ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Г. ГРОДНО - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Г. ГРОДНО

Кошко М.И. 1, Данилова К.А. 1, Заяц О.В. 1
1гргму
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Здоровье нации определяется, прежде всего, здоровьем подрастающего поколения. Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников, поскольку наиболее выраженный рост заболеваемости отмечается в возрасте от 7 до 18 лет, совпадающем с периодом получения систематического образования.

Среди белорусских школьников наблюдается рост заболеваемости гастритом (в 10,5 раза), язвой желудка (в 2,3 раза), у 7 % детей выявлено увеличение щитовидной железы, 23 % имеют различные хронические заболевания, 65 % — функциональные отклонения. Увеличилось количество детей с нарушениями осанки и зрения. К 5 классу нарушение осанки выявляется у 40 % школьников. У 21 % первоклассников наблюдаются нервно-психические расстройства. Таким образом, изучение медико-социальных проблем здоровья и благополучия детского населения приобретает все большую актуальность [2].

В настоящее время хроническая патология желудка и двенадцатиперстной кишки у детей и подростков занимает значительное место в структуре общей заболеваемости. Среди хронической патологии пищеварительной системы ведущее место занимают поражения верхних отделов пищеварительного тракта, на долю которых приходится 70–75 % патологии желудочно-кишечного тракта. По результатам Всероссийской диспансеризации, болезни органов пищеварения занимают второе место в структуре детской заболеваемости у подростков. Частота встречаемости хронического гастрита и хронического дуоденита составляет 300–400 на 1000 детского населения. Хронический гастрит — хроническое рецидивирующее, склонное к прогрессированию, воспалительно-дистрофическое поражение слизистой оболочки желудка.

Общепринятой классификации хронического гастрита до сих пор не существует. В современном диагнозе хронического гастрита сохраняет свое значение оценка заболевания по клиническим и морфофункциональным признакам. Существует три основных вида хронического гастрита: гастрит тип А (аутоиммунный), характеризующийся преимущественным поражением тела желудка; гастрит тип В, развивающийся в результате инфицирования слизистой оболочки желудка бактерией Н. pylori и бактериального воспаления преимущественно антрального отдела желудка; гастрит тип С (химико-токсический), который развивается в результате заброса желчи в желудок из двенадцатиперстной кишки. Кроме этого, выделяют смешанный гастрит (А и В). Возникновение и прогрессирование хронического гастрита обусловлено сочетанным воздействием на слизистую оболочку желудка множества факторов. К экзогенным относятся следующие факторы: воздействие инфекционного агента Нelicobacter pylori (Н. pylori), длительные нарушения качества и ритма питания (алиментарные факторы); нарушения жевательного аппарата, плохое пережевывание пищи при быстрой еде; употребление алкоголя, курение; длительный прием лекарств; воздействие на слизистую оболочку желудка химических агентов; воздействие радиации.

К эндогенным факторам следует отнести генетические и аутоиммунные факторы, дуоденогастральный рефлюкс, эндогенные интоксикации, гипоксемии, очаги хронической инфекции (кариес, периодонтит, хронический тонзиллит, туберкулез), нарушение обмена веществ (ожирение, подагра, болезнь Иценко-Кушинга). В последнее десятилетие ведущую роль в формировании хронического гастрита отводят Н. pylori.

К факторам риска хронического гастрита химической этиологии относится постоянная травматизация слизистой оболочки желудка забрасываемой желчью (гастрит культи желудка при резецированном желудке или хронический гастрит тип С). Частота рефлюкс-гастрита составляет от 10 до 15 % в общей структуре заболевания. Регенерация слизистой оболочки желудка проходит две фазы: клеточной пролиферации и клеточной специализации (дифференцировки эпителиоцитов). Все перечисленные факторы отрицательно влияют преимущественно на вторую фазу, резко подавляя ее. Клеточная пролиферация сохраняется, развиваются неполноценные эпителиальные клетки, которые менее устойчивы к любым воздействиям [1,3,4].

Цель. Изучение особенностей питания школьников ГУО «Средняя школа № 7 г. Гродно».

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось методом социологического опроса с использованием валеологической анкеты. В исследовании приняло участие 100 школьников в возрасте 2-11 классов ГУО «Средняя школа № 7 г. Гродно».

Результаты и их обсуждение. По результатам проведенного опроса установлено, что 59% респондентов употребляют пищу 3-5 раз в день, 39% 1-2 раза в день. Завтракают только 47% респондентов.

С помощью анкеты было выяснено, что многие дети любят есть чипсы и употребляют их несколько раз в неделю: во 2-м классе- 36%, в 5-м классе – 38%, в 9-м- 44%, в10-м-66% респондентов употребляют чипсы. Газированные напитки употребляют 90% опрошенных, 20% из них употребляют их каждый день.

Установлено, что недостаточным является потребление таких наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, как рыба, морепродукты, молочные продукты, растительные масла, свежие овощи, фрукты. Избыточным является потребление хлебобулочных изделий, сдобных изделий и сладостей. По данным анкетирования рыбу регулярно употребляют 31,4%, морепродукты (например, морская капуста, креветки) 19,4 %. Кратность приема данных продуктов составляет 1-2 раза в месяц.

В суточном рационе питания большая доля приходится на рафинированные продукты, которые считаются неполезными для человека (белый хлеб, сахаросодержащие продукты, макаронные изделия, копчености, консервы). Анализ полученных данных показывает, что белый хлеб (вместо черного и отрубного) выбирают 38,3 % респондентов, сладости ежедневно употребляет 30,4% школьников, копчености входят в ежедневный рацион 18,7% респондентов.

В продуктах, которые применялись при «перекусываниях» в перерывах между занятиями, в основном должны присутствовать легкоусвояемые углеводы. При этом, сладости предпочитают - 33,7%, фрукты - 43,1 %, ограничиваются чашкой кофе или чая – 25,3%.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что режим питания школьников не соответствует гигиеническим принципам оптимального питания, является одним из факторов риска заболеваний желудочно-кишечного тракта, что требует обучения школьников основам правильного, здорового питания.

Литература:

Современные представления о хроническом гастрите у детей / Н.М. Звягина [и др.] // Медицинские науки. – 2015. № 6. – С. 1 - 8.

Комплексная оценка здоровья школьников г. Гомеля / Л.Г. Соболева [и др.] // Проблемы здоровья и экологии. – 2014. № 23 (2). – С. 137 - 140.

Хронические заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки у детей / А.В. Сукало [и др.] // Журнал ГГМУ. – 2005. № 3. – С. 36 - 43.

Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников / В.Р. Кучма [и др.] // Вопросы современной педиатрии. – 2008. Том 7. № 4. – С. 102 - 103.

Просмотров работы: 5