Развитие электроэнергетики в аспекте государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Развитие электроэнергетики в аспекте государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики»

Эркинов Кайратбек Эркинович 1
1Российский университет дружбы народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Электроэнергетика является базовой отраслью народного хозяйства. Её развитие может оказать значительный экономический эффект на развитие всех отраслей и сфер деятельности национальной экономики.

Сетевое хозяйство в электроэнергетике – сфера деятельности естественных монополий. С 1992 по 2008 гг. в России существовал монополист на рынке генерации и энерготранспортировки – компания РАО «ЕЭС России». На рубеже тысячелетий в России были провозглашены реформы в этой отрасли. Они начались с либерализации отношений собственности и создания конкурентного рынка электроэнергии, что обеспечило основные предпосылки для прихода в отрасль частных инвесторов. С их приходом возрастает необходимость оптимизации хозяйственной деятельности, связанной с производством, передачей сбытом электроэнергии, с одной стороны, а также изменением форм и инструментов государственного регулирования данной сферы, с другой. Это все обуславливает необходимость поиска новых методических подходов изучению современной ситуации с целью решения проблем, как частных инвесторов, так и государства в данном секторе экономики.

Программы и проекты развития и их финансирование, активно внедряемое в электроэнергетике в целях модернизации устаревшего оборудования и технологических процессов, а также строительство новых мощностей, сталкивается с целым рядом нерешенных проблем. Это могут быть прогнозы изменения потребностей в электроэнергии по регионам страны от краткосрочной до долгосрочной перспективы, определение структуры инвестиционных потоков по объемам, источникам финансирования или направлениям использования, и даже по возможностям предела собственности и использованию честно-государственного партнерства.

Цель работы провести анализ эффективности реализации Государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики»1 в области электроэнергетики, выявить проблемы, возникающие при реализации этой программы. Объект исследования – электроэнергетика РФ. Предмет исследования – развитие электроэнергетики в аспекте государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики».

1 Общая характеристика сферы реализации и особенности действия подпрограммы «Развитие и модернизация электроэнергетики»

Электроэнергетика России представляет собой мощный высоко интегрированный комплекс электростанций, магистральных и распределительных электрических сетей, под единым диспетчерским управлением, являясь важнейшей инфраструктурной отраслью, успешно обеспечивала экономику и социальную сферу страны электроэнергией и теплом даже в сложных социально-экономических условиях. В ходе экономических кризисов и в результате не всегда продуманных и адекватных существующим условиям мер по реформированию экономики и электроэнергетики, в отрасли накопились серьёзнейшие проблемы, требующие безотлагательного решения.

Основными проблемными местами российской энергетики являются: низкая эффективность производства и потребления электроэнергии; неустойчивое финансовое положение отрасли; дефицит инвестиционных ресурсов и как следствие, ускоряющаяся ухудшение основных производственных фондов; несовершенство государственного регулирования электроэнергетики. Именно для решения этих проблем проходила реформирование отрасли, реализовывались и реализуются государственные программы.

Рассматриваемая подпрограмма «Развитие и модернизация электроэнергетики»2, прежде всего, направлена на инвестиционно-инновационное обновление отрасли, основное целью которой является обеспечение высокой энергетической, экономической и экологической эффективности производства в сегментах электроэнергетики, таких как производство, передача, распределение и потребление электрической энергии.

Решаемые задачи подпрограммы: - масштабная модернизация электроэнергетики и перевод ее на новый уровень; - повышение экономической и энергетической эффективности электроэнергетики - повышение надежности функционирования электроэнергетики;

Подпрограмма «Развитие и модернизация электроэнергетики» реализуется в один этап с 2013 года и рассчитана до 2020 года. Выполнение основных мероприятий подпрограммы предусматривает повышение надежности энергоснабжения потребителей, улучшение качества передаваемой электроэнергии, снижение аварий и потерь электроэнергии, стимулирование внедрения новых технологий в энергетике России.

В сфере реализации подпрограммы не применяются федеральные целевые программы и ведомственные целевые программы, подпрограмма состоит из нескольких основных мероприятий:

- модернизация и новое строительство генерирующих мощностей;

Реализация данного мероприятия позволит обеспечить рост эффективности производства электроэнергии и тепла, снижение износа основных фондов, повышение технологической безопасности, диверсификация генерации, снижение темпов роста цен на электроэнергию и создание стимулов для модернизации генерирующих мощностей. Программа модернизации позволит существенно улучшить технико-экономические показатели отрасли, как в части потерь электроэнергии, так и показателей расхода топлива. В рамках мероприятия должно быть разработано и внедрено новое энергоэффективное оборудование (в частности газотурбинные установки большой мощности) на электростанциях.

