном за счет повышения уровня цен;

- оборудование 119 учреждений, принимающих кровь;

- комплекс мер по расширению номенклатуры качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств;

- увеличение пособий по безработице;

- создание рабочих мест для людей с ограниченными возможностями; меры поддержки студентов путем создания рабочих мест для них.

По мнению экспертов, лучшим решением в стремлении повысить качество социальных услуг людям, оказавшимся в кризисной ситуации, должно стать полное изменение системы социальной политики.

Характерным отличием социальной сферы России от Европы является тесная, по сути, неразрывная связь между состоянием экономической политики и социальной политикой. Поэтому колебания в экономической сфере жизни так сильно влияет на состояние людей. Но, несмотря на все это, стабилизация экономики не означает улучшения качества жизни людей, потому что социальная сфера является наиболее "капризной" из-за того, что люди являются самыми сложными "инструментами" для работы. Можно вспомнить, что впервые о социальной поддержке населения задумались еще во времена распада СССР, скорее всего, поэтому социальная политика вышла из кризиса и характеризуется, в основном, антикризисными мерами.

Не смотря на небольшой опыт нашей страны в реализации социальной политики, видоизменения законодательства в данной области происходит достаточно регулярно. Однако периодические поправки к законам и новые законы не могу позволить, как ранее планировалось поднять качество жизни людей до желаемого уровня, поэтому, по сравнению с европейскими странами, далеко не каждый житель нашей страны социально защищен или может рассчитывать на адекватную помощь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно прийти к выводу, что проблемы, которые существуют в социальной политике государства требуют незамедлительного рассмотрения и решения. В большей степени от социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние нашего государства. В первую очередь должен быть создан приемлемый уровень жизни простым гражданам нашей страны. Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений, но результат этих вложений оправдывает себя. Эффективность развития социальной политики государства является одной из первоочередных задач при переходе к рыночным отношениям и выхода экономики нашей страны из состояния кризиса.

Ежегодно правительство нашей страны, во главе с президентом обращаются с совместным социальным посланием к народу нашей великой страны, содержащим самые основные положения социальной политики, планируемые на текущий год. В этих посланиях конкретизируются положения «Социальной доктрины» и «Социальной стратегии РФ», реализация которых позволит упорядочить взаимоотношения между социальными и экономическими решениями и действиями органов власти на всех уровнях управления, создать максимально эффективную и гибкую систему приоритетов общественного развития, дать толчок движению общества по пути социально-экономического прогресса.

Для наиболее плодотворной деятельности в формировании, реализации и контроле за исполнением социальной политики должны участвовать в качестве субъектов все ветви и органы государственной власти страны, органы местного самоуправления, общественные организации и общество в целом, работодатели и бизнес-сообщество. В свою очередь, объектами социальной политики должны стать все категории и слои населения, общественные и территориальные организации и группы, а также отрасли социальной сферы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Басовский Л.Е., Басовская Е. Н. Макроэкономика. Учебник.- М.: ИНФРА –М., 2013 -202с.

2. Макроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 202 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004928-1, 500 экз. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=215143

3. Макроэкономика - I: Учебное пособие / А.Ю. Воронин, И.А. Киршин. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 110 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (обложка) ISBN 978-5-16-005486-5, 500 экз. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=265810

4. Пенсионный фонд Российской Федерации [Официальный сайт].- Режим доступа: http://www.pfrf.ru

5. Тарасевич Л. С., Гребенников П. И. Макроэкономика.: Учебник.- 8-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд –во Юрайт 2011 -686с.

Просмотров работы: 69