ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИИ

Алексеева З.С. 1, Френкель Е.Э. 1
1Вольский ВИМО
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации необходимо соблюдать экологическую безопасность (ЭБ) [3]. Состояние защищённости определённого объекта от экологически неблагоприятных факторов, источником которых выступают окружающая природная среда, человек, общество. В качестве объекта могут выступать предприятия промышленности, транспорта, войска свои и вероятного противника и т.д. В связи с этим существуют понятия ЭБ вооружения и военной техники (ВВТ) и экологическая безопасность Ракетных войск.

ЭБ ВВТ – это совокупность свойств комплексов различных видов оружия, средств его применения и военной техники, обеспечивающих вне условий боевого применения отсутствие вредных воздействий на объекты окружающей среды, личный состав Ракетных войск и население.

ЭБ Ракетных войск – это состояние (положение), при котором частям (соединениям) и Ракетным войскам в целом не угрожает реальная или потенциальная опасность экологически вредных факторов природного или антропогенного характера; это состояние защищённости военных объектов от экологически неблагоприятных факторов. Личный состав Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), военная техника и вооружение (ВТиВ), позиционные районы, пункты управления, узлы связи, жилые городки и т.д.

Обеспечение экологической безопасности ВС РФ: комплекс правовых, научных, организационных, технических, социально-экономических, воспитательных и других мероприятий, обеспечивающих состояние ВС, исключающее или сводящее к минимуму неблагоприятное воздействие их деятельности на окружающую среду, население, личный состав, вооружение, военную технику и военные объекты; составная часть экологической безопасности государства.

ВС РФ также являются одним из крупнейших пользователей природных ресурсов страны. За Министерством обороны закреплено 12,3 млн га земли, в том числе 5,1 млн га лесов, на которых расположены военные гарнизоны, полигоны, аэродромы, охранные зоны особо важных объектов, военные лесхозы, совхозы и подсобные хозяйства. В структуре МО РФ насчитывается свыше 1200 крупных объектов, которые имеют автономные системы жизнеобеспечения. Различными объектами ВС РФ ежегодно потребляется около 26 млрд м3 пресной воды, при этом сброс сточных вод составляет 22 млрд м3. На долю ВС РФ приходится 0,8 % вредных выбросов в России [8]. Весьма острую проблему для ВС РФ представляет загрязнение окружающей среды нефтепродуктами. Почти 50 % складов и их оборудование, в основном смонтированное в 50-х г. 20-го века, устарели. Из-за утечки нефтепродукты, масса которых, по некоторым данным, превышает миллион тонн, попадают в поверхностные воды и в подземные горизонты, где образуются линзы. Таким образом образовались и требуют ликвидации линзы нефтепродуктов в многочисленных гарнизонах. Вследствие нехватки судосборщиков льяльных и балластных вод, а также береговых (плавучих) станций по их переработке остается высоким (5–10 ПДК) уровень загрязнения моря в пунктах базирования флота [7].

Около 470 военных гарнизонов расположены вблизи экологически опасных объектов. Критическая экологическая обстановка сложилась в гарнизонах, расположенных в крупных промышленных городах и районах с развитой инфраструктурой. Это касается прежде всего войск, дислоцирующихся в промышленной зоне Урала, Московской области, в Среднем Поволжье, Кузбассе и на Кольском полуострове.

Испытания атомного оружия в начале 60-х г. 20-го века привели к устойчивому радиоактивному загрязнению поверхности планеты. Более 100 объектов ВС РФ находятся на территории, зараженной радиоактивными веществами в результате аварий на Чернобыльской АЭС и ПО «Маяк».

Остается сложной радиационно-экологическая ситуация в районах базирования Северного и Тихоокеанского флотов и в морях, омывающих северное и дальневосточное побережья страны, в результате деятельности атомного флота и эксплуатации ядерных реакторов, сброса и захоронения радиоактивных отходов в море. На береговых технических базах ВМФ ныне скопилось большое количество отработанного ядерного топлива, твёрдых и жидких радиоактивных отходов, подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, выведенными из боевого состава флота.

Весьма опасными последствиями, растянутыми во времени и захватывающими большие, а иногда и отдалённые регионы, чреваты аварии космических кораблей с ядерными энергетическими установками на борту. После взрыва ракеты-носителя горючее и все остальные выбросы попадают в атмосферу и пагубно воздействуют на окружающую среду в зоне, находящейся под взрывом. Основными экологическими последствиями аварий в космосе являются: массовые поражения биотической компоненты экосистем, разрушение озонового слоя Земли, изменение радиационных и электрических свойств, нарушение состояния ионо- и магнитосферы.

Тяжелая боевая техника разрушает почвенный покров и загрязняет атмосферу отработанными газами. Так, например, при прохождении колонны из 10 гусеничных машин по полю протяженностью 1 км происходит потрава примерно 4 тыс. м2 земли. Военные самолеты сжигают огромное количество кислорода (каждый трансконтинентальный полет самолета забирает из атмосферы 50 т кислорода), а высотные сверхзвуковые перехватчики, летающие на высотах 20–30 км (в слое с максимальной концентрацией озона), разрушают озоновый слой.

