СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ИНДУСТРИИ СПОРТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ИНДУСТРИИ СПОРТА

Черных  А.В. 1, Голубева Т.Б. 1
1Уральский Федеральный Университет Екатеринбург
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы социальной ответственности предприятия индустрии спорта обусловлена как собственно важностью социальной роли индустрии спорта, так и серьезными проблемами, которые переживает в настоящее время российское общество.

Касаясь истории вопроса, следует отметить, что принцип ответственности начал активно внедряться в жизнь западного общества в 90-х годах ХХ века. Поворотным пунктом стала Международная конференция по устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), зафиксировавшая требования со стороны мирового сообщества к корпорациям по повышению их социальной ответственности. К настоящему времени разрабатываются кодексы корпоративного поведения, внедрены критерии корпоративной социальной ответственности при оценке инвестиционных рейтингов компаний, используются процедуры социально-ответственного инвестирования.

С точки же зрения теории вопроса, важно, что современная трактовка понятия социальной ответственности предприятия не может быть сведена к уплате налогов и даже классической благотворительности. Так, Л.А. Конарева определяет социальную ответственность бизнеса какдобровольный учёт организацией интересов общества путём взятия на себя ответственности за последствия результатов своей деятельности, оказывающих воздействие на потребителей, поставщиков, своих работников и акционеров, жителей местной территории, а также на состояние окружающей среды [1]. При этом следует отметить, что в действующей Конституции Российской Федерации положений о социальной функции частной собственности нет, но в принципе она не отрицается.

Доктор экономических наук И.В. Соболева видит главную экономическую причину актуализации и приоритетности проблем социальной ответственности бизнеса в повышении значимости нематериальных факторов экономического роста, связанных с качеством рабочей силы и мотивации работников. Другая причина активизации социальных функций крупного бизнеса – стремление стать равноправным партнёром социального развития и через это повысить конкурентоспособность и продуктивность. При этом, как отмечает И.В. Соболева, если бизнес не возьмёт на себя часть ответственности за решение нарастающих проблем в социально-трудовой сфере, то станет первой их жертвой [2].

Возвращаясь к теме исследования, отметим характерные особенности предприятий индустрии спорта, влияющие на возможность их участия в программах корпоративной социальной ответственности:

во-первых, миссия социальна - предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению;

во-вторых, большое количество предприятий мелкого и среднего бизнеса (тренажерные залы, фитнес-клубы и др.), следовательно, ограниченное количество средств, которое предприятие может направить на решение социальных проблем;

в-третьих, потребление физкультурно-оздоровительных услуг изменяется в соответствии с фактором сезонности, модой и пр., отсюда вытекает нестабильность штатной численности персонала, необходимость сезонных набора/сокращений, постоянного повышения квалификации штатных сотрудников в соответствии с потребностями населения;

в-четвертых, недостаток специалистов с базовым физкультурным образованием;

в-пятых, для многих – сотрудничество с органами муниципальной и государственной власти по ряду социальных программ, участию в подготовке и проведении значимых для территории мероприятий [3].

Определим понятие социальной ответственности предприятия индустрии спорта как активное участие предприятия в улучшении социальной сферы территории в дополнение к социальным затратам государства и муниципалитетов [4].Оназаключается в:

честности по отношению к деловым партнерам, спонсорам, государственным и муниципальным структурам;

предоставлении населению безопасных и качественных услуг и продукции (спортивное питание, тренажеры, сооружения и др.);

своевременной выплате достойной заработной платы и создании условий для повышения квалификации, безопасного и максимально комфортного труда персонала, при этом подразумевается тотальное соблюдение норм охраны труда, трудового законодательства, создание благоприятного психологического климата в коллективе;

поддержании уровня занятости, участии в программах переквалификации кадров при ликвидации рабочих мест;

своевременном и полном отчислении страховых платежей по программам пенсионного, медицинского и социального страхования;

осуществлении социальной поддержки персонала (льготы, дополнительная помощь в трудных жизненных ситуациях);

адресной поддержке нуждающихся слоев населения, участие в физическом воспитании детей, поддержке людей с ограниченными возможностями здоровья, благотворительной деятельности, участие в охране окружающей среды, помощь территории в чрезвычайных ситуациях.