Возрастная структура генерирующих мощностей на конец 2012 года показывала на причины, связанные с эффективным производством. Так средний возраст оборудования электростанций России на конец 2012 года составлял 33,4 года. Всего за предыдущие 20 лет средний возраст увеличился на 15 лет. По группам оборудования наиболее новыми являются ПГУ (средний возраст 3,1 года), ГТУ (11,7 года) а также блоки атомных электростанций (27,2 года)3. Ожидается, что реализации программы вводов генерирующего оборудования рамках договоров о предоставлении мощности приведет к смене тенденций.

- модернизация и новое строительство электросетевых объектов;

Реализация данного мероприятия направлено на обеспечение роста эффективности транспорта и распределения электроэнергии, снижение износа основных фондов, повышение технологической безопасности. Основные задачи мероприятия — это модернизация электросетевых объектов; улучшение качества передаваемой мощности, снижение потерь электроэнергии.

Чтобы решить проблемы дефицита мощностей ранее, Правительство утвердило в июне 2006 г. среднесрочную стратегию развития электроэнергетики РФ на период до 2010 г. и вод генерирующих активов с суммарной мощностью более 20 млн. кВт/ч до 2010 года4.

Рисунок 1 – Ввод генерирующих мощностей в России

Источник: данные ОАО «СО ЕЭС»

Для реализации целей, поставленных в стратегии, были введены новые рыночные механизмы - долгосрочный рынок мощности (ДРМ) и система договоров о предоставлении мощности (ДПМ). Данное мероприятие предполагает уменьшение количества этапов присоединения, необходимых для получения доступа к энергосети, сокращение срока подключения к энергосети, снижение затрат на получение доступа к энергосети.

В подпрограмме предусмотрены следующие меры государственного регулирования: утверждение и контроль за исполнением инвестиционных программ субъектов электроэнергетики; применение и развитие форм честно-государственного партнерства для реализации перспективных проектов в энергетике; разработка нормативно-правовых актов, направленных на стимулирование мероприятий по модернизации объектов электроэнергетики; совершенствование правовой базы направленные на создание условий для развития интеллектуального учета электроэнергии и получения эффективных результатов всеми субъектами розничного рынка.

В рамках подпрограммы «Развитие и модернизация электроэнергетики» принимают участие энергокомпании с государственным участием (ПАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ООО «Газпром энергохолдинг», ОАО «РАО ЭС Востока», ОАО «Русгидро», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК»), энергомашиностроительные компании, а также ведущие организации отрасли и РАН.

2 Финансирование и финансовые механизмы программы развития электроэнергетики Российской Федерации

Федеральный закон №35-ФЗ «Об электроэнергетике», определяющий порядок регулирования экономических отношений в отрасли, предполагает диверсифицированную модель ее финансового обеспечения5. Особенностью модели является распределение инвестиционных рисков между государством и частным инвесторами, при котором государство концентрирует свои усилия и ресурсы на системообразующих компаниях, работающих в монопольном секторе: ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СО ЕЭС», а также на предприятиях, относительно которых принято решение о сохранении государственного контроля (ОАО «РусГидро», ФГУП Концерн «Росэнергоатом»). Но основным источником финансирования для генерирующих компаний (ОГК и ТГК) являются частные инвестиции.

Электроэнергетика является одним из самых капиталоемких производств национальной экономики, что обуславливает высокой стоимостью основных производственных фондов (силовые машины, трансформаторы, линии электропередач) и их большой долей в структуре активов предприятия.

Как следует из документа программы «Энергоэффективность и развитие энергетики»6, для решения проблем отрасли энергетикам необходимо для модернизации своих мощностей в последующие года начиная с 2013 года в финансовые ресурсы в объеме 28 658 762 481,60 тыс. рублей, в том числе:

- из средств федерального бюджета – 104 880 951,50 тыс. рублей;

- из средств консолидированных бюджетов субъектов РФ – 562 343 000,00 тыс. рублей;

-из внебюджетных источников – 27 991 650 530,10 тыс. рублей.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы «Развитие и модернизация электроэнергетики» из средств федерального бюджета составляет 38 037 861,1 тыс. рублей. В процентах объем финансирования выглядит таким образом (рис.2 и 3).

Рисунок 2 – Процент объема финансирования подпрограммы от общего объема финансирования программы

В том числе по годам:

Источник данных: Министерство энергетики РФ

Рисунок 3 – Объем из федерального бюджета на реализацию подпрограммы по годам

К механизмам реализации подпрограммы относят следующие:

- внутренние финансовые ресурсы компаний, включая амортизационные отчисления, а также целевые инвестиционные средства, исключаемые из состава налогооблагаемой прибыли (как минимум для атомной энергетики);

- объемы и стоимость капитала, привлекаемого на условиях гарантирования доходности в сетевые компании и в сектор генерации (вводы в рамках ДПМ и МГИ);

-объемов конкурентного ценообразования на долгосрочном рынке мощности (ДРМ) и экономически обоснованного уровня предельных цен на мощность, которые определяют долю ДРМ в средневзвешенной цене мощности для потребителей на оптовом рынке.