При рассмотрении и решении экологических проблем ВС РФ следует учитывать следующие обстоятельства:

1) в силу специфики деятельности армии и флота, их насыщенности сложными энерго- и материалоёмкими техническими системами ВС являются реальным и потенциальным источником загрязнения окружающей среды;

2) сами ВС РФ осуществляют свою деятельность порой в очень неблагоприятной экологической обстановке, связанной с функционированием гражданских отраслей промышленности, энергетики и транспорта, и должны принимать надлежащие меры для обеспечения безопасности и сохранения здоровья личного состава, членов семей и жителей военных городков;

3) ВС РФ обладают достаточно мощным материальным и научно-техническим потенциалом, являются хорошо организованным и мобильным организмом, который способен участвовать в решении как собственных, так и государственных экологических проблем.

История экологической безопасности ВС РФ началась с создания Инспекции охраны природной среды. До этого в Министерстве обороны вопросами охраны природы занималось Глав КЭУ МО СССР.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 1 декабря 1978 года № 984 «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению природных ресурсов» (ред. от 03.08.1988) 2 июня 1980 года был издан приказ Министра обороны СССР № 156 «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов». На основании этого приказа и была сформирована Инспекция по охране окружающей среды в составе Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны.

С 1987 года Инспекция охраны природы включена в состав управления заместителя Министра обороны СССР – начальника Тыла ВС СССР на правах самостоятельного подразделения.

В апреле 1992 года в связи с образованием Российской Армии на базе Инспекции охраны природной среды МО СССР было создано Управление экологии и специальных средств защиты МО РФ. Начальником Управления был назначен тогда полковник Григоров Сергей Иванович [1].

В 1997 году в связи с расширением задачпо обеспечению экологической безопасности войск (сил) Управление экологии и специальных средств защиты МО РФ переименовано в Управление начальника экологической безопасности ВС РФ (УНЭБ ВС РФ).

В 1998 году на базе инспекций охраны окружающей среды Главных и центральных управлений МО РФ, Тыла ВС РФ, видов ВС РФ, родов войск, военных округов и флотов создана Экологическая служба ВС РФ. Начальником экологической безопасности ВС РФ был назначен в то время генерал-майор Алексеев Борис Николаевич. Со сменой названия изменился состав и объём задач, решаемых Экологической службой Вооружённых Сил РФ. На первое место вышли вопросы обеспечения экологической безопасности деятельности войск (сил).

В декабре 2001 годаУправление начальника экологической безопасности ВС РФ подчинено начальнику Тыла ВС РФ – заместителю Министра обороны РФ генералу армии Исакову Владимиру Ильичу.

Разработка перспективных технических средств обеспечения экологической безопасности ВС РФ, создаваемых по заданию Управления начальника экологической безопасности ВС РФ в рамках Государственной программы вооружения предприятиями и организациями промышленности, осуществляется по направлениям:

- экологического мониторинга и контроля ОС;

- экологической защиты личного состава ВС РФ;

- ликвидации загрязнений ОС.

К войсковым средствам экологического контроля относятся принятый на снабжение ВС РФ в 2001 году носимый комплекс технических средств для проведения экологического контроля на военных объектах (КТСВЭ), разработанные и прошедшие Государственные испытания в 2004 году – носимый прибор экспресс-оценки экологической обстановки, использующий методы биотестирования («Биотокс-К», сейчас «Биотокс-К-10») и индивидуальный комплект приборов по контролю за состоянием окружающей среды для инспектирования военных объектов (ИМПАК-Э).

К средствам экологических лабораторий относятся:

- судовой лабораторный комплект контроля загрязненности окружающей среды;

- подвижная лаборатория экологического контроля на автомобиле КамАЗ- 43114 и автофургоне УАЗ-37411;

- стационарная лаборатория экологического контроля для экологических служб военных округов.

Базовая стационарная лаборатория экологического контроляпредставляет собой типовую лабораторию в модульном исполнении на основе оптимизации существующей приборной и методической базы.

Для эффективного решения задач экологического мониторинга и контроля необходимо заблаговременно выявлять территории с загрязненными военными объектами, где целесообразно использовать подвижные и войсковые средства контроля. Обоснованные предложения по применению наземных средств подготовлены с использованием дистанционных средств экологического контроля.

Комплексное применение средств экологического мониторинга повысит оперативность и достоверность выявления загрязнений окружающей среды, угрожающих возникновением чрезвычайных ситуаций.

Разработка методов и средств по предотвращению (снижению) экологически опасных воздействий при эксплуатации ВВТ и военных объектов, а также создание нормативно-правовой базы обеспечения экологической безопасности ВС РФ позволит снизить плату за загрязнения и приведёт к экономии бюджетных ассигнований, выделяемых на национальную оборону.