К мотивам социальной ответственности предприятия индустрии спорта, можно отнести некоторые мотивы, выделенные Н.В. Марущак:

улучшение имиджа предприятия;

повышение эффективности труда персонала;

укрепление позиции предприятия на рынке услуг и дополнительные возможности для продвижения в регионе;

льготное налогообложение;

соучастие в федеральных и региональных проектах;

специальные акции, направленные на информирование потенциальных потребителей произведенных услуг/товаров [5].

Ю.С. Гурьянов выделяет следующие типы социальных программ:

проводимые вместе с государственными органами;

совместные с некоммерческими объединениями;

во взаимодействии с общественными организациями;

по работе со средствами массовой информации и связям с общественностью;

программы, созданные непосредственно самой организацией [6].

Следует отметить, что существует множество социальных мероприятий в индустрии спорта - это открытые мастер-классы для населения, турниры для болельщиков всех возрастов и др. Многие спортивные команды поддерживают воспитанников детских домов и рады их видеть на своих домашних играх. Однако замечено, что единичные акции, как правило быстро забываются населения, поэтому предприятиям индустрии спорта рекомендуется работать по заранее разработанной программе, которая поможет не только сделать добрые дела, но и сформировать позитивный имидж заведения.

Рассмотрим некоторые конкретные программы социальной ответственности предприятий индустрии спорта.

Из российской практики можно выделить такую программу, как «Футбол для дружбы». В рамках Международной детской социальной программы ПАО "Газпром" "Футбол для дружбы", которая реализуется с 2013 года, вручается награда Кубок "Девяти ценностей". Юные послы программы путем голосования, которое проходит во всех странах-участницах, выбирают команду-победителя. Основной критерий для победы – отвечать девяти ценностям - дружба, равенство, справедливость, здоровье, мир, преданность, победа, традиции, честь. Далее в рамках Международного лагеря дружбы определяется топ-3 национальных сборных. Авторская копия Кубка входит в состав постоянной экспозиции Музея Российского футбольного союза [].

Пример. на каждом домашнем матче ФК «Томь» ведётся сбор средств в фонд «Обыкновенное Чудо». В 2014 году открыт «Чудо сектор», с продажи абонементов на который 30% передаётся тяжелобольным детям, которых патронирует фонд. Кроме того, ФК «Томь» участвует в различных благотворительных акциях, мероприятиях, аукционах и ужинах, вырученные средства, от которых идут детям, нуждающимся в медицинской помощи [].

Алгоритм выполнения программ социальной ответственности должен учитывать классический цикл их реализации, включая следующие этапы:

1) разработка структуры программы и планирование социальных мероприятий;

2) реализация социальных мероприятий;

3) оценка результативности мероприятий, включая выявление причин отклонений фактических ожиданий от их плановых значений;

4) корректировка программы.

Практика показывает, что предприятия спорта, которые выполняют добровольно взятые на себя социальные обязательства, всегда показывает лучшие результаты в своей работе. Ведь инвестируя в социальную сферу, они обеспечивают успешное продвижение своих продуктов.

Литература

Конарева Л.А. Качество и социальная ответственность / Л. А. Конарева // США-Канада. Экономика-политика-культура. – 2009. - № 5.

Соболева И.В. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии / И.В. Соболева // Вопросы экономики. – 2005. - № 10.

Голубева Т.Б. Основы моделирования и оптимизации процессов и систем сервиса: учебное пособие / Т.Б. Голубева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – С. 51-52.

Голубева Т.Б. Основы социального государства: учебное пособие / Т.Б. Голубева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2015. – С. 78-79.

Марущак Н.В. Социальная ответственность как фактор повышения эффективности функционирования компаний // Современные проблемы науки и образования. – 2013. - № 6. [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-otvetstvennost-kak-faktor-povysheniya-effektivnosti-funktsionirovaniya-ko... (дата обращения 15.11.2018).

Гурьянов Ю.С. Социологические аспекты управления развитием физической культуры в коллективе // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 255-258.

Столбунова В. Футбол для дружбы между народами, он объединяет и несет важнейшие ценности / В. Столбунова // Агентство «РИА Новости». 02.06.2018. [Электронный ресурс]. – URL: https://rsport.ria.ru/20180602/1137575506.html?inj=1 (дата обращения 15.11.2018).

Совместная акция с футбольным клубом «Томь» // Благотворительный фонд «Обыкновенное чудо»: официальный сайт. [Электронный ресурс]. – URL: http://chudo.tomsk.ru/news/news/sovmestnaa-akcia-s-futbolnym-klubom-tom (дата обращения 15.11.2018).

Просмотров работы: 82