Согласно проекту, в целом за счет собственных источников может быть обеспечено финансирование около 2/3 потребностей в капиталовложения, а примерно треть потребуется привлечь с рынков капитала, прежде всего – в виде кредитных ресурсов, из них 60% - в сектор генерации и 40% - в электросетевой сектор. Почти 70% от общей потребности отрасли во внешнем финансировании приходится на тепловую генерацию, обеспечивающую основной прирост установленной мощности, а также на сектор распределения электроэнергии.

Важнейшими источниками средств на финансирование капиталовложений электроэнергетических компаний стали: проведение эмиссий дополнительных акций и продажа акций тепловых генерирующих компаний; государственный бюджет; плата за технологическое присоединение для сетевого комплекса. Источники финансирования соответствуют форме собственности компаний. В конкурентном секторе (генерация, сбыт, ремонт и сервис) ключевая роль отводится частному капиталу, который должен стать преобладающим в данном секторе. Государственное финансирование направляется в компании, которые должны остаться под контролем государства: магистральные и распределительные сети, диспетчеризация, атомная и гидроэнергетика. Таким образом, повышается доля частного капитала в генерирующих и сбытовых компаниях, увеличивается государственное участие в ФСК, ГидроОГК.

3. Ожидаемые результаты подпрограммы с 2013 по 2020 годы

Электроэнергетическая отрасль характеризуется рядом особенностей, основными из которых являются единство технологического производства и потребления электрической энергии, подчиненность общему режиму работы всей единой энергетической системы, особые требования к месту размещения электростанций, длительность процессов проектирования и сооружения энергообъектов, их высокая капиталоемкость. Это определяет особые требования к прогнозированию развития генерации и электросетевой инфраструктуры для недопущения дефицитов мощности и электроэнергии из-за невозможности или задержке по времени сооружения требующих по балансу новых электростанций и линий электропередач на территории РФ. Главным требованием при прогнозировании развития электроэнергии является координация планов развития на федеральном, региональном, межотраслевом уровнях, а также намерений и программ развития государственных и частных энергокомпаний, потенциальных инвесторов для обеспечения надежного функционирования Единой энергетической системы в долгосрочной перспективе.

По экспертным данным Министерства энергетики по результатам реализации основных мероприятий модернизации электроэнергетики должны быть достигнуты следующие основные целевые показатели к завершению подпрограммы (рис. 4 и 5)7:

Рисунок 4 – Вводы генерации электростанций (объекты ДПМ)

Должны быть обновлены производственные базы электроэнергетики на базе отечественных передовых технологий.

Недопущение крупных аварий и повышение надежности в сетях и генерации иллюстрирует рис. 5.

Рисунок 5 – Снижение количества аварий в сетях и генерации

Благодаря снижению удельного расхода топлива на отпуск электроэнергии до 310 г/кВт ч и сокращению потерь при передаче электроэнергии до 8,8 к 2020, планируется ограничение роста тарифов, вследствие повышения экономичности и энергетической эффективности отрасли (рис. 6).

Рисунок 6 – Снижение удельного расхода топлива на отпуск электроэнергии

Рисунок 7 – Снижение потерь электроэнергии в электрических сетях

Рисунок 8 – Сокращение сроков подключения и количества этапов необходимых для получения доступа к энергосети

Заключение

Субъекты Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами власти выполняют мероприятия по согласованию региональных и федеральных стратегических программ развития энергетики.

Повышение энергоэффективности и модернизация электроэнергетики в России проводятся частными и государственными компаниями, причём основная нагрузка ложится на плечи частных инвесторов.

Важнейшими источниками средств на финансирование капиталовложений электроэнергетических компаний стали: проведение эмиссий дополнительных акций и продажа акций тепловых генерирующих компаний; государственный бюджет; плата за технологическое присоединение для сетевого комплекса. Источники финансирования соответствуют форме собственности компаний.

Государственное финансирование направляется в компании, которые должны остаться под контролем государства: магистральные и распределительные сети, диспетчеризация, атомная и гидроэнергетика.

Таким образом, повышается доля частного капитала в генерирующих и сбытовых компаниях, увеличивается государственное участие в ФСК, ГидроОГК.

1 Государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики». Электронный ресурс. Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/323

2 Государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» в редакции от 30.03.2018 № 371. Электронный ресурс. Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/323

3 Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 321 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики". ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70544238/#ixzz5bFZQy1e8

4 данные ОАО «СО ЕЭС»

5 Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ. (ред. от 29.07.2018) "Об электроэнергетике". Электронный ресурс. Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-26032003-n-35-fz-ob/

6 Программа «Энергоэффективность и развитие энергетики». Паспорт государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" 2013 - 2020 годы. Интернет ресурс: https://minenergo.gov.ru// сайт Министерства энергетики Российской Федерации

7 Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 321 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики". ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70544238/#ixzz5bFZQy1e8

Просмотров работы: 25