Средства экологической защиты личного состава ВС РФ. По этому направлению по заказу УНЭБ ВС РФ проводятся мероприятия по разработке и созданию специальных технических средств и оборудования, обеспечивающих экологическую безопасность личного состава в служебных помещениях военных объектов с учётом наличия реальных загрязнителей в этих помещениях.

Средства ликвидации загрязнений окружающей среды. Обеспечить экологическую безопасность на территории военных объектов предполагается за счет создания войсковых средств локализации и ликвидации прежде всего загрязнений ОС нефтепродуктами на базах и складах хранения горюче-смазочных материалов армейского и дивизионного звена. Масштабы возможных негативных последствий нефтезагрязнения и объём последующих мероприятий по реабилитации загрязненной территории зависят от оперативности проведения работ на этапе локализации и сбора разлившегося на почве, в водоеме (водотоке) нефтепродукта.

Однако, в настоящее время в войсках практически отсутствуют предназначенные для этого технические средства, что является одной из главных причин существующих на военных объектах и в районах действий войск нефтезагрязнений в больших масштабах.

Вооружённые Силы РФ являются одним из крупных эколого-пользователей. В соответствии с законом «Об обороне» [5], земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооружённым Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.

Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Серьёзным источником загрязнения окружающей среды является ракетно-космическая деятельность Вооружённых Сил. За многие годы эксплуатации полигонов в ряде районов РФ образовались очаги загрязнения от падения отделяющихся частей ракет с остатками компонентов жидкого ракетного топлива.

Острую проблему для Вооружённых Сил РФ представляет загрязнение окружающей среды нефтепродуктами. Около 50 % складов и их оборудование устарели. В результате утечки нефтепродукты попадают в поверхностные воды и в подземные горизонты, где образуют линзы.

Из-за нехватки судов-сборщиков льяльных и балластных вод, а также береговых (плавучих) станций по их переработке остается высоким (5–10 ПДК) уровень загрязнения моря в пунктах базирования флота.

Серьезную проблему представляет состояние очистных сооружений бытовых отходов в военных гарнизонах. Очистку проходят примерно 28 млн м3 сточных вод, сбрасываемых объектами Министерства обороны.

Из-за насыщенности Вооружённых Сил РФ радиотехническими средствами возникла проблема защиты населения от электромагнитных излучений.

В настоящее время особенно острой проблемой для Вооружённых Сил РФ является ликвидация и утилизация большого количества ядерного и химического оружия, вооружения и военной техники, осуществляемые по международным договорам и соглашениям. Сложность решения этих задач определяется отсутствием оптимальных технологий утилизации, которые учитывали бы в полной мере требования экологической безопасности.

Ухудшение состояния окружающей среды оказывает негативное влияние на жизнедеятельность Вооружённых Сил РФ, снижает их боевую готовность.

На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы. В настоящее время в системе национальной безопасности РФ всё большее значение приобретает обеспечение экологической безопасности. Учитывая, что обеспечение экологической безопасности взаимосвязано с обеспечением экономической, политической военной и другими составляющими национальной безопасности, а экологические проблемы охватывают все отрасли народного хозяйства, меры по обеспечению экологической безопасности должны возлагаться на все министерства и ведомства РФ, включая Министерство обороны.

При решении проблем обеспечения экологической безопасности Вооруженные Силы РФ рассматриваются со следующих позиций:

- в силу специфики деятельности армии и флота, их насыщенности сложными энерго- и материалоёмкими техническими системами, Вооружённые Силы являются реальным и потенциальным источником загрязнения экосистемы;

- сами Вооружённые Силы осуществляют свою деятельность порой в очень неблагоприятной экологической обстановке, связанной с функционированием промышленности, энергетики и транспорта, и должны принимать меры для обеспечения безопасности и сохранения здоровья личного состава, членов семей и жителей военных городков;

- Вооружённые Силы обладают мощным материальным и научно-техническим потенциалом, являются хорошо организованным и мобильным организмом, который способен участвовать в решении как собственных, так и государственных экологических проблем.

Таким образом, можно сделать вывод, что организационную основу обеспечения экологической безопасности деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации должна составлять более совершенная экологическая служба.

Список использованных источников

1. Григоров, Сергей Иванович // Википедия [электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.

2. Кучер М.И. Экология: учеб. пособие [текст] / под ред. проф. Е.Э. Френкеля. – Вольск: ВВИМО, 2015. – 265 с.

3. Приказ МО РФ от 20 августа 2007 г. № 340 «Об утверждении положения об органах экологической безопасности Вооружённых Сил Российской Федерации»

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (в ред. от 03.02.2015). Глава 26. Экологические преступления.

5. Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ (актуальная редакция).

6. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-Ф3 «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)

7. Экология. Военная экология: Учебник для высш. учеб. заведений Мин.обороны РФ [текст] / Под общ. ред. В.И. Исакова. – М.-Смоленск: ИД Камертон-Маджента, 2006. – 724 с.

8. Экологическое право России: учебник [текст] / Б.В. Ерофеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 1996. – 624 с.

Просмотров работы: 205